Цели: познакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.
Задачи классного часа:
- Поговорить о дружбе, перечислить важные для дружбы качества.
- Улучшить межличностные отношения в классе.
- Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений.
- Развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива
Оборудование:
- плакат "Дружба - какое чудесное слово",
- грамзаписи песни "Улыбка, карточки со словами - качествами друга,
- карточки с буквами слова "дружба",
- пословицы о дружбе.
Ход классного часа
Класс разделён на 4 группы.
Актуализация знаний.
Учитель. Хочу вам рассказать одну притчу.
В лесу жила стая волков. Вожак стаи был очень старый. И когда стае пришлось идти на охоту, вожак сказал, что не может вести стаю. Из стаи вышел молодой крепкий волк и попросил разрешения вести стаю. Старый волк согласился, и стая отправилась на поиски пропитания. Через сутки стая вернулась с охоты с добычей. Молодой волк сказал, что они напали на семерых охотников с ружьями и без труда задрали их. Пришло время стаи снова идти на охоту, и опять повёл их молодой волк. Стаи долго не было. С охоты вернулся один израненный волк. Он рассказал вожаку, что стая напала на троих человек, и в живых остался он один. Старый волк удивлённо спросил: "Но ведь в прошлую охоту стая задрала семерых вооружённых охотников, а сейчас с тремя не могла справиться?" Молодой волк ответил: "В тот раз было просто семь охотников, а в этот раз три лучших друга"
-Почему стае не удалось победить трёх человек с ружьями?
- Как вы думаете, какие качества характера наверняка помогли друзьям справиться с целой стаей волков?
- Чему нас учит эта притча?
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Наш классный час называется: "Дружба: Какое прекрасное слово". (Название вывешивается на доску).
Давайте обсудим такие вопросы:
1. Нужна ли дружба вообще?
2. Почему люди дружат?
Какие ассоциации возникают, когда слышите слово Дружба
(Дети сначала записывают самостоятельно, затем обсуждают в группах, после этого на доске появляется запись.)
- Д - доверие, доброта:
- Р - радость, равенство:
- У - уважение, успех:
- Ж - жизнелюбие:
- Б - братство, благородство:
- А - активность:
Учитель. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?
Ученики. Наверное, с улыбки.
Учитель. Вы правы, дружба начинается с улыбки. Точно также считают композитор М.Пляцковский и поэт В. Шаинский, которые написали песню "Улыбка", послушайте её, а кто знает - подпевайте.
(Звучит песня "Улыбка").
- О чём эта песня?
- У кого в классе есть друзья?
- Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?
Разбор ситуаций.
(Работа в группе: чтение и обсуждение ситуаций)
1. Послушайте рассказ "Друзья".
Однажды Саша принес в школу электронную игру "Футбол". К нему тут же подбежал Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!".
- Давай! - согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я - Сашин друг! - гордо сказал он. - Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я - твой друг! - опять произнес он. - Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? - удивился Саша. - Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. - Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
2. Послушайте рассказ "Одинаковые".
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые:
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже:
- Я? - удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела: А ты обрадовалась - и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
3. Рассказ "До первого дождя"
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша - за себя, а Таня - за Машу.
Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
Почему обе девочки густо покраснели?
4. Рассказ "Так или не так?"
Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями.
В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.
Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:
- Ты еще ни с кем не дружишь?
- Нет, - ответила Нюра.
- И я ни с кем не дружу, - вздохнула Галя. - Плохие у нас классе девочки: Ленка - задавака, Вера - хитруля, Надя - врунья, а Ира - задира.
Почти всех девочек перебрала Галя - все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.
- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
- Не волнуйся, - ответила Нюра. - С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.
- Так или не так!
Какой в рассказе изображена Нюра? А Галя?
Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?
Как Нюра догадалась, с кем ей не надо дружить?
Физкультминутка. Игра
Сценка: "Чик и Чирик"
А есть книга (мультфильм), в которой действительно один герой написал объявление о том, что хочет довести друзей.
- Кто этот герой?
- Что помогло всем подружиться? А кто им мешал?
- Но ведь у героев этой книги была замечательная мысль: построить Дом Дружбы. Хотели бы вы жить в таком доме? (Просмотр отрывка из мультфильма)
- Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы.
Групповая работа. Дерево дружбы
Учитель. Какими качествами должен обладать друг? Герои мультфильма построили Дом Дружбы, а я вам предлагаю вырастить Дерево Дружбы. На столах карточки со словами, выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность придти на помощь в любую минуту и др. Выбранные карточки дети прикрепляют к дереву.).
Учитель. Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами: злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм?
Итог. Почему "дружба" - такое чудесное слово?
Встаньте, дети, Встаньте в круг (Дети встают вкруг)
Я твой друг и ты мой друг.
Пусть будет шире Дружбы круг
В кругу стоят друзья твои,
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг,
А вместе это дружбы круг.
Друзьям справа и слева руку пожми,
Передай им тепло своей руки.