Классный час "Дружба… Какое прекрасное слово"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.

Задачи классного часа:

  • Поговорить о дружбе, перечислить важные для дружбы качества.
  • Улучшить межличностные отношения в классе.
  • Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений.
  • Развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива

Оборудование:

  • плакат "Дружба - какое чудесное слово",
  • грамзаписи песни "Улыбка, карточки со словами - качествами друга,
  • карточки с буквами слова "дружба",
  • пословицы о дружбе.

Ход классного часа

Класс разделён на 4 группы.

Актуализация знаний.

Учитель. Хочу вам рассказать одну притчу.

В лесу жила стая волков. Вожак стаи был очень старый. И когда стае пришлось идти на охоту, вожак сказал, что не может вести стаю. Из стаи вышел молодой крепкий волк и попросил разрешения вести стаю. Старый волк согласился, и стая отправилась на поиски пропитания. Через сутки стая вернулась с охоты с добычей. Молодой волк сказал, что они напали на семерых охотников с ружьями и без труда задрали их. Пришло время стаи снова идти на охоту, и опять повёл их молодой волк. Стаи долго не было. С охоты вернулся один израненный волк. Он рассказал вожаку, что стая напала на троих человек, и в живых остался он один. Старый волк удивлённо спросил: "Но ведь в прошлую охоту стая задрала семерых вооружённых охотников, а сейчас с тремя не могла справиться?" Молодой волк ответил: "В тот раз было просто семь охотников, а в этот раз три лучших друга"

-Почему стае не удалось победить трёх человек с ружьями?

- Как вы думаете, какие качества характера наверняка помогли друзьям справиться с целой стаей волков?

- Чему нас учит эта притча?

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Наш классный час называется: "Дружба: Какое прекрасное слово". (Название вывешивается на доску).

Давайте обсудим такие вопросы:

1. Нужна ли дружба вообще?

2. Почему люди дружат?

Какие ассоциации возникают, когда слышите слово Дружба

(Дети сначала записывают самостоятельно, затем обсуждают в группах, после этого на доске появляется запись.)

  • Д - доверие, доброта:
  • Р - радость, равенство:
  • У - уважение, успех:
  • Ж - жизнелюбие:
  • Б - братство, благородство:
  • А - активность:

Учитель. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?

Ученики. Наверное, с улыбки.

Учитель. Вы правы, дружба начинается с улыбки. Точно также считают композитор М.Пляцковский и поэт В. Шаинский, которые написали песню "Улыбка", послушайте её, а кто знает - подпевайте.

(Звучит песня "Улыбка").

- О чём эта песня?

- У кого в классе есть друзья?

- Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?

Разбор ситуаций.

(Работа в группе: чтение и обсуждение ситуаций)

1. Послушайте рассказ "Друзья".

Однажды Саша принес в школу электронную игру "Футбол". К нему тут же подбежал Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!".

- Давай! - согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я - Сашин друг! - гордо сказал он. - Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я - твой друг! - опять произнес он. - Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? - удивился Саша. - Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. - Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

2. Послушайте рассказ "Одинаковые".

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые:

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:

- Да, ты стала хуже:

- Я? - удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела: А ты обрадовалась - и это значительно хуже.

За что мама осудила Соню?

Что бы вы сказали Соне?

3. Рассказ "До первого дождя"

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша - за себя, а Таня - за Машу.

Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?

Почему обе девочки густо покраснели?

4. Рассказ "Так или не так?"

Переехала Нюра на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями.

В новой школе Нюра никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.

Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

- Ты еще ни с кем не дружишь?

- Нет, - ответила Нюра.

- И я ни с кем не дружу, - вздохнула Галя. - Плохие у нас классе девочки: Ленка - задавака, Вера - хитруля, Надя - врунья, а Ира - задира.

Почти всех девочек перебрала Галя - все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

- Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!

- Не волнуйся, - ответила Нюра. - С кем я подружусь, я еще не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

- Так или не так!

Какой в рассказе изображена Нюра? А Галя?

Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?

Как Нюра догадалась, с кем ей не надо дружить?

Физкультминутка. Игра

Сценка: "Чик и Чирик"

А есть книга (мультфильм), в которой действительно один герой написал объявление о том, что хочет довести друзей.

- Кто этот герой?

- Что помогло всем подружиться? А кто им мешал?

- Но ведь у героев этой книги была замечательная мысль: построить Дом Дружбы. Хотели бы вы жить в таком доме? (Просмотр отрывка из мультфильма)

- Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы.

Групповая работа. Дерево дружбы

Учитель. Какими качествами должен обладать друг? Герои мультфильма построили Дом Дружбы, а я вам предлагаю вырастить Дерево Дружбы. На столах карточки со словами, выберите те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность придти на помощь в любую минуту и др. Выбранные карточки дети прикрепляют к дереву.).

Учитель. Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами: злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм?

Итог. Почему "дружба" - такое чудесное слово?

Встаньте, дети, Встаньте в круг (Дети встают вкруг)
Я твой друг и ты мой друг.
Пусть будет шире Дружбы круг
В кругу стоят друзья твои,
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг,
А вместе это дружбы круг.
Друзьям справа и слева руку пожми,
Передай им тепло своей руки.