Одним из ведущих принципов государственной политики в области образования Законом РФ "Об образовании" определяется "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности". В официальных документах указывается на необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса в плане формирования у детей качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к рефлексии.
Дети детского дома - это дети с нравственной деформацией личности, с проявлением неадекватности поведения, с существенным дефектом межличностных отношений, с неблагоприятным вариантом восприятия себя, с негативной самооценкой. Асоциальный опыт, приобретенный до вступления в детский дом, отклонения в психофизическом здоровье, искажение восприятия действительности, эмоциональной сферы вследствие депривации и дезадаптации способствует формированию Я-концепции у детей по негативному типу. Для большинства воспитанников характерно искаженное самовосприятие, негативная самооценка, отсутствие рефлексивных действий. Этим обусловлены: низкая мотивация учебной и трудовой деятельности; негативный характер использования свободного времени; дефицит позитивного общения; нарушения правил нравственного поведения; неадекватность во взаимодействии с окружающими. Воспитанники чуть ли не в каждом деле склонны видеть непреодолимые препятствия, т.к. ориентированы не на своё Я, а на взрослого. Самооценка испытывает конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе. Большинство детей не чувствуют себя успешными, а дефицит успеха ведет к отрицательному представлению о себе. Низкая самооценка закрепляет за собой комплекс неполноценности, что ведет к душевному дискомфорту и тревожности.
Поэтому нужна целенаправленная работа по формированию позитивного Я, чтобы каждый воспитанник имел множество представлений о себе, своих сильных и слабых сторонах, умел оценивать себя, был удовлетворен собой и чувствовал свой личный потенциал.
Положительная самооценка определяется тремя факторами:
- твёрдой убеждённостью в импонировании другим людям;
- уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;
- чувством собственной значимости ("Я есть", "Я умею", "Я познаю", "Каким бы Я хотел быть").
Формирование положительной Я-концепции способствует позитивному проявлению потребностей личности, эффективному развитию, успешности. Для того чтобы дети чувствовали себя счастливыми, были способны адаптироваться и преодолевать трудности, им необходимо иметь положительное представление о себе, своей значимости, ценности.
Научить человека быть в ладу с самим собой - вечная проблема обучения. Еще Василий Андреевич Жуковский, будучи наставником наследника престола, Его Императорского Высочества Александра Николаевича (Александра П), писал: "Цель воспитания вообще и учения в особенности заключается в знакомстве ученика с четырьмя вещами:
- с тем, что его окружает;
- с тем, что он есть;
- с тем, что он должен быть как существо нравственное;
- с тем, как он должен направлять свои способности на служение добродетели".
В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
В работе с воспитанниками по формированию положительной Я-концепции поставлены цели: стратегическая - способствовать формированию позитивной Я-концепции через проявление эмпатии и уважения к другим людям; тактическая - способствовать формированию умения контролировать и оценивать свои действия и поступки.
Задачи:
1) создавать условия для формирования положительного образа Я у воспитанников через осознание себя в жизнедеятельности;
2) развивать восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний;
3) формировать желание познавать самих себя и анализировать свои поступки.
Ожидаемый результат: дети будут иметь положительные представления о себе, понимать и принимать себя, знать свои сильные и слабые стороны, оценивать себя и свои поступки, будут успешными в разнообразной деятельности.
Патентный поиск позволил прийти к выводу о том, что:
1) Я - концепция - это система осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самом себе, на основе которой она строит свое поведение;
2) чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче его внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от негативного окружения;
3) важнейший компонент личности - самоуважение - определяется отношением действительных ее достижении к тому, на что человек претендует, рассчитывает.
