Тип занятия: психологическое.
Возраст: с 4 - 7 лет.
Цель: Способствовать развитию умения детей называть имена друг друга, описывать других и себя.
Задачи:
- Формировать представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.
- Учить детей умению выражать различные эмоциональные состояния.
- Воспитывать интерес ребенка к совместной деятельности.
Предварительная работа: беседа с детьми о правилах поведения в дремучем лесу, подвижные игры с Гномом.
Материал. Песочница, набор игрушек, игрушка Гном.
Проблемный вопрос. Какие средства способствуют эмоциональному восприятию, переживанию?
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Вы готовы к походу? Тогда в путь! Дорога в Волшебную страну предстоит долгая. Сначала мы медленно пойдем по дорожке, потом прыжками пересечем луг (дети вместе с воспитателем изображают движения). Вот мы и вошли в дремучий лес. Теперь идем по узкой тропинке, которую пересекают корни деревьев. Спешить не надо. Придется через них аккуратно переступать. Над тропинкой нависают ветви деревьев - приходится наклоняться, пробираясь под ними. А теперь мы оказались на полянке. По ней течет ручей, и нам нужно идти по воде. Чувствуете, какая она холодная? Побрызгайтесь! Идем вверх по течению, вот и опушка леса. Перед нами море, мы на его берегу. Какое оно огромное! Нам в лицо дует легкий ветерок. Теперь придется идти по песку. Идти трудно, ноги увязают, но мы не останавливаемся, дорога в Волшебную страну еще не окончена.
Взбираемся на последний бархан. И что же мы видим? Волшебник спрятал от нас Волшебную страну. На мы с вами обязательно её увидим, если, конечно, постараемся (дети садятся вокруг песочницы). Давайте потрудимся вместе. Есть в этой стране быстрые реки (создают в песочнице реку), дремучие леса (сажают деревья), залитые солнцем луга (выравнивают площадку и сажают цветы) и топкие коварные болота.
Посмотрите, как быстро у нас появилась целая страна! А в каждой стране, конечно же, есть жители. Вот, кстати, и первый из них.
Появляется Гном.
ГНОМ. Привет! Вы мои гости? Давайте знакомиться. Как вас зовут? (дети называют свои имена). Как много имён! Какие они все красивые! Как вы думаете, зачем человеку нужно имя? Как ещё дома вас называют родные? Вам это нравиться? Почему вас так называют? Вам бы хотелось, чтобы другие люди тоже вас так называли? (Ответы).
А вот со мной приключилась такая история.
Давным - давно, когда я ёще был маленьким и не знал всех законов нашей Волшебной страны, я поссорился с моей хорошей подружкой - лесной феей. Мы накричали друг на друга, а потом я назвал её очень плохим словом. Я это сделал не потому, что я плохой и злой, а потому, что страшно рассердился. Ох, не стоило мне этого делать. Как только я произнес это плохое слово, фея исчезла, а я забыл как меня самого зовут! Для нас, волшебных гномов, это ой как плохо! Мы тогда забываем, какие мы на самом деле. Я отправился искать фею, чтобы попросит у неё прощения и помощи. Много мне пришлось преодолеть препятствий в дороге но я все - таки её нашёл. Оказалось, что мои злые слова заколдовали ее: она превратилась в цветок без имени. Что мне было делать? Ведь на самом - то деле я считаю ее своей подругой, мне было жалко ее и очень стыдно, что она попала в беду из - за меня. И в этот момент я вспомнил! Я же назвал ее плохим словом, а не по имени! Значит, чтобы расколдовать ее, я должен назвать ее по имени. Я так и сделал. Фиона! И цветок превратился в мою подружку! Но она была такая сердитая, что я понял: она все еще заколдована. Что делать? (ответы детей) Я назвал ее ласково: Фиона, Фионушка, Солнышко. И она окончательно расколдовалась, стала доброй и веселой. К сожалению, она так и не смогла вспомнить, как зовут меня. Вы не поможете? Давайте мне новое имя, пожалуйста (дети придумывают имя гному например Тим) Ура! Теперь у меня есть имя! Но оно новое, и я не знаю, какой же я на самом деле. Помогите, пожалуйста, - опишите меня! (дети описывают внешность и характер гнома). Спасибо, друзья! Вы меня расколдовали! А можете то же самое рассказать о себе? (дети встают в круг и называют известные им качества, педагог помогает.) Спасибо! С вами так весело и интересно! Вы еще придете ко мне в Волшебную страну?
Воспитатель. Конечно, Тим! Спасибо, что позвал нас. (Гном исчезает). Пора возвращаться. Ляжем на ковер, закроем глаза. Чтобы не идти так долго, как шли сюда, мы с вами превратимся в ветерок. Ведь мы уже побывали в Волшебной стране и сами стали немного волшебниками. Наши руки легкие - легкие, как перышко, и ноги легкие - легкие, и туловище, и голова. Мы летим и сверху смотрим на дорогу, по которой шли сюда. Внимание! Мы приземляемся, вновь становимся людьми и открываем глаза. Чему же мы сегодня научились? (Научились строить Волшебную страну, называть друг - друга по имени, рассказывать о других и о себе, помогать другим.) протяните руки над Волшебнлй страной, почувствуйте тепло, которое идет от неё. Давайте возьмем это Теплов свои ладошки скатаем в шарик. Поднесите его к своему сердцу. Теперь все, чему мы сегодня научились, останется с нами.