Описание цифрового образовательного ресурса
1. Название ЦОР: Учебное издание БЭНП "ОБЖ, 5-11 классы"
2. Год издания: 2003
3. Разработчик, издатель: ООО "Кирилл и Мефодий"
4. Тип ЦОР: Библиотека электронных наглядных пособий
5. Название предметной области:
Образовательная область "Физическая культура", образовательный компонент "Основы безопасности жизнедеятельности человека"
6. Целевое назначение (для кого предназначен ЦОР)
ЦОР разработчиками предназначен для учителей ОБЖ и учащихся 5-11 классов. Данный ЦОР может быть использован как в рамках инвариантной (уроки окружающего мира, литературного чтения, физкультуры, изобразительного искусства, географии, химии, истории, биологии), так и вариативной части учебного плана , а также при организации внеурочной деятельности учащихся. Электронная библиотека наглядных пособий разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего полного образования по ОБЖ .
7. Соответствие базовому учебно-методическому плану: Соответствует.
8. Наличие теоретического материала:
Цифровой образовательный ресурс содержит достаточный объем теоретического материала. Библиотека предоставляет ученику широкие возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала. Аудио-визуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
9. Наличие заданий на закрепление материала:
ЦОР содержит большой объем материала для закрепления знаний, причем он представлен не только в виде текстов, но и в виде таблиц, схем, анимаций и рисунков.
10. Наличие проверочных заданий (средств мониторинга знаний):
ЦОР не содержит в себе систематизированных средств мониторинга знаний учащихся, но в нем имеются единичные задания тестового характера, схемы, позволяющие не только изучить новый материал, но и проверить уровень его усвоения.
11. Данный ЦОР может быть эффективно использован в начальной школе в рамках факультативного курса "Уроки здоровьесбережения". Электронное издание содержит в себе материал, который позволит учителю при продуманном его использовании формировать не только интеллектуальный потенциал младших школьников, но и предпосылки для духовного и физического развития. Проблема здоровьесбережения в настоящее время особенно актуальна. Об этом свидетельствует следующая статистика (газета "АиФ" № 46, 2004 г., с.31). На вопрос "Могут ли россияне оказать скорую медицинскую помощь?" ответили , что не знают:
- Как грамотно остановить кровотечение- 40%
- Как зафиксировать сломанную руку или ногу-46%
- Что делать при ожоге-49%
- Что делать при обморожении-59%
- Что делать при остановке сердца-63%
- Что делать при отравлении угарным газом-68% и так далее.
Данные факты говорят о недостаточной подготовленности населения в вопросах безопасности жизнедеятельности. Учитывая психологические особенности и высокий уровень усвоения практических навыков младшими школьниками, эти вопросы следует начать изучать в начальной школе.
Так, например, блок ЦОРа "Основы медицинских знаний" можно применить при проведении серии учебных занятий, предложенных ниже.
Тема: Инфекционные заболевания
Цели:
- Познакомить с понятием об инфекционных заболеваниях, их формах и периодах, признаках и путях передачи инфекции.
- Обобщить имеющиеся знания и продолжить познания в области медицины.
Задачи:
- пособствовать развитию чувств милосердия, желания оказать помощь пострадавшим и себе, чувства выживаемости.
- gознакомить с новыми медицинскими терминами.
- для качественного усвоения материала учащимся использовать в работе ЦОР и сказочных персонажей.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, диск "ОБЖ 5-11 кл.", экран, карточки словарных слов, доска.
Для учащихся: словарь иностранных слов, тетрадь, ручка.
Словарь: эпидемия, диагноз, ОРВИ, инфекция
Структура урока:
- Вступительная беседа - 10 мин.
- Определение темы урока - 2 мин.
- Признаки инфекционных заболеваний - 2 мин.
- Периоды и формы инфекционных заболеваний - 5 мин.
- Пути передачи инфекции - 5 мин.
- Итог и обобщение - 5 мин.
- Проверка знаний - 5 мин.
- Оценивание урока - 1 мин.
Ход урока
I. Вступительная беседа
(В городе Счастья) В каждой стране и даже в каждом городе бывают свои праздники. А в городе Счастья и тем более. Однажды, после веселых праздничных выходных, в школе Здоровья и Любви началась почти настоящая эпидемия. Что это? (высказывания учащихся) Запишите это слово в тетрадь.