Как создать и поддержать положительную Я-концепцию у воспитанников детского дома? Педагог должен строить систему такого взаимодействия, сотрудничества, когда и где "Я" было бы результативным и поощряемым. Это взаимодействие строится на личностно-ориентированном подходе, продуктивном общении. Поэтому педагогу важно придерживаться ряда правил, способствующих самопониманию, самоуважению, становлению позитивного образа Я:
- сообщение воспитаннику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними;
- сообщение о своих хороших результатах воспитанник получает от людей авторитетных и значимых для него;
- сообщение воспитаннику о хороших результатах в форме внушения, т.е. соответствующим эмоциональным воздействием;
- предоставление возможности воспитаннику закрепить впечатление о хороших результатах;
- создание в окружении ребенка благоприятного к нему отношения сверстников;
- создание ситуации успеха и возможности ощущения ресурса успеха - "Я - могу";
- проявление к воспитаннику эмпатических чувств, искреннее переживание за него, умение держать его сторону даже тогда, когда его показатели не стабильны;
- предоставление самостоятельности (воспитывать, но не контролировать каждый шаг);
- не подсказывать решения, а показывать пути к нему, разыгрывать с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели;
- не пропустить момент, когда достигнут первый успех, дать оценку поступку и сделать паузу, чтобы ребёнок услышал и осознал;
- оценивание поступка, а не личности;
- предоставление воспитаннику ощутить, что сочувствую ему, верю в него, хорошего мнения о нем, не смотря на его оплошность.
Для реализации педагогической цели и решения поставленных задач используются различные формы проведения коррекционно-развивающих занятий. Среди них важное место занимают тренинг и игровые упражнения.
Специальные исследования и наблюдения показывают, что у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью коммуникативные способности не сформированы или сформированы слабо (те, которые приняты в современном цивилизованном обществе). Социальная среда, в которой они развивались, не способствовала усвоению детьми этических норм и правил, зачастую являясь асоциальной.
Этический тренинг - один из наиболее эффективных способов нравственного развития детей, способов тренировки нравственных норм поведения и общения с другими людьми. Этический тренинг способствует закреплению знаний о нормах и правилах культурного поведения с помощью выполнения различных игровых упражнений, помогающих сплотить коллектив, сформировать доброжелательное отношение друг к другу.
Этический тренинг - это форма идеального представления ситуаций взаимоотношений людей путем ролевой игры (или моделирования ситуаций), воссоздаваемых "здесь и сейчас" и анализируемых с позиций нравственных форм.
С помощью игровых упражнений появляется возможность выработать навыки этического общения с людьми и довести до сознания воспитанников общие правила, закономерности этического общения. Это способствует подготовленности детей к определенным реальным ситуациям.
Игра - особый вид деятельности, это деятельность, предписанная самой природой развития человека. Генетическая программа человека обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. По Хейзингу, человек есть "человек играющий". Через игру ребенок вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным.
Сценарий коррекционно-развивающего занятия на тему "РЫЦАРСКИЙ ЭТИКЕТ"
Цель: формирование культуры нравственного поведения.
Задачи:
- познакомить с представлениями о моральных нормах, исторически сложившихся в обществе;
- формировать установку на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия, способа общения и поведения;
- развивать речь, память, внимание, навыки коммуникативной культуры воспитанников.
Форма проведения: этический тренинг.
Оборудование: выставка книг, магнитная доска, индивидуальные магнитные доски, карточки для игр, карандаши и ластики, комплект одежды, обувь, иллюстрации с изображением рыцарей.
Ход занятия
Вводная часть
1. Организационный момент
2. Пальчиковая гимнастика
- Расскажем нашим гостям про наш дом и пригласим их в гости.
На опушке дом стоит.
На дверях замок висит.
За дверями стоит стол. Выполняется 2-3 раза с ускорением темпа
Вокруг дома частокол.
Тук-тук тук!
Дверь открой!
- Заходите, я не злой.
3. Игра " Антонимы"
Воспитатель бросает кому-либо мяч, называет слово.
Мяч возвращают, называя антоним. Условие: слова с не- не называть.
- Злой - добрый
- Слабый - сильный
- Грубый - вежливый
- Трусливый - храбрый
- Лживый - честный
- Жадный - щедрый.
