Урок обществознания в 11-м классе "Институт семьи и брака"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: изучить семью как важнейший социальный институт общества и один из основных факторов социализации личности.

Задачи урока:

Образовательная: раскрыть содержание важнейших понятий темы "семья", "брак", "функции семьи"; рассмотреть институт семьи как важнейшую ценность общества, условия вступления в брак и условия, препятствующие заключению брака.
Воспитательная: воспитание у учащихся чувства уважения к важнейшим семейным ценностям - семейному долгу, уважению к родителям, преданности, родительской любви, взаимной ответственности членов семьи.
Развивающая: развитие личности подрастающего поколения на примере уважения к семейным ценностям, к институту брака и семьи; формирования критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке

Оборудование: таблицы, "Тенденции развития семьи в индустриально развитых странах", мультимедийное сопровождение "Династия Шишкиных", "Год Семьи в РФ".

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка присутствующих, объявление цели, темы урока.

II. Актуализация ранее изученного материала.

Из материала, изученного ранее, назовите основные особенности и характеристики семьи.

Беседа.

Возможные ответы учащихся:

Важнейший социальный институт общества.

Основной фактор социализации личности.

Группа людей, объединенная кровным родством.

III. Изучение нового материала.

Семья и брак как социальные институты.

Важнейшим элементом социальной структуры общества, социальным институтом является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для ссциально-культурного развития.

Семья-основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью членов семьи.

Семья очень древний социальный институт, которому насчитывается более 5000 лет, и приобретавший на различных ступенях развития различные формы. Как социальный институт семья выполняет ряд основных функций в обществе.

"Мозговой штурм": определите основные функции семьи. Ученики определяют и озвучивают их.

Запись на доске:

Функции семьи.

Репродуктивная.

Социализация молодого поколения.

Экономическая (общее хозяйство, экономическая помощь, поддержка членов семьи.)

Защитная (физическая, эмоциональная, психологическая защита.)

Статусная (принадлежность к определенному слою, национальность.)

Функция эмоционального удовлетворения.

Брак - юридически оформленный добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а так же имущественные права и обязанности супругов.

В РФ признается светский брак, заключенный в ЗАГСе.

Условия заключения брака Условия, препятствующие заключения брака
Взаимное добровольное согласие.

Достижение брачного возраста - 18 лет (16 лет)

Состояние в другом зарегистрированном браке.

Наличие близкого родства.

Наличие отношений усыновления (удочерения)

Недееспособность (психические расстройства)

1. Основание и порядок расторжения

Невозможность дальнейшей совместной жизни супругов и сохранения семьи.

При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах загса. При наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака последнее производится в судебном порядке. Брак считается прекращенным со дня регистрации расторжения брака в органах загса.

2. Тенденции развития современной семьи

Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора. При этом такой свободе нередко отдается индивидом предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи.

Переживает ли современная семья кризис и в чем он проявляется?

Примерные ответы учащихся.

-да, в современной семье наблюдаются кризисные явления: увеличение числа разводов, неполных семей.

Кризис семьи проявляется.

  • в росте числа разводов.
  • в увеличении количества добрачных и внебрачных детей.
  • во взаимно отчуждении членов семьи.
  • в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей.
  • в увеличении числа не полных детей.
  • в увеличении числа гражданских браков.

По результатам работы оформляется таблица

Рост социальной активности женщин в современном обществе.

Положительные последствия. Отрицательные последствия.
Активно занимаясь профессиональной деятельностью, женщина обретает экономическую самостоятельность, удовлетворяет свою потребность в индивидуальном развитии и самореализации.

Развитие многих отраслей (образование, медицина), сфера услуг сегодня невозможно без использования женского труда.

Образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.

Самостоятельная женщина в более позднем возрасте вступает в брак и несклонна иметь много детей.

Занятая на производстве и в других общественных сферах, женщина уделяет меньше времени мужу и детям. Это ослабляет семейные контакты.

Увеличение своих домашних обязанностей муж может воспринимать как подрыв собственного положения в семье о обществе. Это не редко становиться почвой для семейных конфликтов.

Попытки женщины совместить профессиональную и общественную деятельность с семейными обязанностями могут обернуться для нее двойным бременем.

Рассказ учителя. 3. Семейные династии Елабуги.

Сегодня на уроке мы много говорили с вами о семье, о тенденциях ее развития.

Но хочется еще поговорить о знаменитых и достойных семьях Елабуги,

прославивших наш город далеко за его пределами или просто воспитывающих достойных детей.

На мультимедиа проекторе демонстрируются слайды "Династия семьи Шишкиных":

Портрет родителей знаменитого художника - отца И.В.Шишкина (1792-1872 г.г.) и матери Д.Р.Шишкиной (1800-1887 г.г.)

