Цели:
- содействовать ознакомлению учащихся с письменными приемами сложения и вычитания без перехода через десяток;
- научить правильно оформлять запись таких примеров;
- способствовать закреплению нумерации чисел в приделах 1000,умению решать задачи изученных видов;
- развивать логическое мышление и речь учащихся;
- воспитывать интерес к математике.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы ознакомимся с письменными приемам сложения и вычитания без перехода через десяток и научимся правильно оформлять запись таких примеров.
III. Устный счет.
1. Задача на внимание:
В летний полдень под сосной
Еж нашел сюрприз лесной.
Две лисички, пять опят
Под сосной в лесу стоят.
Ну а дальше, у опушки-
Сыроежки – все подружки
По три в три ряда стоят,
На ежа они глядят.
Кто ответ нам дать готов,
Сколько еж нашел грибов?
2. Дополни до 100 каждое из чисел:
40, 20, 90, 60,70,50.
3. Решите задания 14 нас.50.
69-54:3+6=63 | 69-54:3+6=57 |
69-54:3+6=11 | 69-54:3+6=45 |
4. «Блиц-турнир» (устно)
а) Володя гостил у бабушки две недели и еще 4 дня. Сколько всего дней гостил Володя у бабушки?
б) Витя проплыл 26 м. Он проплыл на 4 м меньше, чем Сережа. Сколько метров проплыл Сережа?
в) В саду 38 старых яблонь и 19 молодых. Насколько меньше молодых яблонь, чем старых?
г) Папа купил 10 кг картофеля. За неделю израсходовали 8 кг, потом папа купил еще 8 кг. Сколько теперь у нас килограммов картофеля?
5. Поставьте нужные знаки: +, -, ×, :.
26×6×7=13 | 8×9×2=70 |
7×9×2=18 | 9×9×2=20 |
IV. Работа над новым материалом.
1. Подготовка к рассмотрению нового материала. ( решение примеров с доки учащимися с подробным объяснениями):
45+24
79-16
63+14
58-32
-Теперь мы с вами решим примеры на сложение и вычитание двух трехзначных чисел:
325+434
465-123
(Дети при помощи учителя пытаются объяснить решение этих примеров).
Дети:- Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
Складываю едиицы:5+4=9. Пишу под единицами.
Складываю десятки:2+3=5. Пишу под десятками.
Складываю сотни:3+4=7. Пишу под сотнями.
Читаю ответ: 759.
Аналогично комментируется вычитание.
2. Чтение учащимися вводной статьи в учебнике(вверху страницы) и объяснение решения примеров:
34+27 | 83-67 |
534+27 | 483-67 |
534+427 | 483-167 |
3. Закрепление изученного.
Решение с комментированием примеров (аналогично предыдущему):
456+252 | 690+188 | 23+338 |
528+190 | 246+85 | 84+278 |
V. Физкультминутка.
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре-
И на место поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
VI. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
а) В городе 156 школ, а детских садов на 30 меньше. Сколько школ и детских садов в городе? (Самостоятельно)
б) Зимой в городе было 36 открытых катков, а катков с искусственным льдом в9 раз меньше. На сколько больше…?
Данную задачу дети решают самостоятельно, только перед ее решением они должны закончить вопрос:
- На сколько больше в городе открытых катков, чем с искусственным льдом?
Решение
1) 36:9=4 (к.)- с искусственным льдом.
2) 36-4=32 (к.)
Ответ: на 32 открытых катка больше.
в) Площадь одной двенадцатой части квадрата 3см. Найди площадь всего квадрата.
Задачу учащиеся разбирают вместе с учителем. Сначала учитель вместе с детьми записывает краткое условие:
S 1/12 части – 3см²
S= ? см²
Затем дети самостоятельно записывают решение и ответ задачи.
Решение:
3×12=36 (см²)
Ответ: S = 36 см²
VII. Итог урока.
Учитель. Что нового вы узнали на уроке?
Дети. Мы научились складывать и вычитать трехзначные числа столбиком.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. Повторяли решение задач, примеров и нумерацию трехзначных чисел.
VIII. Домашнее задание:
с.58 №5.