Цели урока.
Образовательные: дать понятие об энергии,познакомить с единицами измерения и формулами кинетической и потенциальной энергии и преоброзование из одного вида в другую. Зависимость энергии от величины.
Развивающие: развивать навыки и умения работать с формулами и определениями при решении задач.
Воспитательные: уметь ценить обшечеловеческие ценности, воспитывать целеустремленность.
Вид урока: урок-соревнование.
Тип урока: изучение новой темы.
Метод: объяснительный, вопрос-ответ, игры: “Да и нет”, “Заблудившиеся величины”.
Оборудование: динамометр, гири, тачка, мяч, интерактивная доска.
Форма обучение: групповая.
План урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Новый урок:
- Объяснение новой темы проведение опытов.
- Работа с учебником, решение задач.
- Задания.
ІІІ. Закрепление.
ІV. Комментирование оценок.
V. Домашнее задание.
Ход урока
І. Организационный момент:приветствие, подготовка класса к уроку, проверка посещаемости.
Новая тема:
1. Объяснение новой темы проведение опытов.
Различают два вида механической энергии:
- Потенциальная
- Кинетическая
Движущееся тело обладает кинетической энергией
где m - масса движущегося тела; v - скорость тела.
Тело поднятое над поверхностью земли, обладает потенциальной энергией
где h – высота тела над поверхностью земли.
Сжатая или растянутая пружина обладает потенциальной энергией
где k - жесткость пружины; х - сжатие (или растяжение) пружины.
Под польной механической энергией W понимают сумму кинетической и потенциальной энергий:
Изолированной системой тел называется такая система, на которую не действуют силы со стороны тел, не входящих в эту систему.
В изолированной системе тел полная механическая энергия системы остается постоянной(закон сохранения механической энергии):
Где Wi - полная механическая энергия отдельного тела системы; n - число тел в системе.
Для тела, движущегося со скоростью v на высоте h над поверхностью земли, уравнение закона сохранения механической энергии имеет вид:
В случае, когда на тело (систему тел) действуют внешние силы (например, сила трения, сила тяги), закон сохранения механической энергии не выполняется. В этом случае выполнимо следующее соотношение:
Где А-работа внешних сил, действующих на тело; W и - конечная и начальная механическая энергии тела; - изменение полной механической энергии тела.
Класс делится на три группы: каждая группа решать данную задачу.
2. Работа учебником. Решение задач.
№ 1 - задача. Тело массой m,скативщись с горы высотой h,останавливается.Какую работу нужно совершить,чтобы поднять тело обратно на гору?
2-я задача. Как нужно бросить мяч на пол с высоты h, чтобы он подпрыгнул на высоту Н, большую h?
3-я задача. Пуля, летящая со скоростью 400 м/с, попадает в вал и проходит до остановки 0,5 м. Определить силу сопротивления вала движению пули, если ее масса 24 г.
ІІІ. Закрепление.
1. Игра “да и нет”.
№ 1
Импульс тела | p=mv | Да |
Работа | Векторная величина | Нет |
Кинетическая энергия | Движущееся тело обладает кинетической энергией | Да |
№ 2
Полная энергия | Сумма киенетической и потенциальной энергии |
Да |
Сила импульса | p=Ft |
Нет |
W=mgh | Сжатая или растянутая пружина обладает потенциальной энергией |
Нет
|
№3
Потенциальная энергия |
|
Нет |
Закон сохранения энергии | В изолированной системе тел полная механическая энергия системы остается постоянной | Да |
W=mgh | Тело поднятое над поверхностью земли, обладает потенциальной энергией | Да |
2. Игра: “Заблудившиеся величины”.Определить соответствие между величинами и единицами измерение.
№1
Работа | м/с2 |
Ускорение | Паскаль |
Скорость | Ньютон |
Сила | Джоуль |
Давление | м/с |
№2
Энергия | Рад/с |
Масса | Герц |
Мощность | Джоуль |
Угловая скорость | Ватт |
Частота | кг |
№3
Импульс | Ньютон |
Период | метр |
Вес | м/с2 |
Ускорение | секунд |
Высота | кгм/с |
3. Обобщение темы.
№ 1. Охарактеризуйте энергию летящей птицы.
№ 2.Дайте характеристику работы при движении течения водопада.
№ 3.Охарактеризуйте энергию гирь динамометра.
ІV. Комментирование оценок: Ученики оцениваются посредством оценочного бланка.
№ |
Фамилия, отчество | Решение задачи |
Игра “Да и нет” | Игра “Заблудившиеся величины |
Обобщение темы |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 |
V. Домашнее задание: §23 читать и самостоятельное составление задач.