Тестовые технологии в управлении качеством образования по географии

Разделы: География, Администрирование школы


Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений. Для учителя подобная объективная информация служит не только основой для анализа результатов обучения, прогнозирования уровня достижения государственного стандарта, обоснованных выводов об эффективности использования тех или иных инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов, организационных форм обучения, но и средством проектирования собственной педагогической деятельности учащихся.

Преимущества тестового контроля:

  • объективность оценки;
  • достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
  • эффективность - можно одновременно тестировать большое число учащихся;
  • дифференцирующая способность - так как в тестах содержатся задания различного уровня;
  • реализация индивидуального подхода в обучении - возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;
  • сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

Предлагаемая технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся. Система включает тесты следующих видов (в зависимости от назначения): БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ - тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях.

Примером таких заданий, могут быть тесты к урокам:

  • "Планеты" в 5 классе,
  • "Условные знаки", 6 класс;
  • "Рельеф Евразии", 7 класс;
  • "реки России", 8 класс;
  • "Уральский экономический район", 9 класс;
  • "Транспорт мира", 10 класс;
  • "Страны Европы", 11 класс.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ - тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения.

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ - тесты для проведения в конце полугодия, года, с целью выявления объема и уровня усвоения материала по географии с 6 по 11 класс.

Мной разработаны и апробированы тематические тесты для всех тем, изучаемых по программе география в 6-11 классах и курсу природоведения 5 класс. Тесты представлены в двух вариантах, даны инструкции по проверке и оценке заданий. При разработке тестовых заданий я руководствовалась требованием стандарта образования. В соответствии с целями обучения сконструированы тестовые задания, которые служат для контроля правильности выполнения тех действий, которые соответствуют каждому уровню целей.

1. Тестовые задания, требующие называть и показывать, ориентированные на уровень "знать", предполагающие узнавание и воспроизведение географической информации (знаний) - это тесты базового уровня сложности, закрытого типа, с выбором одного правильного ответа. Обеспечивающие способность ориентироваться в потоке поступающей информации (знание географической номенклатуры, основных фактов, понятий и основных причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями).

2. Тестовые задания, требующие определять и измерять, ориентированные на уровень "понимать", предполагающие выполнение относительно простых мыслительных операций. Это закрытые тесты с несколькими правильными ответами и/или открытые тесты, в формулировке которых готовые ответы отсутствуют. Их должен сформулировать и записать сам ученик в специально отведенном месте. Это задания повышенной сложности.

3. Тестовые задания, требующие описывать и фиксировать, ориентированные на уровень "применять", предполагающие выполнение относительно сложных мыслительных операций. Это тесты повышенного уровня. Они проверяют применение знаний и умений в знакомой ситуации.

4.Тестовые задания, требующие объяснять, ориентированные на уровень "анализа с элементами синтеза". Это задания высокого уровня. При их выполнении требуется продемонстрировать способность использовать знания из различных областей географии для решения объективно новых задач. Контроль качества знаний - ключевая позиция, которая имеет принципиальное значение для достижения качества образования. Компьютерные и сетевые технологии предоставляют широкие возможности для осуществления автоматизированной проверки знаний. Может осуществляться текущий, промежуточный и итоговый контроль. Объективный контроль результатов обучения позволит повысить эффективность управления учебным процессом.