Информационная карта урока:
Учебный предмет – общая биология
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: Урок – исследование.
Место урока в учебном плане: урок закрепления знаний.
Цель урока: закрепить знания учащихся о процессе эволюции и ее основных закономерностях.
Задачи:
- закрепить знания учащихся об эволюционном учении, формировать научный взгляд на развитие живой природы;
- развивать навыки логического мышления и коммуникативные умения, умения работать с большим количеством информации, делать выводы и обобщать, сравнивать и доказывать;
- воспитывать уважение к чужому мнению, чувство толерантности и самостоятельности мышления.
Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, карточки с заданиями.
План урока:
1.Организационный момент (1 мин)
2.Актуализация опорных знаний(4 мин)
3.Изучение нового материала
а\ постановка проблемы ( 1 мин)
б\ виртуальная экскурсия(15мин)
4.Физкультминутка (гимнастика для глаз) (1мин)
5.Закрепление (15 мин)
6.Подведение итогов урока (1 мин)
7.Дом. задание (1 мин)
8.Рефлексия (1 мин)
Ход урока:
Лучшие свои доказательства Дарвин должен
был взять из неисчислимых собраний рассыпанных
в земле остатков животных…
БюллетеньМосковского общества испытателей
природы за 1860 год
1.Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, сообщает тему урока, ставит перед классом цель урока, знакомит с планом урока, делит учащихся на группы.
2.Актуализация опорных знаний учащихся
Фронтальный опрос, направленный на выявление теоретических знаний учащихся, необходимых для решения практических задач.
Учитель: Дайте определение следующим понятиям:
Эволюция, ароморфоз, идиоадаптация, видообразование, дивергенция, конвергенция, биологический прогресс, биологический регресс, естественный отбор, борьба за существование
3.Изучение нового материала
Учитель: К концу ХIХ века практически все палеонтологи приняли идею эволюции, хотя далеко не все были согласны с Дарвином в оценке ее движущих факторов. Прежде всего, это касается сторонников теории «скачков», идеи о мгновенном, в течение одного- двух поколений превращение видов, не связанных переходными факторами. Против Дарвина выступили и сторонники автогенетических и эктогенетических взглядов. Первые полагают, что ход эволюции определен внутренними, заложенными в организме силами. Эктогенетики, напротив, считают, что ход эволюции целиком определяет среда. Напомним, что по Дарвину основными факторами эволюции является естественный отбор в процессе внутри и межвидовой конкуренции, наследственная изменчивость, которая имеет неопределенный, ненаправленный характер. После смерти Дарвина прошло уже больше ста лет, а дискуссия по вопросу о движущих силах эволюции продолжаются. И хотя материал палеонтолога обычно не позволяет изучать наследственность, отбор и борьбу за существование, он имеет первостепенное значение для суждений, например, о направленности или темпе эволюции.
Поэтому, я предлагаю вам совершить самостоятельную виртуальную экскурсию в Московский Дарвиновский музей и Московский палеонтологический музей, в ходе которой вы должны попытаться ответить на поставленные вопросы.
Виртуальная экскурсия в палеонтологический и дарвиновский музеи.
Ребята работают в группах, каждая группа отвечает на определенный вопрос, указанный в бланке-задании.
Задание первой группе
Путешествуя по залам музеев ( http://www.darwin.museum.ru/_exp/ и
http://www.paleo.ru/museum/halls.html ) постарайся ответить на поставленный вопрос. Также можешь зайти на сайт «Палеонтология в картинках» по адресу: http://www.macroevolution.narod.ru/pics.htm
Палеонтология знает много примеров того, как эволюция целых групп организмов на протяжении десятков миллионов лет шла в определенном направлении. Пример такой эволюции лошадей стал уже хрестоматийным. Их предок, гиракотерий, который жил около 50 миллионов лет назад, был с размером с лисицу и имел четыре пальца на передних и три – на задних конечностях. Но чем ближе к современности, тем ископаемые представители этой группы больше становятся похожи на нынешних рослых «однопалых» лошадей. Факты такого рода приводили многих палеонтологов к выводу, что изменчивость организмов идет в определенном направлении. Но ведь по Дарвину наследственная изменчивость, которая есть материал для эволюции, не имеет направленности. Как разрешить противоречие?