- Как назвать можно человека, которому принадлежат качества, названные вами? (Культурный)
4. Сообщение темы занятия
- Тема нашего сегодняшнего занятия " Рыцарский этикет".
- Как вы понимаете слово "этикет"?
- Какие правила этикета вы знаете? (за столом, в школе, в транспорте.)
Основная часть
1. Заочная экскурсия в историю
- Почему при встрече со знакомыми мы здороваемся, уходя, прощаемся, говорим " волшебные слова", соблюдаем правила поведения? (Для того чтобы окружающие хорошо к нам относились).
- Книг о правилах поведения написано очень много. Те книги, которые стоят у нас на выставке - это ничтожно малая часть огромного количества книг о правилах поведения.
Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетий истории человечества.
Упоминание о самой первой книге относится к 2350 г до н.э.. Была она написана в Египте и называлась "Инструкция по поведению ". Она, к сожалению, не сохранилась.
А вот советы древнегреческих мудрецов:
- Не делай того, за что бранишь других.
- Чем ты сильнее, тем будь добрее.
- Пусть язык не опережает мысли.
- Не спеши решать, спеши выполнить решение.
- Суди о словах по делам, а не о делах по словам.
- Труднее всего - познать самого себя, а легче всего давать советы другим.
Устарели эти советы?
В Испании, в 1204 г, священнослужителями была написана книга " Дисциплина Клерикалис".
Самая первая книга о правилах поведения в России была написана по приказу Петра _ в 1717 г и называлась она " Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов".
Вот небольшой отрывок из нее: " Вежливу быть на словах, а шляпу должен держать в руках не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван:"
Как видите, знание этикета - один из необходимых признаков воспитанности.
Откуда же это слово - этикет? И что оно означает?
В 17 веке во Франции правил король Людовик X_V, имевший громкое прозвище - "Король - солнце".
На одном из своих приемов он распорядился вручить своим гостям карточки, на которых перечислялись правила поведения, необходимые к соблюдению. Вот от французского названия карточек - "этикетка" - и произошло слово - этикет.
Кстати, недавно я ходила на хоккей. На обратной стороне билета тоже перечислены правила, необходимые к соблюдению. Похожи они на этикетки "Короля - солнца"? (Рассматривают билеты, читают правила).
Этикет - это правила поведения в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды.
Но сегодня мы говорим не о простом этикете, а о рыцарском. Как вы себе представляете рыцарей?
Рыцари - конные всадники в железных доспехах - представители высшего класса среди военных в Европе. Это были самые мужественные люди, герои, совершившие множество подвигов. Их мужественность заключалась в умении отвечать за свои поступки, прямоте, смелости, сдержанности, благородстве.
Рыцарь по закону не мог сражаться с более слабым противником, немощным или стариком, а убийство безоружного покрывало рыцаря несмываемым позором.
Посвящая воина в рыцари, его напутствовали: "Будь храбр!" - и плашмя ударяли мечом по плечу.
Рыцарь должен быть: (по этикету)
- великодушным,
- щедрым,
- доблестным,
- воинственным.
А рыцарской присягой требуется:
- ежедневно слушать обедню,
- охранять вдов и сирот,
- для спасения невинного идти на поединок,
- жить безупречно перед богом и людьми.
Красивые слова. Как вы считаете, утратили они свою силу в наше время? Можно назвать культурного, воспитанного человека "рыцарем"?
2. Игра "Найди лишнее слово"
Воспитанники разбиваются на две группы. На двух столах - карточки с набором слов, карандаши, ластики.
Задание: вычеркните лишние слова.
Рыцарь - это: самоотверженность, смелость, грубость, героизм, благородство, хамство, справедливость, равнодушие, лень, вежливость, мужество, хвастовство.
2. Этикет - это: правила, нормы, закон, совет, обычай, кодекс, традиции, предписания, толкования, сплетни, слухи.
3. Игровая ситуация "Дай совет"
- По каким признакам мы можем определить, что перед нами рыцарь?
