Цель: привитие культуры поведения, речи, общения младших подростков.
Задачи:
- усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;
- развивать навыки культурного поведения и речевого общения;
- установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Подготовительная работа:
- сценки с участием учеников 5 класса;
- подбор принадлежностей, предметов одежды для участников сценок;
- кабинет (парты необходимо расставить для ребят двух групп);
- деление класса на две команды;
- настройка оборудования для прослушивания и просмотра презентации;
- разработка раздаточного материала.
План классного часа
Организационный момент
- Вступительное слово классного руководителя.
- Песня Б.Окуджавы "Давайте восклицать"
Основная часть
- Слово классного руководителя на фоне презентации.
- Выступление ученицы.
- Подготовленные сценки, их обсуждение.
- Отрывок из мультфильма "Зеркальце"
- Физминутка (игра-соревнование).
- Работа в группе.
- Кроссворд.
Заключение
- Подведение итогов.
- Вручение памяток.
- Гимн вежливости.
Конспект классного часа
Вступительное слово классного руководителя.
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодняшний классный час необычный, мы постараемся разобраться в путанице, которая произошла в Стране хорошего тона.
Эта страна знакома вам с детства. Вы и не замечаете, как ежедневно путешествуете по ней. В раннем детстве вас учат дома, в детском саду, в начальных классах, как правильно жить в этой удивительной Стране хорошего тона. Становясь постарше, вы, незаметно для себя, начинаете задавать себе вопрос: "Как окружающие относятся к вам?"
Вот с разрешения этого вопроса мы и будем "распутывать" клубок загадок Страны хорошего тона. А начнём мы с вами с песни Б.Окуджавы "Давайте восклицать"
Песня Б.Окуджавы "Давайте восклицать"
- Ребята, о чём эта песня?
Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем делать?
Слово классного руководителя.
Слайд 1. Тема нашего классного часа "Необычные приключения в Стране хорошего тона" Слайд 2. Сегодня мы будем работать над культурой поведения, речи, общения подростков. Для этого постараемся усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми; развивать навыки культурного поведения и речевого общения; постараемся установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; будем воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Слайд 3. Сервантес писал: "Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость". И действительно, вежливость- это не только умение проявлять такт, держаться доброжелательно по отношению к собеседнику, но и знание речевого этикета.
Сейчас я приглашаю выйти ... (фамилия, имя).
Выступление ученицы.
Слайд 4.
В автобусе и классе, и в шуме дискотек
Ты должен быть прекрасен и чуток, человек!
Но, делая уступки, ты резко не дели
Одежду и поступки, и помыслы свои.
Случается нередко - и это не секрет -
Красивой этикеткой сменяют этикет.
И вроде всё в порядке, и всё как у людей,
Но это только прятки от совести своей.
Слайд 5. - Ребята, скажите мне, что такое "этикетка"? (дети отвечают на вопрос ученицы)
Да, верно, это информация о вещи. А что такое "этикет"? (ответы учеников) Это манеры, умение вести себя в обществе, воспитанность.
Из дневника десятиклассника Саши Н.... (выступление учеников)
Первая сценка, её обсуждение. Действующие лица: десятиклассник, первоклассник.
Десятиклассник: Прикидываете, тащусь я вчера на подоконнике, а тут подкатывает кругляшка из 1 "б" и чешет...
Первоклассник: Здравствуй, Саша, как дела?
Десятиклассник: У! Дела воще моща!
Первоклассник: Что- что?
Десятиклассник: Да классно, говорю, шо один фитиль такое сморозил: подкатывает к шкету, дай, говорит, мотик погонять, сел и почесал, а тут мент, а он давай выпендриваться. Варежку разинул да как дерябнется - сам с фингалом, мент чуть не с катушки, а мотик шмякнулся. Во ржачка была, клёво, да?
Первоклассник: А что, там лошадь была?
Десятиклассник: Какая лошадь?
Первоклассник: Ну та, которая ржала.