При затруднении обратись к учебнику С.372; 358 или на форум «Проблемы эволюции» по адресу: http://www.paleo.ru/forum/index.
Задание второй группе
Путешествуя по залам музеев ( http://www.darwin.museum.ru/_exp/ и
http://www.paleo.ru/museum/halls.html ) постарайся ответить на поставленный вопрос. Также можешь зайти на сайт «Палеонтология в картинках» по адресу: http://www.macroevolution.narod.ru/pics.htm
О направленности эволюции в известной мере свидетельствуют явления конвергенции и параллелизма – сходства признаков. Яркий пример конвергенции – веретенообразная форма тела у разделенных миллионами лет по времени происхождения акулы, ихтиозавра и дельфина. Например, у всех членистоногих, когда и где бы они ни переходили к наземному образу жизни, независимо становится жесткой хитиновая оболочка – это пример параллелизма.
Попытайтесь ответить на вопрос: можно ли спрогнозировать эволюцию?
При затруднении обратись к учебнику С.423-427 или на форум «Проблемы эволюции» по адресу: http://www.paleo.ru/forum/index.
Задание третьей группе
Путешествуя по залам музеев ( http://www.darwin.museum.ru/_exp/ и
http://www.paleo.ru/museum/halls.html ) постарайся ответить на поставленный вопрос. Также можешь зайти на сайт «Палеонтология в картинках» по адресу: http://www.macroevolution.narod.ru/pics.htm
Дарвин придерживался мнения, что эволюция происходит весьма постепенно, путем накопления мелких изменений. «Природа не делает скачков», - любил он повторять вслед за Лейбницем. Но сторонники точки зрения, что эволюция совершается скачками, в последнее время стали заметно активнее. Почему? На каких фактах они основывают свою позицию? Конечно, наибольший интерес вызывает вопрос, могут ли скачком не только меняться признаки, но и возникать виды и группы организмов более высокого ранга?
При затруднении обратись к учебнику С.416-420 или на форум «Проблемы эволюции» по адресу: http://www.paleo.ru/forum/index.
Задание четвертой группе
Путешествуя по залам музеев ( http://www.darwin.museum.ru/_exp/ и
http://www.paleo.ru/museum/halls.html ) постарайся ответить на поставленный вопрос. Также можешь зайти на сайт «Палеонтология в картинках» по адресу: http://www.macroevolution.narod.ru/pics.htm
По традиционным представлениям поэтапная смена флоры и фауны происходит из-за постепенного изменения жизненных условий и конкуренции вновь возникающих групп животных и растений с древними. Но в последние годы традиционные представления стали менее популярны. Наиболее распространенная гипотеза катастрофистов связывает массовые вымирания в геологической истории со столкновениями Земли с крупными астероидами. Попытайтесь ответить на вопрос: Почему вымирают те или иные организмы?
При затруднении обратись к учебнику С.444-450 или на форум «Проблемы эволюции» по адресу: http://www.paleo.ru/forum/index.
4.Физкультминутка
Учащимся необходимо проследить глазами за красной точкой на экране.
5.Закрепление материала
Предполагаемые ответы детей:
1. Имеет ли направленность наследственная изменчивость?
Эволюция во многих случаях становится направленной не оттого, что направлена наследственная изменчивость, а оттого, что ее ограничивает естественный отбор. Если на протяжении миллионов лет отбор действует примерно в одном направлении, то конечный результат будет почти таким же, как если бы направлена была исходная наследственная изменчивость. В примере с лошадьми эволюция на протяжении десятков миллионов лет шла в сторону их приспособления к жизни в степных ландшафтах, к быстрому бегу и травоядности.
То, что в этом случае мы имеем дело с направленным отбором, а не направленной изменчивостью, подтверждают факты постоянного ответвления от магистрального ствола развития лошадиных разнообразных боковых ветвей. Вымирание – отпадение этих боковых линий – придало картине эволюции лошадиных направленный характер.
2.Можно ли прогнозировать эволюцию?
При конвергенции ясно выходит на первый план зависимость приспособления от функции организма в данном случае, речь идет о приспособлении к быстрому плаванию в воде. Значит, конвергенция – всегда следствие отбора, следствие приспособления.
