Урок математики в 3-м классе по программе "Школа России" на тему "Письменные приемы сложения и вычитания (без перехода через десяток)"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • содействовать ознакомлению учащихся с письменными приемами сложения и вычитания без перехода через десяток;
  • научить правильно оформлять запись таких примеров;
  • способствовать закреплению нумерации чисел в приделах 1000,умению решать задачи изученных видов;
  • развивать логическое мышление и речь учащихся;
  • воспитывать интерес к математике.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы ознакомимся с письменными приемам сложения и вычитания без перехода через десяток и научимся правильно оформлять запись таких примеров.

III. Устный счет.

1. Задача на внимание:
В летний полдень под сосной
Еж нашел сюрприз лесной.
Две лисички, пять опят
Под сосной в лесу стоят.
Ну а дальше, у опушки-
Сыроежки – все подружки
По три в три ряда стоят,
На ежа они глядят.
Кто ответ нам дать готов,
Сколько еж нашел грибов?

2. Дополни до 100 каждое из чисел:

40, 20, 90, 60,70,50.

3. Решите задания 14 нас.50.

69-54:3+6=63       69-54:3+6=57
69-54:3+6=11 69-54:3+6=45

4. «Блиц-турнир» (устно)

а) Володя гостил у бабушки две недели и еще 4 дня. Сколько всего дней гостил Володя у бабушки?
б) Витя проплыл 26 м. Он проплыл на 4 м меньше, чем Сережа. Сколько метров проплыл Сережа?
в) В саду 38 старых яблонь и 19 молодых. Насколько меньше молодых яблонь, чем старых?
г) Папа купил 10 кг картофеля. За неделю израсходовали 8 кг, потом папа купил еще 8 кг. Сколько теперь у нас килограммов картофеля?

5. Поставьте нужные знаки: +, -, ×, :.

26×6×7=13       8×9×2=70
7×9×2=18 9×9×2=20

IV. Работа над новым материалом.

1. Подготовка к рассмотрению нового материала. ( решение примеров с доки учащимися с подробным объяснениями):

45+24

79-16

63+14

58-32

-Теперь мы с вами решим примеры на сложение и вычитание двух трехзначных чисел:

325+434

465-123

(Дети при помощи учителя пытаются объяснить решение этих примеров).

Дети:- Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

Складываю едиицы:5+4=9. Пишу под единицами.

Складываю десятки:2+3=5. Пишу под десятками.

Складываю сотни:3+4=7. Пишу под сотнями.

Читаю ответ: 759.

Аналогично комментируется вычитание.

2. Чтение учащимися вводной статьи в учебнике(вверху страницы) и объяснение решения примеров:

34+27 83-67
534+27 483-67
534+427        483-167

3. Закрепление изученного.

Решение с комментированием примеров (аналогично предыдущему):

456+252 690+188 23+338
528+190 246+85 84+278

V. Физкультминутка.

Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре-
И на место поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.

VI. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

а) В городе 156 школ, а детских садов на 30 меньше. Сколько школ и детских садов в городе? (Самостоятельно)
б) Зимой в городе было 36 открытых катков, а катков с искусственным льдом в9 раз меньше. На сколько больше…?

Данную задачу дети решают самостоятельно, только перед ее решением они должны закончить вопрос:

- На сколько больше в городе открытых катков, чем с искусственным льдом?

Решение

1) 36:9=4 (к.)- с искусственным льдом.
2) 36-4=32 (к.)

Ответ: на 32 открытых катка больше.

в) Площадь одной двенадцатой части квадрата 3см. Найди площадь всего квадрата.

Задачу учащиеся разбирают вместе с учителем. Сначала учитель вместе с детьми записывает краткое условие:

S 1/12 части – 3см²

S= ? см²

Затем дети самостоятельно записывают решение и ответ задачи.

Решение:

3×12=36 (см²)

Ответ: S = 36 см²

VII. Итог урока.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке?

Дети. Мы научились складывать и вычитать трехзначные числа столбиком.

Учитель. Что повторяли на уроке?

Дети. Повторяли решение задач, примеров и нумерацию трехзначных чисел.

VIII. Домашнее задание:

с.58 №5.