Закон о сохранении энергии и переход из одного вида в другой

Разделы: Физика


Цели урока.

Образовательные: дать понятие об энергии,познакомить с единицами измерения и формулами кинетической и потенциальной энергии и преоброзование из одного вида в другую. Зависимость энергии от величины.

Развивающие: развивать навыки и умения работать с формулами и определениями при решении задач.

Воспитательные: уметь ценить обшечеловеческие ценности, воспитывать целеустремленность.

Вид урока: урок-соревнование.

Тип урока: изучение новой темы.

Метод: объяснительный, вопрос-ответ, игры: “Да и нет”, “Заблудившиеся величины”.

Оборудование: динамометр, гири, тачка, мяч, интерактивная доска.

Форма обучение: групповая.

План урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Новый урок:

  1. Объяснение новой темы проведение опытов.
  2. Работа с учебником, решение задач.
  3. Задания.

ІІІ. Закрепление.

ІV. Комментирование оценок.

V. Домашнее задание.

Ход урока

І. Организационный момент:приветствие, подготовка класса к уроку, проверка посещаемости.

Новая тема:

1. Объяснение новой темы проведение опытов.

Различают два вида механической энергии:

  • Потенциальная
  • Кинетическая

 Движущееся тело обладает кинетической энергией

где m - масса движущегося тела; v - скорость тела.

Тело поднятое над поверхностью земли, обладает потенциальной энергией

где h – высота тела над поверхностью земли.

Сжатая или растянутая пружина обладает потенциальной энергией

где k - жесткость пружины; х - сжатие (или растяжение) пружины.

Под польной механической энергией W понимают сумму кинетической и потенциальной энергий:

Изолированной системой тел называется такая система, на которую не действуют силы со стороны тел, не входящих в эту систему.

В изолированной системе тел полная механическая энергия системы остается постоянной(закон сохранения механической энергии):

Где Wi - полная механическая энергия отдельного тела системы; n - число тел в системе.

Для тела, движущегося со скоростью v на высоте h над поверхностью земли, уравнение закона сохранения механической энергии имеет вид:

В случае, когда на тело (систему тел) действуют внешние силы (например, сила трения, сила тяги), закон сохранения механической энергии не выполняется. В этом случае выполнимо следующее соотношение:

Где А-работа внешних сил, действующих на тело; W и - конечная и начальная механическая энергии тела; - изменение полной механической энергии тела.

Класс делится на три группы: каждая группа решать данную задачу.

2. Работа учебником. Решение задач.

№ 1 - задача. Тело массой m,скативщись с горы высотой h,останавливается.Какую работу нужно совершить,чтобы поднять тело обратно на гору?

2-я задача. Как нужно бросить мяч на пол с высоты h, чтобы он подпрыгнул на высоту Н, большую h?

3-я задача. Пуля, летящая со скоростью 400 м/с, попадает в вал и проходит до остановки 0,5 м. Определить силу сопротивления вала движению пули, если ее масса 24 г.

ІІІ. Закрепление.

1. Игра “да и нет”.

№ 1

Импульс тела p=mv Да
Работа Векторная величина Нет
Кинетическая энергия Движущееся тело обладает кинетической энергией Да

№ 2

Полная энергия Сумма киенетической
и потенциальной энергии
Да
Сила импульса

p=Ft

Нет
W=mgh Сжатая или растянутая пружина
обладает потенциальной энергией
Нет

 

 

№3

Потенциальная энергия

Нет
Закон сохранения энергии В изолированной системе тел полная механическая энергия системы остается постоянной Да
W=mgh Тело поднятое над поверхностью земли, обладает потенциальной энергией Да

2. Игра: “Заблудившиеся величины”.Определить соответствие между величинами и единицами измерение.

№1

Работа м/с2
Ускорение Паскаль
Скорость Ньютон
Сила Джоуль
Давление м/с

№2

Энергия Рад/с
Масса Герц
Мощность Джоуль
Угловая скорость Ватт
Частота кг

№3

Импульс Ньютон
Период метр
Вес м/с2
Ускорение секунд
Высота кгм/с

3. Обобщение темы.

№ 1. Охарактеризуйте энергию летящей птицы.

№ 2.Дайте характеристику работы при движении течения водопада.

№ 3.Охарактеризуйте энергию гирь динамометра.

ІV. Комментирование оценок: Ученики оцениваются посредством оценочного бланка.

Фамилия, отчество

Решение задачи

Игра “Да и нет”

Игра “Заблудившиеся величины

Обобщение темы

1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          

V. Домашнее задание: §23 читать и самостоятельное составление задач.

Слайды