Сложнее ситуация с параллелизмами. При них, кроме зависимости от функции, отчетливо проявляется зависимость приобретаемого признака от внутренних особенностей организма. Особенно впечатляют параллелизмы в группах, осваивающих новую среду обитания. Похожие превращения в покровах происходят и при выходе на сушу позвоночных животных. Но если в этих разделенных десятками миллионов лет примерах параллелизма приспособительное значение параллельных внутренних изменений более или менее ясно, то в других случаях оно может быть неопределенным, например, независимое свертывание чашелистиков в трубку в самых различных линиях предков цветковых растений.
Факт направленности не позволяет делать вывод о возможности прогнозирования эволюции конкретных организмов на отдаленное будущее. Ведь даже в таком направленном ряду форм, как развитие лошадиных, вряд ли можно сказать, двинется ли ряд в будущем по «магистральному пути» или «отклонится в сторону». Ход эволюции зависит от множества факторов, связанных с процессами, протекающими в биосфере, и подчас случайно влияющих на организм в ходе развития вид в ходе эволюции.
3. Плавно или скачками движется эволюция?
На уровне мутаций трудно провести грань между небольшими скачками и постепенными изменениями. Однако известны и случаи, когда относительно крупные перестройки происходят скачком. Такие изменения встречаются у птиц: исчезает правая сонная артерия.
По концепции прерывистого равновесия, виды остаются неизменными миллионы лет, а затем за несколько десятков или сотен лет формируются новые. Хотя создатели концепции подчеркивают, что переход от вида к виду происходит «по-дарвинистски» - путем накопления мутаций и отбора, но придают чрезмерное значение в образовании видов случайным, неприспособительным изменениям и отдельным мутациям с крупным эффектом.
Одним из хорошо исследованных примеров, на которые опирается концепция прерывистого равновесия, является эволюция озерных моллюсков. Их развитие в течение почти пяти миллионов лет было изучено на массовом материале. Оказалось, что новые виды или появляются внезапно, или преобразование видов происходит за пять – пятьдесят тысяч лет. Во-первых, практически во всех случаях новые виды моллюсков возникали после перерывов в накоплении озерных осадков, вслед за прослоями вулканических туфов. Значит, эволюционные события в перерывах постепенно развития моллюсков не документированы, а происходили за пределами исследованной территории. То есть речь не об отсутствии эволюции, а об отсутствии фактов о ней. Во-вторых, в некоторых случаях старые и новые виды моллюсков соединены рядом переходных форм (видообразование шло плавно). Зато, например, для остатков планктонных организмов, добытых из кернов скважин при океаническом бурении показано очень постепенное превращение одних видов в другие.
К сторонникам скачкообразной эволюции – сальтационистам – примыкают современные катастрофисты, которые полагают, что население Земли периодически изменяется после массовых вымираний, вызванных глобальными катастрофами возможно, космического происхождения. При этом нередко звучит утверждение, что массовые вымирания освобождают экологические ниши и поэтому являются необходимым условием для вымирания новых групп организмов, заселяющих «пустые» ниши.
Особенно часто глобальной катастрофой объясняют преобразования в органическом мире Земли на границе мела – последнего периода мезозойской эры, и палеогена, первого периода кайнозоя, 66,4 миллиона лет назад, когда окончательно вымерли динозавры. При этом утверждают, что именно вымирание динозавров создало предпосылки для экспансии млекопитающих.
4.Почему вымирали те или иные организмы?
