Урок-игра "Экологический алфавит" по теме "Экология сообществ и популяций"

Разделы: Экология


Цель урока: в игровой форме обобщить, закрепить и проверить знания учащихся по данной теме.

Оборудование: игровое поле (барабан), фишки разного цвета, буквы алфавита, дополнительные значки.

Эпиграф урока: “Знания только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памяти”. Л. Н. Толстой.

Ход урока

1. Организационный момент.

Игра “Экологический алфавит” предназначена для учащихся 10-х классов. В маленьких классах возможна индивидуальная игра, в классах с большой численностью целесообразно создание команд по 3-4 человека.

Инструкция.

Игрок (команда) выбирает себе фишку определенного цвета, которую будут передвигать по игровому полю в соответствии со своим ходом.

Игровое поле разделено на сектора: желтый – экология популяций, зеленый – экология сообществ. По периметру расположены буквы алфавита и дополнительные значки: “черная кошка”(3 шт.) – играющий (команда) возвращаются на 3 хода назад; “костер” – играющий возвращается на “старт”; “подарок”(2 шт.) – играющий (команда) продвигается вперед на 3 хода вперед. В “алфавите” используются 24 буквы (А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Э, Я) и 6 дополнительных значков, т.е. всего 30 клеток.

В клетки, на котором игроки будут попадать чаще всего (после черных кошек), поместите те буквы, на которые у вас подобрано больше всего заданий. Игра начинается с клетки “старт” и заканчивается на клетки “финиш”. На обдумывание ответа отводится 20 секунд. Игрок, одержавший победу (команда), получает оценку 5. Сектор и клетка, на которую попадает игрок, определяется выбрасыванием кубика. Если игрок неправильно отвечает на вопрос, то он возвращается на исходную позицию!

2. Проверка знаний учащихся.

Игра “Экологический алфавит”

“А”

  1. Фактор, происходящий от неживой природы – абиотический.
  2. Фактор, происходящий под влиянием деятельности человека – антропогенный.
  3. Область распространения вида, рода или другой группы живых организмов или сообществ – ареал.
  4. Организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза или хемосинтеза – автотрофы.
  5. Искусственно созданный человеком биоценоз – агроценоз.
  6. Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума и отсутствуют все видовые признаки жизни – анабиоз.
  7. Влияние организмов одних видов на организмы других путем выделения ими различных веществ – аллелопатия.
  8. Подавление одного организма другим без видимого сопротивления подавляемого – аменсализм.
  9. Приспособление к условиям существования, выработавшиеся у организмов в процессе эволюции – адаптация.
  10. Редкое растение Рузаевского района – адонис весенний.

“Б”

  1. Природная система живых организмов и окружающей их абиотической среда, связанная обменом веществами, энергией информацией – биогеоценоз.
  2. Количество живого вещества, приходящееся за единицу площади или объема – биомасса.
  3. Оболочка Земли, населенная живыми организмами – биосфера.
  4. Совокупность живых организмов, объединенных общей областью распространения – биота.
  5. Сообщество организмов, живущих на определенном участке суши или водоема – биоценоз.
  6. Участок биосферы, занятый биоценозом – биотоп.
  7. Факторы, оказываемые влияния одними организмами на другие организмы – биотический.
  8. Реакция организмов на чередование суток периода света и темноты определенной длительности – биотические часы.
  9. Организмы, живущие на дне водоема – бентос.
  10. Совокупность видов растений и животных, населяющих данный район – биом.

“В”

  1. Все условия живой и неживой природы, при которых существуют организмы и которые прямо или косвенно влияют на состояние, развития и размножение как отдельных организмов, так и популяций – внешняя среда.
  2. Сходные биологические виды, обитающие либо в разных географических областях, либо в разных условиях – викарирующие виды.
  3. Периодические или непериодические колебания численности, присущие всем вида организмов – волны жизни (волны численности).
  4. Соотношение особей разных возрастов в популяции – возрастная структура популяции.
  5. Показатель равномерности распределения организмов по площади во всем ареале или его части – встречаемость.
  6. Биомасса, созданная за единицу времени консументами – вторичная продукция.
  7. Сложная биологическая система, состоящая из группировок особей, из популяций, обладающих характерными особенностями строения, физиологии и поведения – вид.
  8. Разнообразие видов и соотношение их численности или массы в биоценозе - видовая структура биоценоза.

