Конспект учебного занятия по ОБЖ в 4-м классе по теме "Инфекционные заболевания" с использованием цифрового образовательного ресурса

Разделы: ОБЖ


Описание цифрового образовательного ресурса

1. Название ЦОР: Учебное издание БЭНП "ОБЖ, 5-11 классы"

2. Год издания: 2003

3. Разработчик, издатель: ООО "Кирилл и Мефодий"

4. Тип ЦОР: Библиотека электронных наглядных пособий

5. Название предметной области:

Образовательная область "Физическая культура", образовательный компонент "Основы безопасности жизнедеятельности человека"

6. Целевое назначение (для кого предназначен ЦОР)

ЦОР разработчиками предназначен для учителей ОБЖ и учащихся 5-11 классов. Данный ЦОР может быть использован как в рамках инвариантной (уроки окружающего мира, литературного чтения, физкультуры, изобразительного искусства, географии, химии, истории, биологии), так и вариативной части учебного плана , а также при организации внеурочной деятельности учащихся. Электронная библиотека наглядных пособий разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего полного образования по ОБЖ .

7. Соответствие базовому учебно-методическому плану: Соответствует.

8. Наличие теоретического материала:

Цифровой образовательный ресурс содержит достаточный объем теоретического материала. Библиотека предоставляет ученику широкие возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала. Аудио-визуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

9. Наличие заданий на закрепление материала:

ЦОР содержит большой объем материала для закрепления знаний, причем он представлен не только в виде текстов, но и в виде таблиц, схем, анимаций и рисунков.

10. Наличие проверочных заданий (средств мониторинга знаний):

ЦОР не содержит в себе систематизированных средств мониторинга знаний учащихся, но в нем имеются единичные задания тестового характера, схемы, позволяющие не только изучить новый материал, но и проверить уровень его усвоения.

11. Данный ЦОР может быть эффективно использован в начальной школе в рамках факультативного курса "Уроки здоровьесбережения". Электронное издание содержит в себе материал, который позволит учителю при продуманном его использовании формировать не только интеллектуальный потенциал младших школьников, но и предпосылки для духовного и физического развития. Проблема здоровьесбережения в настоящее время особенно актуальна. Об этом свидетельствует следующая статистика (газета "АиФ" № 46, 2004 г., с.31). На вопрос "Могут ли россияне оказать скорую медицинскую помощь?" ответили , что не знают:

- Как грамотно остановить кровотечение- 40%

- Как зафиксировать сломанную руку или ногу-46%

- Что делать при ожоге-49%

- Что делать при обморожении-59%

- Что делать при остановке сердца-63%

- Что делать при отравлении угарным газом-68% и так далее.

Данные факты говорят о недостаточной подготовленности населения в вопросах безопасности жизнедеятельности. Учитывая психологические особенности и высокий уровень усвоения практических навыков младшими школьниками, эти вопросы следует начать изучать в начальной школе.

Так, например, блок ЦОРа "Основы медицинских знаний" можно применить при проведении серии учебных занятий, предложенных ниже.

 Тема: Инфекционные заболевания

Цели:

  • Познакомить с понятием об инфекционных заболеваниях, их формах и периодах, признаках и путях передачи инфекции.
  • Обобщить имеющиеся знания и продолжить познания в области медицины.

Задачи:

  • пособствовать развитию чувств милосердия, желания оказать помощь пострадавшим и себе, чувства выживаемости.
  • gознакомить с новыми медицинскими терминами.
  • для качественного усвоения материала учащимся использовать в работе ЦОР и сказочных персонажей.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, диск "ОБЖ 5-11 кл.", экран, карточки словарных слов, доска.

Для учащихся: словарь иностранных слов, тетрадь, ручка.

Словарь: эпидемия, диагноз, ОРВИ, инфекция

Структура урока:

  1. Вступительная беседа - 10 мин.
  2. Определение темы урока - 2 мин.
  3. Признаки инфекционных заболеваний - 2 мин.
  4. Периоды и формы инфекционных заболеваний - 5 мин.
  5. Пути передачи инфекции - 5 мин.
  6. Итог и обобщение - 5 мин.
  7. Проверка знаний - 5 мин.
  8. Оценивание урока - 1 мин.

Ход урока

I. Вступительная беседа

(В городе Счастья) В каждой стране и даже в каждом городе бывают свои праздники. А в городе Счастья и тем более. Однажды, после веселых праздничных выходных, в школе Здоровья и Любви началась почти настоящая эпидемия. Что это? (высказывания учащихся) Запишите это слово в тетрадь.