У: Давайте узнаем по компьютеру, что означает это слово (Диск "ОБЖ 5-11 кл.", раздел "Основы медицинских знаний", глава Острые инфекционные заболевания и их профилактика")
Эпидемией называется быстрое и массовое распространение острозаразных болезней (инфекций) среди людей |
У: Что же случилось с детьми, спросите вы. Посмотрите на два следующих слайда (1. "внешние признаки инфекционных заболеваний" - рисунок; 2. "признаки инфекционных заболеваний" - текст)
У: У детей города Счастья поднялась температура, был озноб и головные боли, кашель и насморк.
Доктор Градусник смог быстро установить диагноз.
Р: (Читают из словаря иностранных слов - 18-е изд., стер. - М: Рус. Яз., 1989, с. 164)
Диагноз (гр. dagnosis распознавание, определение) - определение _____ болезни и состояния больного на основании его всестороннего и медицинского исследования (запись в тетрадь словарного слова).
У: Доктор Градусник очень грамотно и быстро установил диагноз - ОРВИ (запись в тетради)- что означают эти слова?
(Высказывания учащихся)
ОРВИ - острая респираторно-вирусная инфекция
А что такое инфекция?
Р: Это микробы и бактерии.
II. Тема занятия
У: Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока?
Р: Инфекционные заболевания
У: А какие инфекционные заболевания, вызванные микробами и бактериями, вы уже знаете? (грипп, дизентерия и т.п.)
III. Признаки инфекционных заболеваний
У: Как проявила себя инфекционная болезнь, которой заразились ученики в школе Здоровья и Любви города Счастья?
Р: Головная боль, температура, кашель, насморк, ухудшение самочувствия, слабость и т.д.
У: Эти признаки характерны для всех инфекционных заболеваний.
IV. Периоды и формы инфекционных заболеваний
У: Чтобы правильно установить диагноз, доктору Градуснику, как и любому врачу, необходимо знать не только признаки болезни, но и определить в какой форме протекает болезнь и период заболевания, т.е. сколько времени прошло, как человек заболел и болезнь в начальной ли стадии или человек уже давно заболел.
Давайте посмотрим слайд со схемой (ОБЖ - Основы медицинских знаний - Острые инфекционные заболевания и их профилактика - Периоды и формы протекания инфекционных заболеваний (объект интерактивный).
У: В каком же периоде заболевания находились ученики школы города Счастья?
Р: В активном проявлении заболевания.
У: А какую форму носила данная инфекция - ОРВИ?
Р: Острую.
V. Пути передачи инфекции
У: Как же случилось, что болезнь смогла так быстро распространиться?
Но ведь доктор Градусник - опытный и хорошо знающий свое дело специалист. Он очень быстро ответил на этот вопрос. А вы догадались?
(Высказывания учащихся)
Давайте посмотрим слайды (самостоятельное просматривание слайда "Пути передачи инфекции"/рисунок - живопись/ и прочтение вслух текста "Пути передачи и инфекции").
У: Каким путем, вероятней всего, заразились ребята?
Р: Воздушно-капельным и контактно-бытовым. Кто-то был источником инфекции и через разговор, чихание и кашель он заражал других.
У: А почему это случилось быстро?
Р: Потому, что в городе был праздник и люди собирались большими группами.
У: Сделайте вывод.
Р: Вывод: При скоплении людей группами, большая вероятность подхватить какую-то инфекцию и заболеть.
VI. Итог и обобщение
У: О чем мы говорили на уроке и что вы нового узнали? (Ответ учащихся)
У: Назовите характерные признаки для всех инфекционных заболеваний.
Р: Температура. Головная боль. Слабость и недомогание.
Бывают: кашель, насморк, понос, тошнота, рвота, сыпь на коже.
У: Как быстро может распространиться болезнь?
Р: Молниеносно, остро или в хронической форме.
У: На какие периоды делится инфекционное заболевание?
Р: Начало заболевания (скрытый характера) - активное проявление заболевания (активный характер) - выздоровление.
У: Каким путем может передаваться инфекция?
Р: Их пять: воздушно-капельный, жидкостный, контактно-бытовой, дикими (домашними) животными.
VII. Проверка знаний:
Задание: К каждому слову с цифрой подберите слова под определенной беревой:
- эпидемия
- скрытый
- молниеносная
- жидкостный
а) ФОРМЫ:
б) ПУТИ:
в) ПЕРИОДЫ:
хроническая фекально-оральный начало заболевания острая воздушно-капельный через животных активное проявление выздоровление
г) распространение:
- медленное
- быстрое
- массовое
- единичное
- быстрое и массовое
Ответы:
- 1 - 2 (5)
- 2 - в
- 3 - а
- 4 - б
VIII. Оценка урока
У: Выскажите свою оценку нашему уроку.