-Дом-музей И.И.Шишкина в Елабуге.

Для родного города отец художника в Елабуге:

  • в 1833 г. построил первый в Елабуге водопровод;
  • в 1854 г. построил для города мельницу;
  • в 1858 г. принял участие в раскопках Ананьинского могильника, открытие которого положило начало изучению железного века в Прикамье;
  • в 1867 г. отреставрировал древнюю булгарскую башню Елабужского городища;
  • в 1871 г. издал в Москве книгу "История города Елабуги" с посвящением: "На память добрым и благотворительным моим согражданам";
Демонстрация на мультимедиа проекторе.
Рассказ учителя. В воспоминаниях и письмах современников о семье Шишкина мы находим только самые теплые и замечательные отзывы.
Рассказ учащихся. 1 ученик: Вот, что пишет в письме к И.И.Шишкину его двоюродный брат В.Зотиков: "Люди такого века, как вы, явление весьма редкое, а Елабуга никогда не увидит подобного вам человека столь любознательного, за всем следящего, все читающего"

2 ученик: Сын Иван Васильевич. Иван приводит такой отзыв об отце: "Он своими посильными трудами, замечательными по самоученности просвещением был известен в окружающей его среде с лучшей стороны"

Рассказ учителя. И.И.Шишкин общался с интереснейшими людьми своего времени: с писателем М.Е.Салтыковым-Щедриным, о героине Отечественной войны 1812 г. Н.А.Дуровой, с ученым-археологом, одним из основателей Казанского общества археологии, истории и этнографии А.Ф.Лихачевым, с К.Гунем, В.П.Верещагиным, с Московским профессором К.И.Невоструевым.

Мать художника Дарья Романовна Шишкина (урожденная Киркина)родилась в Казани. По словам родственников, была женщина с сильным характером, добропорядочная жена, строгая и справедливая мать, хорошая и экономная хозяйка, рукодельница. Окончила несколько классов гимназии.

У Ивана Васильевича и Дарьи Романовны было 6 детей: Александра (1823-1853 г.г.), Николом (1862-1880 г.г.), Иван (1832-1898 г.г.), Анна (1835-1912 г.г.), Ольга (1836-1913 г.г.), Екатерина (1842-?).

Дочери и сыновья воспитаны были в глубоком уважении к родителям. И подтверждением этому служат сохранившиеся письма художника, в которых он обращался к ним: "Любезные Тятенька и Маменька", а заканчивал словами "Остаюсь с истинным сыновним почтением и преданностью вам ваш покорный слуга и сын Иван Шишкин".

  Материнство и отцовство - высшие ценности общества. И какими бы быстрыми темпами не развивалась человеческая цивилизация, роль матери как воспитательницы детей и отца, как главного кормильца, труженика и стержня семьи, остается по-прежнему самой значимой в формировании подрастающего поколения.
Демонстрация на мультимедиа проекторе. "Счастье отцовства и материнства - не манна небесная, оно не приходит праздничным гостем, как только вы, юноша и девушка, стали мужем и женой. Оно трудное и выстраданное - это счастье, оно приходит только к тем, кто не боится однообразного, многолетнего труда до самозабвения". В.А.Сухомлинский.
Лекция учителя. Семья является высшей ценностью общества, государства. Поэтому для всех современных индустриальных стран характерно соблюдение мер государственной поддержки семьи. Характерна эта тенденция и для РФ. 2008 год согласно указу президента В.В.Путина был объявлен годом семьи. Это значит именно семье будет уделяется в этом году особое внимание, на укрепление семейных ценностей будут направлены меры государственный поддержки.
Демонстрация на мультимедиа

проекторе.

Меры государственной поддержки семьи.

Льготные отпуска для родителей по уходу за ребенком до 1,5 лет. (ежемесячные пособия).

Материнский капитал (271 000 руб.) за рождение второго и последующего ребенка.

Льготная оплата за посещение детских садов (от 20 - 70 % в зависимости от числа детей в семье, посещающих д/с)

Ежемесячные выплаты семьям, усыновившим детей.

Эти и другие меры поддержки семьи направлены на повышение рождаемости в стране, на восстановление социального престижа института семьи, на поддержку детства и материнства. Эти меры уже дают существенный результат. Так, по итогам 2007 года в Елабуге впервые за последнее десятилетие рождаемость превысила смертность, родилось более тысячи детей.

IV. Закрепление учебного материала.

Индивидуальный опрос. Учащиеся получают тестовые задания, которые надо решить за 3 - 4 минуты.

Тестирование ЕГЭ - 2010 г.

V. Домашнее задание.

Запись на доске. Написать творческое эссе на тем

- "Семья кристалл общества" В.Гюго.