Десятиклассник: Да ты ничего не понял. Один фитиль....
Первоклассник: Без свечи?
Десятиклассник: Ну, конечно же, без...
Первоклассник: А что это за фитиль такой?
Десятиклассник: Да парень такой длинный подкатил к шкету...
Первоклассник: К какому шкету?
Десятиклассник: Да шибзик такой, вот с таким шнобелем.
Первоклассник: С кем, с кем?
Десятиклассник: Да не с кем, а с чем - нос у него такой. Сел и почесал...
Первоклассник: У него, наверное, чесалось что-нибудь?
Десятиклассник: Да нет, попилил он!
Первоклассник: И что, распилил?
Десятиклассник: Что распилил?
Первоклассник: Как что, мотик!
Десятиклассник: Чем?
Первоклассник: Ну этим... Шнобелем!
Десятиклассник: Да нет! Шнобель был у шкета, а у фитиля фингал. Ему бзик в голову ударил, он кочевряжился, варежку разинул, вот и дерябнулся! Теперь-то ты понял?!
Ученица: Да, теперь он понял, что ты абсолютно не знаешь русского языка. Помнишь, как у Гоголя: "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькает, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величавая красота... Редкая птица долетит до середины Днепра..." А не твоём языке-бзике это прозвучало бы так: "Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не бормотнется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не секёшь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет - так гикнется, что копыта отбросит".
Учитель: Спасибо, ребята, можете пройти на свои места. Итак, что мы можем сказать о десятикласснике Саше Н.? (выслушиваются ответы). Понаблюдав за такими как Саша, я составила словарик слов-паразитов, которые чаще всего употребляются в речи ребят.
Слайд 6. Итак, мы делаем вывод о том, что такие слова засоряют нашу речь, искажают и делают её непонятной!
Однако иногда даже хорошие слова могут обидеть. Приглашаю выйти ... (выступление учеников).
Вторая сценка. "Обыкновенные слова". Действующие лица: брат и сестра.
Сестра: Витя, сходи за овощами, и вот еще тебе дело: вымой, пожалуйста, посуду.
Витя (буркнул недовольно): Вот еще!
Сестра: Да ну, пожалуйста, не тяни, а то я не успею обед сварить.
Витя (растягивая слова, передразнивая): Ну и пожалуйста!
Сестра: Витя, подумай, что ты говоришь? Мне очень надо поскорее выполнить мамину просьбу.
Витя (недовольно): Подумаешь, очень надо:
Учитель: Ребята, скажите, почему брат обидел сестру, ведь он употреблял в речи обычные слова? (ответы ребят)
Слайд 7. Обыкновенные, хорошие слова могут стать обидными! Это зависит от того, какой смысл вкладывает человек в сказанное!
7. Третья сценка. "Петина болезнь" Действующие лица: доктор, мальчик Петя.
Доктор: Заходи, больной.
Петя: Я не больной, у меня только горло:.
Доктор: Что горло? Болит?
Петя: Хрипит.
Доктор: Что ж, посмотрим. (Дает ему градусник, берет лист бумаги и пишет).
- Как же тебя зовут, Птичкин?
Петя: Петя.
Доктор: В каком классе учитесь, молодой человек?
Петя: В шестом "бы".
Доктор (удивленно): Бы! Что это за "бы"? Не знаю я такого класса. А дружно вы живете в вашем классе?
Петя: Жутко дружно и весело:
Доктор (приподняв очки, удивленно): Жутко? И весело? А учитесь хорошо?
Петя: Порядок! Особенно девчонки жмут! Их учителя в пух и прах хвалят!
Доктор: А ты как учишься?
Петя: Клево! Вот только вчера по физ-ре "двойку" схватил:
Доктор: О, это ужасно! Такие слова: "клево, по физ-ре:" Тут явно болезнь, но только не горла, а языка и головы. Покажи, пожалуйста, язык.
(Петя открывает рот и говорит: "А-а-а").