У: Давайте узнаем по компьютеру, что означает это слово (Диск "ОБЖ 5-11 кл.", раздел "Основы медицинских знаний", глава Острые инфекционные заболевания и их профилактика")

Эпидемией называется быстрое и массовое распространение острозаразных болезней (инфекций) среди людей

У:  Что же случилось с детьми, спросите вы. Посмотрите на два следующих слайда (1. "внешние признаки инфекционных заболеваний" - рисунок; 2. "признаки инфекционных заболеваний" - текст)

У:  У детей города Счастья поднялась температура, был озноб и головные боли, кашель и насморк.

Доктор Градусник смог быстро установить диагноз.

Р: (Читают из словаря иностранных слов - 18-е изд., стер. - М: Рус. Яз., 1989, с. 164)

Диагноз (гр. dagnosis распознавание, определение) - определение _____ болезни и состояния больного на основании его всестороннего и медицинского исследования (запись в тетрадь словарного слова).

У:  Доктор Градусник очень грамотно и быстро установил диагноз - ОРВИ (запись в тетради)- что означают эти слова?

(Высказывания учащихся)

ОРВИ - острая респираторно-вирусная инфекция

А что такое инфекция?

Р: Это микробы и бактерии.

II. Тема занятия

У:  Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока?

Р: Инфекционные заболевания

У: А какие инфекционные заболевания, вызванные микробами и бактериями, вы уже знаете? (грипп, дизентерия и т.п.)

III. Признаки инфекционных заболеваний

У: Как проявила себя инфекционная болезнь, которой заразились ученики в школе Здоровья и Любви города Счастья?

Р:  Головная боль, температура, кашель, насморк, ухудшение самочувствия, слабость и т.д.

У:  Эти признаки характерны для всех инфекционных заболеваний.

IV. Периоды и формы инфекционных заболеваний

У:  Чтобы правильно установить диагноз, доктору Градуснику, как и любому врачу, необходимо знать не только признаки болезни, но и определить в какой форме протекает болезнь и период заболевания, т.е. сколько времени прошло, как человек заболел и болезнь в начальной ли стадии или человек уже давно заболел.

Давайте посмотрим слайд со схемой (ОБЖ - Основы медицинских знаний - Острые инфекционные заболевания и их профилактика - Периоды и формы протекания инфекционных заболеваний (объект интерактивный).

У:  В каком же периоде заболевания находились ученики школы города Счастья?

Р:  В активном проявлении заболевания.

У:  А какую форму носила данная инфекция - ОРВИ?

Р:  Острую.

V. Пути передачи инфекции

У:  Как же случилось, что болезнь смогла так быстро распространиться?

Но ведь доктор Градусник - опытный и хорошо знающий свое дело специалист. Он очень быстро ответил на этот вопрос. А вы догадались?

(Высказывания учащихся)

Давайте посмотрим слайды (самостоятельное просматривание слайда "Пути передачи инфекции"/рисунок - живопись/ и прочтение вслух текста "Пути передачи и инфекции").

У:  Каким путем, вероятней всего, заразились ребята?

Р:  Воздушно-капельным и контактно-бытовым. Кто-то был источником инфекции и через разговор, чихание и кашель он заражал других.

У:  А почему это случилось быстро?

Р:  Потому, что в городе был праздник и люди собирались большими группами.

У:  Сделайте вывод.

Р:  Вывод: При скоплении людей группами, большая вероятность подхватить какую-то инфекцию и заболеть.

VI. Итог и обобщение

У:  О чем мы говорили на уроке и что вы нового узнали? (Ответ учащихся)

У:  Назовите характерные признаки для всех инфекционных заболеваний.

Р:  Температура. Головная боль. Слабость и недомогание.

Бывают: кашель, насморк, понос, тошнота, рвота, сыпь на коже.

У: Как быстро может распространиться болезнь?

Р:  Молниеносно, остро или в хронической форме.

У:  На какие периоды делится инфекционное заболевание?

Р:  Начало заболевания (скрытый характера) - активное проявление заболевания (активный характер) - выздоровление.

У:  Каким путем может передаваться инфекция?

Р:  Их пять: воздушно-капельный, жидкостный, контактно-бытовой, дикими (домашними) животными.

VII. Проверка знаний:

Задание: К каждому слову с цифрой подберите слова под определенной беревой:

  • эпидемия
  • скрытый
  • молниеносная
  • жидкостный

а) ФОРМЫ:

б) ПУТИ:

в) ПЕРИОДЫ:

хроническая фекально-оральный начало заболевания
острая воздушно-капельный
через животных активное проявление
выздоровление

г) распространение:

  • медленное
  • быстрое
  • массовое
  • единичное
  • быстрое и массовое

Ответы:

  • 1 - 2 (5)
  • 2 - в
  • 3 - а
  • 4 - б

VIII. Оценка урока

У: Выскажите свою оценку нашему уроку.