Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
- Информирование учителей о возрастных особенностях первоклассников и особенностях их адаптации к обучению в школе.
- Обучение навыкам распознавания тревожных и дезадаптированных детей и оказания им психологической поддержки.
Участники: все учителя, работающие в параллели 1-ых классов.
Срок проведения: сентябрь.
Необходимые материалы: ватманы, маркеры, ручки, карманное зеркало, звёздочки, «Карта возрастных особенностей первоклассника».
Формы работы: лекция, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения.
План семинара
1. Вступительное слово ведущего (педагога-психолога)
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным: образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, выполнять домашние задания.
В это же период преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребёнком этих изменений, даже если он их не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолеть превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности.
Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящего в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.
Учителя и родители могут оказать ребёнку существенную помощь в процессе школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросов адаптации и поиск способов преодоления трудностей является столь важным.
2. Разогрев Упражнение “Считалочка”
Ведущий просит участников образовать круг. Объяснить, что группе нужно сосчитать вместе числа от о1 до 50-ти. Но существуют новые правила: вместо 7 или любого числа, кратного 7,
нужно хлопнуть в ладоши. Если кто-то хлопнул в ладоши при обозначении числа не кратного 7, группа продолжает счет, но в обратном порядке от “прохлопанного” числа до 1, если кто-то назвал число, делящееся на 7, счет начинается снова.
3. Мозговой штурм «Ассоциации»
Ведущий: «Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?»
Затем педагоги высказывают по кругу свои ассоциации, а психолог записывает их на доске. Психолог подводит итог и даёт определение слову «адаптация».
В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
Анализ литературы показал, что в теоретическом осмыслении процесса адаптации можно выделить четыре ее вида:
- физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
- биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);
- психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);
- социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности).
Эти виды адаптации взаимодействуют и могут проявляться одновременно. <Приложение1>.
Таким образом, под адаптацией мы понимаем не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде (приспособление к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д., причем, без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
В исследованиях психолога А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития.
При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния.
4. «Портрет дезадаптированного ребёнка» (работа в группах)
Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
- Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
- Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелание выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
- Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
- Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
- Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.
Психолог раздает учителям методику «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» и «Анкету для родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе».
5. «Причины дезадаптации» (работа в группах)
Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп. Ведущий подводит итог.
Причины школьной дезадаптации:
- низкая готовность к школе;
- несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;
- отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;
- неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);
- чрезмерная требовательность родителей;
- гиперопека со стороны родителей;
- незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;
- высокая тревожность самих родителей;
- несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
- наличие серьезных хронических заболеваний;
- чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);
- и др.
6. Физкультминутка
Ведущий просит участников определите степень своего утомления в процессе работы. Все встают. Если степень утомления большая, необходимо сесть на стул и опустить плечи; если средняя - стоять, руки вниз; если степень утомления небольшая, стоя, руки поднять вверх.
Работоспособность первоклассников не превышает 15 минут.
Физкультминутка "Дождь"
Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действие и, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участник начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так же передаются все действия, пока не закончатся. Действия выполняются в следующем порядке:
- Трение ладоней (шум деревьев).
- Щелканье пальцами (первые капельки).
- Хлопанье руками по бедрам (дождь по крьппе).
- Хлопанье по бедрам, топая ногами (гром и град).
- Хлопанье руками по бедрам
- Щелканье пальцами.
- Трение ладоней.
- Солнышко выглянуло (руки к голове).
Ведущий подчеркивает необходимость постоянной смены видов деятельности, важность проведения физкультминуток на уроках. Психолог предлагает учителям несколько психогимнастических этюдов, которые помимо функции физической разрядки, выполняют также функцию разрядки нервно-психического напряжения (Чистякова М.):
- «Скульптура»: в парах один - «скульптор», другой - «глина». «Скульптор» лепит из «глины» заданный учителем сюжет или же придумывает сюжет сам.
- «Мелки»: в парах один ребёнок рисует рукой на спине другого какую-то букву, фигуру; задача второго - отгадать, что нарисовано.
- «Маска»: учитель называет какого-нибудь сказочного или литературного персонажа, а дети мимически показывают, какое у него обычно бывает выражение лица; то же может быть с движением, походкой и т.д.
7. Карта возрастных особенностей первоклассников
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ |
Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиватьсяабстрактное мышление |
Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности |
Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию |
Примерно к 7 годам эгоцентризм мышления преодолевается, появляетсяи развивается рефлексия |
В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям и т.д. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка |
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру |
Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу |
Самооценка завышена, но сильно зависит от оценок взрослого |
Пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого |
Кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении – паясничает, что-то изображает. Потери детской непосредственности.Появление внутренней жизни ребенка |
Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника |
8. Работа в группах «Способы оказания поддержки и помощи детям в период адаптации»
Группы получают задания: l-ая группа отвечает на вопрос « Какую помощь и поддержку ребёнку для смягчения протекания адаптации могут оказать учителя?», 2-ая группа отвечает на вопрос «Какую помощь и поддержку могут оказать родители?» Свои рекомендации группы оформляют на листах ватмана.
Для закрепления полученной информации можно использовать следующие практические упражнения: «Звезда» и «Подкрепление» (упражнения взяты из «Тренинга педагогической осознанности» Л. Мардер).
9. Упражнение «Звезда»
Необходимо карманное зеркало и пятиконечная звезда.
Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звёздами. Это упражнение хорошо иллюстрирует ограниченность возможностей ребёнка в период созревания головного мозга.
Вопросы для обсуждения: «Ваши ощущения в процессе выполнения задания. Ваши мысли по этому поводу.
Идеи, выносимы на обсуждение: от ребёнка нельзя требовать того, что он выполнить не в состоянии.
10. Упражнение «Подкрепление»
Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочного положительного отношения к ребенку. Двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.
Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называется напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.
Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму – положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).
Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первым («выпустить пар») предоставляется активным участникам.
Вопросы для обсуждения: «Как вы чувствовали себя в своей роли?», «Какие чувства вызвала у вас реакция группы?», «Как вы чувствуете себя сейчас?», «Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?»
Идеи, выносимые на обсуждение
Безусловно положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.
Психологическая поддержка – это способ выражения приятия.
С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями растягивается на весь период пребывания в учебном заведении. Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение как к неудачнику.
Но даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.
11. Подведение итогов
Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках, участники делятся своими впечатлениями.