“Г”

  1. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами – гетеротрофы.
  2. Водная оболочка Земли – гидросфера.
  3. Органическое вещество почвы – гумус.
  4. Водные растения, целиком или почти целиком погруженные в воду – гидатофиты.
  5. Наземно-водные растения, частично погруженные в воду – гидрофиты.
  6. Наземные растения влажных мест обитания – гигрофиты.
  7. Влаголюбивые животные – гигрофилы.
  8. Понятие “экологическая ниша” ввел в экологию – Гринелл.
  9. Конкуренцию между животными, обладающими сходными экологическими потребностями объясняет теорема – Гаузе.
  10. Поддержание оптимальной в данных условиях численности популяции – гомеостаз.

“Д”

  1. Мертвое органическое вещество – детрит.
  2. Лес, в котором дуб преобладает над другими древесными растениями – дубрава.
  3. Жизненная форма растений – дерево.
  4. Виды, преобладающие в данном биоценозе – доминантные.
  5. Трофические цепи, которые начинаются с отмерших останков растений, трупов и экскрементов животных – детритные.
  6. Наука о популяциях и их взаимоотношениях со средой – демэкология.

“Ж”

  1. Стойкость живых организмов к нарушениям окружающей среды – жизненность.
  2. Способность организма сохранять свое существование в меняющихся условиях окружающей среды – жизнеспособность.
  3. Группа видов растений или животных сходного облика, вызванного одинаковыми приспособлениями к условиям существования – жизненная форма.

З”

  1. Привнесение в среду или возникновение в ней любых загрязнителей – загрязнение.
  2. Животные, пищей которым служат другие животные – зоофаги.
  3. Сообщество животных, входящих в биоценоз – зооценоз.
  4. Приспособление животных к перенесению зимнего времени года – зимняя спячка.
  5. Совокупность животных, обитателей дна водоема – зообентос.
  6. Совокупность животных, свободно парящих в толще воды и не способных противостоять переносу течением – зоопланктон.
  7. Распространение плодов, семян и других зачатков растений и грибов при помощи животных – зоохория.

“И”

  1. Расположение частей или элементов целого по порядку от высшего к низшему – иерархия.
  2. Среднее число особей исследуемого вида, приходящиеся на единицу учета – индекс обилия.
  3. Показатель, связывающий среднюю биомассу и количество особей, характеризующих вид в пределах биоценоза – индекс плотности населения.
  4. Совокупность организмов, обитающих в донных грунтах – инфауна.

“К”

  1. Борьба за достижение лучших результатов – конкуренция.
  2. Растительноядные и плотоядные животные, потребители органического вещества – консументы.
  3. Растения, живущие в засушливой местности – ксерофиты.
  4. Животные, живущие в засушливой местности – ксерофилы.
  5. Форма взаимоотношений организмов, когда один живет за счет остатков пищи или выделений другого, не причиняя тому видимого вреда – комменсализм.
  6. Тип взаимоотношения организмов разных видов, при котором оно полезно обоим видом, но необязательно для них – кооперация.
  7. Вид животных или растений, распространенный по всему миру – космополит.
  8. Умертвление и поедание себе подобных – каннибализм.
  9. Устойчивое сообщество, являющееся конечным итогом сукцессии – климакс.
  10. Организмы, питающиеся экскрементами животных – копрофаги.

