Алюминий

Разделы: Химия


Цели урока:

  • обучающая: рассмотреть электронное строение алюминия; изучить основные физические свойства этого металла; опираясь на знания зависимости свойств металлов от строения их атомов, предсказать характерные химические свойства алюминия;
  • развивающая:продолжать развивать интерес к предмету;
  • воспитывающая: продолжать воспитывать чувство ответственности.

Оборудование и реактивы: железная деталь, алюминиевая проволока, алюминиевая фольга, алюминиевые кастрюля и половник; пробирки, реактивы на демонстрационном столе:

  • Al+HCL ->
  • Al+NaOH ->
  • CuSO4+AL ->

На столах у учащихся: Al, пробирки. Схемы "свойства алюминия"

1 ряд 2 ряд 3 ряд
CuSO4 CuCL2 CuSO4
HCL H2SO4 H2SO4

Основная часть урока.

Во многих популярных книгах по химии приводится легенда о том, что некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию чашу из металла, напоминающего серебро, но более легкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы.

На этом уроке мы с вами выясним, что это был за металл. Каковы его физические и химические свойства и где этот металл применяется в нашей жизни.

Сейчас вы посмотрите на этот химический элемент, его строение атома и определите тему нашего урока.

Итак, тема нашего урока - алюминий.

Записывают число и тему урока. На доске вывешивается: хим. символ - алюминия, его электронное строение.

Его называют металлом 20 в. Официально открыл его нем. ученый Велер и датск. Физик Эрнстед в 1825 г. из-за трудности его получения он стоил в 1500 раз дороже железа, а через 30 лет кг. Этого металла стоил дороже золота.

AL - очень дорогой металл, но сейчас его цена упала, потому что изменился способ получения - сейчас AL получают электролизом:

2 AL2 O 3 -> 4 AL+3O2

В 19 в. Русскому императору на День рождения французская академия наук сделала царский подарок: столовый набор, состоящий из AL кружки, ложки, вилки и чашки.

Теперь, когда мы определили что этот металл- AL мы с вами дадим характеристику этого химического элемента по положению в ПС.

1 ученик дает характеристику.

Мы с вами знаем, что от строения вещества зависят его свойства. А каковы физические свойства AL ?

1 ученик делает сообщение о физ свойствах.

Алюминий - очень активный металл. Который широко используется в быту в чистом виде. Этот факт объясняется очень просто - алюминий покрыт тонкой, но очень прочной пленкой своего оксида AL2O3.

На столах у учащихся схема "свойства алюминия"

 На столах у вас карточки-схемы.

Рассмотрим, в какие реакции, с какими веществами вступает алюминий,ведь это металл.

Учащиеся перечисляют хим. свойства; а учитель показывает по схеме у доски.

1) Все ли реакции нам известны? Алюминий - это металл, оксид и гидроксид которого обладают амфотерными свойствами. Поэтому алюминий растворяется в водных растворах щелочей, образуя соли - алюминаты.

1 ученик показывает дем. опыт, учащиеся проделывают его в группах.

Учитель записывает уравнение на доске.

2AL+ 2NaOH+6 H2O <->2 Na [AL(OH)4] +3 H2

Тетрагидроксоалюминат натрия

Na [AL(OH)4]- Na+ + [AL(OH)4]-

2) + HCL

1 ученик показывает дем. опыт, учащиеся проделывают его в группах.

2 AL+6HCL ->2 ALCL3 +3H2^

3) реакция замещения.

1 ученик показывает дем. опыт, учащиеся проделывают его в группах.

3 CuCL2 + 2 AL -> 2 ALCL3 + 3 Cu

4) Эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах.

AL+ H2SO4 (конц.) ->

AL+ HNO3(конц.) ->

Мы с вами рассмотрели строение, физические и химические свойства, получение металла.

А где же в нашей жизни применяется этот металл. Помогут нам в этом Наташа и Саша.

Сценка

Я - прочный, мягкий и красивый,
Кое-где почти не заменимый.
Могу летать я в небесах.
Могу мешать картофель в щах.

Ты храбриться погоди -
Что-то будет впереди!
Велика моя семья:
В самолетах - это я.
На Тобольской ТЭЦ, друзья,
Самый важный тоже я.
Кто здесь лампочки зажег?
Я несу в проводке ток.

Я с коррозией на "ты".
Я добрался до звезды.
В космос я людей унес:

Ты не очень задавайся,
Вот согни-ка, постарайся

Что ж половником гремел?
Что ж ты каши мало ел?
Где же сила, брат твоя?
А теперь смотри, как я !

Задирай не очень нос.
Погодите-ка друзья, что-то слишком много "Я".

Как вы думаете, где еще в нашей жизни может применяться или применяется этот металл?

Сообщения учащихся о применении алюминия в годы ВОВ.

А знания, полученные на уроке мы сейчас с вами проверим с помощью теста:

Тема "Алюминий"

1. Какой ряд чисел соответствует распределению электронов по энергетическим уровням в атоме алюминия:

а) 1,8,8.

2) 2,8,8,3.

3) 2,8,3.

4) 2,18,8,3

2. Какой из перечисленных элементов проявляет наиболее выраженные металлические свойства?

а) магний

б) кремний

в) натрий

г) хлор

3. В реакции с серой алюминий:

а) восстановитель и отдает 3 электрона

б) окислитель и принимает 3 электрона

в) восстановитель и отдает 6 электронов

г) окислитель и принимает 6 электронов.

4.Степень окисления атома алюминия:

а) +1

б) +3

в) +5

г) -3

5. Общая формула гидроксидов элементов, относящихся к 3 группе главной подгруппе:

а) НЭО

б) Э(ОН) 3

в) ЭОН

г) Э(ОН) 2

6. При взаимодействии алюминия с водой выделяется:

а) оксид алюминия и вода

б) оксид алюминия и водород

в) гидроксид алюминия

г) гидроксид алюминия и водород

7. Напишите уравнение реакции между алюминием и соляной кислотой, расставив коэффициенты методом электронного баланса. Коэффициент перед восстановителем равен:

а) 1

б) 2

в)4

г)6

 Если остается время, то предложена цепочка превращений.

 Дом. задание: параграф 13 (до соединений алюминия), упр. 1.3,7.