(внешнему виду, речи, поведению, поступкам)
- А вы бы хотели, чтобы про вас сказали: рыцарь, т.е. культурный, вежливый человек?
Сегодня мы попробуем, потренируемся в рыцарском этикете.
Никита, придя из школы, сказал, что завтра у них праздник. Мы с ним выбрали одежду, обувь. Но Никита еще мал и очень нуждается в ваших советах. Посмотрите, что он выбрал. Может быть, что-то надо исправить?
(Условие: рассматривать костюм молча; рассмотрев, сесть на своё место. Совет должен начинаться словами: "Никита, я тебе советую:")
4. Динамическая пауза "Подбери пару"
- Подумайте, куда вы сейчас бы пошли, какая обувь вам нужна. Глаза мы завяжем шарфами.
Задание: пока звучит музыка, найдите себе подходящую пару обуви.
5. Игра "Выставка вежливых слов"
- Представьте себе, что мы гуляем по парку, где расположена "Выставка вежливых слов". Но что произошло? Здесь был ураган? Все стенды валяются на полу, слова перепутаны. Работники парка - в замешательстве: "Что делать?" Давайте им поможем, вернем слова на свои места.
Слова приветствия: добрый день, добрый вечер, доброе утро, я рад Вас видеть, здравствуйте.
Прощальные слова: до встречи, до свидания, прощайте.
Слова извинения: простите, извините, мне очень жаль, жаль.
Слова благодарности: спасибо, очень признателен, благодарю.
Слова просьбы: не могли бы Вы мне помочь, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, если Вас не затруднит.
Задание для дошкольника: сюжетные картинки распределить по группам: "Так" и "Не так".
Условие: оказание друг другу помощи одобряется, но только после того, как выполнено своё задание.
6. Игровое упражнение "Как поступить?"
Задание: каждому участнику дается ситуация для обдумывания. Партнеров можно искать самим. Можно объединиться в группы, "мини - театры".
1. Ты пришел в школу, но немного опоздал на урок. Как ты будешь разговаривать с учителем, чтобы тебе разрешили пройти на свое место?
2. Ты едешь в автобусе. На следующей остановке тебе надо выходить. Ты хочешь пройти к дверям, но путь загораживают другие пассажиры. Как поступить?
3. Твой друг просит у тебя магнитофон, который принадлежит не тебе. Как ты поступишь?
4. Во время одевания на прогулку к тебе подошёл малыш и попросил завязать ему шарф, а ты в это время зашнуровываешь ботинки.
5. Ты гуляешь на улице, и к тебе обратился прохожий с просьбой показать ему нужную улицу, которой ты не знаешь. Что ты ему ответишь?
6. Твоему брату только что подарили игрушечную машинку. Тебе тоже очень хочется поиграть этой машиной. Как ты будешь действовать?
Условие: необходимо выйти из ситуации, соблюдая этикет.
(Результаты каждого игрового упражнения обсуждаются сразу после его выполнения воспитанниками)
Заключительная часть
1. Итог
- Давно уже минуло средневековье. Но благородный рыцарь живет и в наши дни. В его груди бьётся смелое сердце. Он живет рядом с нами, и порой мы не всегда замечаем, что наш сосед - рыцарь. Но его поступки говорят нам об этом.
Человек бесстрашно бросился в ледяную воду и спас тонущего мальчика. Не дал хулигану отнять игрушку у малыша. Заступился за товарища, не дал в обиду женщину.
Это все - рыцарские поступки.
Можно ли стать современным рыцарем? Да, если в твоей груди бьётся благородное сердце.
Будь смелым, спеши на помощь людям, приноси пользу, борись с несправедливостью. И про тебя скажут: рыцарь.
2. Рефлексия
- Что нового узнали?
- Что особенно понравилось, было интересным?
- Какие трудности возникали, при выполнении каких заданий?
- Что заставило задуматься?
- Какие рыцарские поступки вы когда-либо совершали?