“Л”

  1. Верхняя твердая оболочка земного шара – литосфера.
  2. Природный комплекс из древесных растений одного или нескольких видов, растущих близко друг от друга – лес.
  3. Природные комплекс из травяной растительности, обычно из злаков и разнотравья – луг.
  4. Зональный тип растительности и ландшафта с чередованием участков леса и степи – лесостепь.
  5. Зональный тип растительности и ландшафта с чередованием участков леса и тундры – лесотундра.
  6. Любой фактор среды, которой имеет тенденцию замедлять потенциальный рост экосистемы – лимитирующий.

“М”

  1. Постоянное слежение за какими-либо объектами или явлениями – мониторинг.
  2. Общее название мельчайших организмов, видимых лишь в микроскоп – микроорганизмы.
  3. Участок природной среды, в котором живет тот или иной вид животных или растений – местообитание.
  4. Способность организмов выносить низкие отрицательные температуры – морозостойкость.
  5. Сообщество грибов – микоценоз.
  6. Форма симбиотических взаимоотношений между организмами, когда каждый из организмов приносит равную пользу другому – мутуализм.
  7. Растения, обитающие в условиях умеренного увлажнения – мезофиты.
  8. Животные, обитающие в условиях умеренного увлажнения – мезофиллы.
  9. Изменение растительности и животного мира по площади – мозаичность.
  10. “Лес есть не только общежитие древесных растений, он представляет собой общежитие более широкого порядка: в нем не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям и растения к животным”. Автор слов – Морозов Г. Ф.

“Н”

  1. Высшая стадия развития биосферы – ноосфера.
  2. Совокупность живых организмов, связанных с поверхностью воды как средой обитания – нейстон.
  3. Совокупность активно плавающих водных животных, способных в той или иной степени преодолевать течение – нектон.
  4. Сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий – нейтрализм.
  5. Организмы, питающиеся трупами животных – некрофаги.

“О”

  1. Совокупность наиболее благоприятных условий – оптимум.
  2. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма – ограничивающий фактор.
  3. Наиболее благоприятная для организма интенсивность экологического фактора – оптимальный фактор.
  4. Распространение семян или других зачатков растений и грибов при помощи птиц – орнитохория.

“П”

  1. Совокупность особей одного вида, населяющая определенное пространство – популяция.
  2. Растения, вырабатывающие в процессе фотосинтеза органические вещества – продуценты.
  3. Граница, за пределами которой существование организма невозможно – предел выносливости.
  4. Одно звено в цепи питания, представленное продуцентами, консументами и редуцентами – пищевой уровень.
  5. Перенос энергии пищи от ее источника (растений) через ряд организмов, происходящий путем поедания одних организмов другими – пищевые цепи.
  6. Форма взаимоотношений между организмами, когда один живет за счет тканей и соков другого – паразитизм.
  7. Совокупность организмов, обитающих в толще воды и пассивно переносимых водными течениями – планктон.
  8. Соотношение между продуцентами, консументами и редуцентами в экосистеме, выраженное в их массе и изображенное в виде экологической пирамиды – пирамида биомасс.
  9. Соотношение между продуцентами, консументами и редуцентами в экосистеме, выраженное в их численности и изображенное в виде экологической пирамиды – пирамида численности.
  10. Разновидность пирамиды биомасс, в которой представлено количество энергии, заключенной в каждом из трофических уровней экосистемы – пирамида энергии.

“Р”

  1. Организмы, разрушающие и разлагающие мертвые растения и животных – редуценты.
  2. Совокупность растительных сообществ (фитоценозов) Земли или ее отдельных регионов – растительность.
  3. Число особей, рождающихся в популяции за единицу времени – рождаемость.

