Цель: ознакомление учащихся со служебной частью речи предлогом.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление о предлоге, как слове и его роли в речи.
- Учить писать предлоги раздельно с другими словами.
Развивающие:
- Развивать внимание, мышление, устную и письменную речь,
Воспитательные:
- Содействовать в ходе урока воспитание ответственного отношения к учебной деятельности.
- Продолжить формировать интерес к животным и бережного отношения к ним.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование. У учителя: оформление на доске, слайды, интерактивная доска, словарь Ожигова, энциклопедия. У учащихся: учебник "Русский язык", тетрадь, кружки (зеленые, красные).
Ход урока
1 этап. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2 этап. Минутка чистописания.
Уч. Открыли тетрадки, записали число, классная работа. На минутке чистописания мы напишем букву, которая будет следующей в данном ряду: б, в, г, д, ж, :
Д.
У.А что это за буквы?
Д.
У. Напишите полстрочки заглавной буквы, полстрочки строчной буквы. Придумайте слова с этой буквой, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета и запишите.
Д.
3 этап. Словарная работа.
Уч Ребята, что это?
Д.
Уч. Расшифруйте эти ребусы. Лиза, Ваня, Алина, Данил, Руслан расшифруют нижний ребус, а остальные верхний ребус.
Д. Зашифрованное слово-деревня.
Уч. Что такое деревня?
Д.
Уч. А мы можем подобрать синоним к этому слову?
Д. Да. Это село.
Уч. Давайте откроем словарик и прочитаем, что обозначает наше слово. (работа с словарем Ожигова и с энциклопедией)
Уч. Запишите, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Составьте устно предложение со словом "деревня", а самое интересное запишем
Д. За рекой Томь раскинулась деревня.
Уч. Один работает у доски, а остальные в тетради. Укажите над словами части речи.
Уч. Ребята, а почему мы не подписали маленькое слово?
Д.
Уч. Тема нашего урока выяснить, что же это такое?
4 этап. Новая тема
Уч. К сегодняшнему уроку я для вас приготовила интересное стихотворение Вадима Левина "Щенок". Давайте его прочитаем. Ой, ребята, исчезли некоторые слова. Давайте, их восстановим. Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, каких слов не хватает. Какие слова исчезли? (дети подбирают слова и вставляют)
Уч. Слова, которые мы с вами вставили в стихотворение, называются "предлоги".
Тема нашего урока "Предлог".
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Уч. Прочитайте еще раз без предлогов, а потом с предлогами. Вы прочитали первый раз без предлогов, а второй раз с предлогами. Как вы думаете? Для чего в речи нужны предлоги?
Д. Без предлога нет смысла. Предлог соединяет слова .
Уч. Верно. А точнее?
Д. Он соединяет слова в предложении.
Уч. Умницы. Предлог служит для связи слов в предложении и называется служебной частью.
Уч. В русском языке очень много предлогов.
Уч. Посмотрите на наше стихотворение. Как же пишется предлог?
Д. Предлог пишется отдельно.
Уч. Послушайте, пожалуйста, сказку.
Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки. И один раз так сильно поссорились с Существительными, что те очень обиделись на задир. Существительные стали отодвигаться в сторону, что между ними умещались Прилагательные. Предлоги со всеми перессорились и переехали в другой дом и перестали со всеми разговаривать. Постепенно они совсем отдалились. Так Предлоги стали отдельными словами. Раз случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшим затем правилом: предлог - это слово и с другими словами пишется раздельно (по В. Волиной).
Уч. Давайте откроем учебник на странице 55 и прочитаем правило .
Уч. С какой частью речи познакомились?
Д. С предлогом.
Уч. Какую работу выполняет предлог?
Д. Он соединяет слова в предложении.
Уч. Как пишутся предлоги?
Д. Предлоги пишутся отдельно.
5 этап. Закрепление.
Уч. стр. 55, упр. 84. Прочитайте задание (делают письменно и комментируют)
Уч. Давайте поиграем с вами в игру. Я вам буду показывать две предметные картинки, а вы должны составить фразу, используя название предметов и предлог.
Уч. Молодцы. Давайте поработаем в группах (каждой группе дано задание).
1. Прочитайте предложения. Напишите их, соблюдая смысловую последовательность. Раскрой скобки. Подбери заглавие.
(На) ветках появились игрушки.
(К) пушистой красавице прибежали дети.
(В) комнату внесли елку.
2. Вставьте в предложения слова с предлогами.
Быстро тает снег:Надулись:клейкие почки. Уже прилетели:грачи (с юга, на деревьях, в лесу).
3. Выбери нужные предлоги и запиши их.
Взяли сыновья (по, за) стреле. Упала стрела Ивана-царевича (в, на) болото. Велел царь (к, под) утру хлеб испечь. Василиса оборотилась птицей и улетела (за, в) окно.
6 этап. Итог.
Уч. С какой частью речи познакомились
Д.
Уч. Что было особенно интересным?
Д.
Уч. Какие задания вызвали затруднения?
Д.
Уч. Если было хорошо, поднимите зеленый кружок, если плохо красный.
Уч. Д/з. Стр 56, упр.88
Прозвенел звонок с урока.
Поиграть пришла пора,
Что узнали на уроке
Не забудем никогда.
Вы порадовали нас,
Вам спасибо, в добрый час.