Доктор (смотрит в рот): Покраснение, правда, есть. Но оно скоро пройдет. Вот примите сейчас (подает пузырек и ложку).
Петя (берет пузырек, читает по слогам): "По 5 капель после приема пищи". (Пьет и пищит).
Доктор: Петя, что с тобой? Почему ты пищишь?
Петя: На пузырьке написано "пищи", вот я и пищу.
Доктор: Вот чудак! Ты не только говорить, но и читать не умеешь. Написано: "после приема пищи". Мой тебе совет - лучше учиться.
Учитель: Ребята, почему же мальчик прочитал слово неправильно? (ответы ребят)
Слайд 8. Как вы думаете, для чего этот словарь? (ответы ребят)
Ежедневно для общения друг с другом мы используем устную речь. Однако не всегда говорящие задумываются над правильностью данной речи. Нарушение правил произношения ведёт к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой и неграмотной. Помочь здесь может только орфоэпический словарь. Обращайтесь к нему почаще.
8. Просмотр отрывка мультфильма. Слайд 9 Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из м/ф "Зеркальце" и ответить на вопрос: "Можно ли сказать, что человек, употребляющий этикетные слова, всегда прав, честен, искренне вежлив и воспитан?" (ответы ребят) Когда человек хочет получить выгоду, он льстит, говорит неискренне, и о таком человеке мы не скажем, что он воспитан и вежлив.
9. Физминутка. Игра-соревнование (1 парта, 2 ручки, 2 листа, 2 команды, наблюдатель)
А сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете вежливые слова, а вы немного отдохнёте.
Каждая группа, встаньте в колонну друг за другом. По команде первые игроки бегут к парте и записывают по одному вежливому слову, записав, они встают в конец колонны, затем бегут вторые игроки. Посмотрим, какая команда быстрее и правильнее справится с заданием. В роли наблюдателя буду я.
Работа в группе. Слайд 10. Поведение в обществе (выдается раздаточный материал).
Сейчас работаем в группе. Каждой команде предлагается задание.
"Ты идёшь в гости. Как себя необходимо вести?" (первая группа).
"Ты идёшь в театр. Особенности поведения в общественном месте" (вторая группа).
Время обсуждения: 2 минуты
(прослушиваются высказывания ребят)
Слайд 11. Проблемная ситуация (выдаётся раздаточный материал).
"Однажды я выходила из гастронома. В одной руке у меня была сумка, а в другой - портфель. Незнакомый мальчик открыл передо мной дверь и держал её, пока я не прошла. Мне захотелось ему сказать спасибо, но я не знаю, правильно ли это. Ведь мальчики обязаны пропускать девочек в дверях" (первая группа)
"К старшей сестре пришла подруга, она на зубного врача учится. Мы пили чай. Я вдруг вспомнил и говорю: "Посмотрите, какая у меня в зубе здоровая дырка". И показал. Сестра потом маме жаловалась, что я невоспитанный. А что я такого сделал?" (вторая группа).
Время обсуждения: 1 минута
(прослушиваются высказывания ребят)
Слайд 12 Кроссворд (отгадывание)
- Человек, с которым у тебя много общего, но вряд ли ты с ним будешь откровенным (товарищ)
- Установленный порядок поведения (этикет)
- Поступки, совершаемые нами ежедневно (привычка)
- Внутреннее осознание добра и зла; твой главный судья (совесть)
- Твой выбор в конкретной ситуации (поступок)
- Достоинство, то, что вызывает уважение (честь)
- Знание правил поведения в обществе (воспитанность)
Слайд 13 Подведение итогов. Вручение памяток (памятки)
Итак, ребята, вы сегодня были молодцы. Активно участвовали, правильно отвечали на вопросы, большое спасибо моим помощникам, которые подготовили сценки. Все вы очень добрые и хорошие ребята. На память о нашей сегодняшней встрече я дарю вам памятки, в которых представлены основные правила поведения в обществе.
Слайд 14 Гимн вежливости. В заключение давайте споём гимн вежливости.