Действительно, геологами открыты воронки, оставшиеся после падения астероидов. Диаметр воронок составляет подчас десятки километров. Однако последствия столкновений не могли быть столь грандиозны, как это считают катастрофисты. Во всяком случае, различные группы мезозойских организмов вымирали не одновременно и вымерли подчас задолго до образования иридиевого прослоя. Так, вымирание аммонитов завершилось, по-видимому, за сто тысяч лет до конца мелового периода. Другая группа меловых моллюсков – иноцерамы – вымерла даже за миллион лет до конца мела. Задолго до конца мелового периода начались процессы вымирания мезозойских рептилий: ихтиозавров, панцирных динозавров, гигантских завроподов, таких, как бронтозавры и диплодоки. И хотя хищные динозавры, гидрозавры и рогатые динозавры действительно вымерли в самом конце мела, в целом можно утверждать, что процесс смены мезозойской биоты на кайнозойскую был не одномоментным, а многоэтапным. Группы животных и растений кайнозойского облика начали появляться за десятки миллионов лет до конца мезозоя (в частности, покрытосеменные растения, насекомые-опылители, ящерицы, змеи, млекопитающие). Понятно, что невозможно все этапы этой смены объяснить одной катастрофой, приуроченной к самому концу мела. Не объясняют гипотезы катастрофистов и избирательного характера вымирания. Ведь многие группы животных пересекли границу мезозоя, как бы не заметив ее. Так обстояло дело с ящерицами, птицами и млекопитающими. Неверны и представления катастрофистов, которые считают, что экспансия млекопитающих началась только после вымирания динозавров. Хотя по размеру мезозойские млекопитающие и были невелики, число их видов и родов к концу мезозоя вполне можно сопоставить с числом видов и родов динозавров. Вымирание организмов при смене эр геологической истории, безусловно, имело множество причин. Избирательность вымирания и распространения различных групп есть косвенное доказательство того, что существенную роль в процессе смены сыграла конкуренция старых и новых групп и общая перестройка биологических межгрупповых отношений – биоценозов. Перестройка биоценозов была связана с экспансией новых групп и флоры, в частности, цветковых растений.
В замещении динозавров и птерозавров млекопитающими и птицами большую роль могло сыграть то, что эти современные нам группы явно обгоняли рептилий на пути эволюционного прогресса еще в мезозое. Быстрее росла их активность, улучшался аппарат питания, они стали теплокровными, а млекопитающие переходили к живорождению. Особое значение имело совершенствование головного мозга и усложнение поведения. Основной силой, определяющей ход развития жизни, как гениально показал Дарвин, остается естественный отбор.
Учитель: Так что же сегодня надо понимать под словом «эволюция»? Предполагаемый ответ: Под эволюцией живого мира понимают закономерный процесс исторического развития живой природы с момента самого возникновения жизни на нашей планете до настоящего времени.
Учитель: Как происходит процесс эволюции? Предполагаемый ответ: Процесс эволюции происходит плавно, без резких «скачков».
Учитель: Что является движущими силами эволюции? Предполагаемый ответ: Движущими силами эволюции являются мутационная наследственность и естественный отбор.
Учитель: Какие существуют направления прогрессивной эволюции? Предполагаемый ответ: Существует три основных направления прогрессивной эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Все они приводят к биологическому прогрессу.
Учитель: Что является результатом эволюции? Предполагаемый ответ: Биологический прогресс вида, наилучшая приспособленность к среде обитания и как следствие его процветание является результатом эволюции.
Учитель: Каким образом можно использовать палеонтологический материал для доказательства эволюционного процесса?
Предполагаемый ответ: Богатый палеонтологический материал помогает определить ход эволюции отдельных видов и даже классов организмов, содержит «переходные» виды, что служит доказательством плавного хода эволюции, помогает определить временные рамки развития того или ионного вида и многое другое.
Учитель: Можно ли «спрогнозировать» результат эволюции? Предполагаемый ответ: И для животных и для растений прогнозирование даже ближайших шагов эволюции возможно лишь в приближенной степени. Прогнозирование отдаленных результатов эволюции, которые наступят через сотни миллионов лет, практически невозможно.
6.Подведение итогов урока
Оценивание учащихся с комментированием отметок.
7.Дом. Задание:
С.422-429, с.433 задание 1 и 2
8.Рефлексия:
Поднимите руки те, кто считает, что сегодня на уроке он узнал много нового.
Поднимите руки те, кто считает, что сегодня на уроке он потрудился с пользой дела.
Поднимите руки те, кто считает, что урок удался.
Использованная литература:
1.В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Общая биология 10-11 класс»М.; Дрофа 2007.
2. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов «Пособие для поступающих в ВУЗы» М.; Дрофа 2008.
3. http://www.integro.ru/
4. http://www.darwin.museum.ru/_exp/
5.http://www.paleo.ru/museum/halls.html 6. http://www.macroevolution.narod.ru/pics.htm