“С”

  1. Последовательная смена биоценозов, возникающая на одной и той же территории или акватории под влиянием или под воздействием человека – сукцессия.
  2. Совокупность условий, в которых живет организм – среда обитания.
  3. Раздел экологии, изучающий сообщества организмов – синэкология.
  4. Растения и животные, образ жизни которых связан с человеком – синантропы.
  5. Сложные взаимоотношения в экосистеме, при которых разные компоненты потребляют разные объекты и сами служат пищей различным членам экосистемы – сеть питания.
  6. Взаимовыгодное сожительство двух организмов – симбиоз.
  7. Число особей умерших или погибших за единицу времени – смертность.
  8. Гетеротрофный организм, использующий для питания органические вещества мертвых частей растений и животных – сапротроф.
  9. Растения с сочными, мясистыми стеблями или листьями, в паренхиме которых накапливаются много воды, благодаря чему они выдерживают засуху – суккуленты.
  10. Совокупность растений и животных, обитающих в конкретной среде, и связанных друг с другом пищевыми цепями и другими постоянными формами взаимодействия – сообщество.

“Т”

  1. Совокупность организмов, объединенных типом питания – трофический уровень.
  2. Группа организмов, связанных той или иной степени родства – таксон.
  3. Аменсализм, комменсализм, конкуренция, паразитизм, мутуализм, симбиоз, хищничество, протокооперация – типы взаимоотношения организмов.
  4. Термин “Экосистема” ввел в экологию – Тенсли.
  5. Лес, в котором преобладают темнохвойные или светлохвойные породы – тайга.
  6. Связи, когда один вид питается другим – либо живыми особями, либо продуктами жизнедеятельности – трофические.
  7. Связи, когда изменяются условия обитания одного вид в результате жизнедеятельности – топические.

“Ф”

  1. Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории – фауна.
  2. Наука о сезонных явлениях природы – фенология.
  3. Животные, питающиеся растениями – фитофаги.
  4. Совокупность видов растений, произрастающих на определенной территории – флора.
  5. Потребность организмов в периодической смене определенной продолжительности дня и ночи – фотопериодизм.
  6. Биологически активные вещества, образуемые растениями, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных организмов и играющие важную роль в иммунитете растений – фитонциды.
  7. Растительное сообщество - фитоценоз.
  8. Совокупность растений, произрастающих на дне водоема – фитобентос.
  9. Совокупность свободно плавающих растительных организмов – фитопланктон.
  10. Участие одного вида организмов в распространении или пространственном перемещение другого – форическая связь.

“Х”

  1. Привязанность животных к участку их обитания – хоминг.
  2. Синтез органических веществ бактериями из углекислого газа с использованием энергии, освобождающейся при окислении химических соединений – хемосинтез.
  3. Питание животными, с их поимкой и умертвление – хищничество.
  4. Животные или растения, ловящие или поедающие животных для собственного питания – хищник.
  5. Хищник, питающийся другими хищниками – хищник второго порядка.

“Ц”

  1. Трофические цепи, начинающиеся с фотосинтезирующих организмов – цепи выедания (пастбищные).
  2. Трофические цепи, которые начинаются с отмерших останков растений, трупов и экскрементов животных – цепи разложения (детритные).
  3. Ряд видов или группы видов, каждое предыдущее звено, в котором служит пищей для следующего – цепь питания.

“Э”

  1. Наука о закономерностях взаимоотношений организмо, видов, сообщест со средой обитания – экология.
  2. Растения и животные, способные существовать при широких изменениях факторов окружающей среды – эврибионты.
  3. Организмы, способные существовать пребольших колебаниях температуры среды – эвритермные.
  4. Степень приспособления видов к изменениям условий среды – экологическая валентность.
  5. Совокупность всех факторов среды, в пределах которой возможно существование вида в природе – экологическая ниша.
  6. Степень выносливости организмов или их сообществ к воздействию факторов среды - экологическая пластичность.
  7. Сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющее единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии – экологическая система.
  8. Виды растений или животных, не встречающиеся негде, кроме данной местности – эндемики.
  9. Организмы, питающиеся насекомыми – энтомофаги.
  10. Наука о поведении животных – этология.

“Я”

  1. Часть слоя в сообществе растений, в котором находятся их определенные органы – ярус.
  2. Разделенность растительного сообщества на определенные горизонты, слои, ярусы, пологи – ярусность.

3. Итог урока.