Проведение тестирования в ходе обучения математике позволяет полно и достаточно быстро получать объективные результаты обучения, что может быть использовано как для своевременной корректировки учебного процесса, так и для организации эффективного индивидуального обучения детей.
Предметные тесты, используемые как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения обучающимися большого объема учебного материала. Делают процесс обучения интересным для ребенка, экономят учебное время, которое идет на опрос обучающихся, позволяют быстро выявлять пробелы в усвоении учебного материала каждым учеником, разнообразить процесс обучения. С помощью предлагаемых тестов удобно проводить контроль, который даст возможность определить, насколько ученик справился с требованиями, предъявляемыми школьной программой. Тематические тестовые задания имеют многоцелевое назначение. Прежде всего они дают возможность оперативно вести изучение успешности освоения программы каждым учеником и тем самым получать на определенных этапах работы картину математической подготовки класса в целом. В этом плане тесты можно рассматривать и как инструмент диагностики.
Предложив для выполнения конкретный тест, легко выявить возможные пробелы в получаемой тем или иным ребенком подготовке и в дальнейшем ввести в учебный процесс необходимые коррективы.
Тесты в отличие от обычных письменных контрольных работ по математике, требующих значительных затрат времени на уроке, позволяют за небольшое время проверить усвоение обучающими большого объема материала.
В данном пособии представлены тестовые задания, проверяющие умения воспроизводить усвоенные знания по памяти, узнавать указанный объект среди других объектов, и задания, проверяющие умения применять полученные знания на практике.
В последнем случае тесты выполняют обучающую функцию: среди них немало таких заданий, которые требуют актуализации имеющихся у ученика знаний, умения оценить ситуацию, выбрать способ действия и др. Тесты могут быть использованы и в качестве тренировочных упражнений.
Для каждого класса предлагаются вводный тест, текущие тесты и итоговый тест (на конец четверти и года).
Тестовые задания представлены в двух видах: с открытым ответом (ученик сам записывает верный ответ или выполняет геометрические построения) и с выбором верного ответа из нескольких предложенных вариантов.
При проведении тестирования, особенно на первых порах, необходимо четко объяснять учащимся особенности предлагаемого вида тестов и способ его выполнения.
Время, отводимое на выполнение теста, может варьироваться от 10 до 20 минут в зависимости от общего уровня подготовленности детей, этапа изучения темы, вида теста. Так, тест, предполагающий конструирование ответа, будет требовать большего времени, чем тест с выбором ответа или тест по определению, верно или нет предложенное утверждение, но в любом случае отводить на тестирование более 20 минут не рекомендуется. При проведении тестирования, особенно на первых порах, необходимо четко объяснять обучающимся особенности предлагаемого вида тестов и способ его выполнения
- Внимательно прочитать задание;
- Ответы записать только цифрами и буквами, указав вначале задания, а затем выбранную цифру или букву, которая соответствует правильному ответу.
Определенное исключение из этого составляют тесты, разработанные для 1 класса четырехлетней начальной школы в силу того, что первоклассники еще не могут свободно читать, тест проводится под руководством учителя.
Структура тестов.
- Тесты распределены по крупным темам.
- Каждый тест состоит из:
- перечня того, что проверяется, так как в тесте они могут быть расположены в произвольном порядке;
- сами заданий;
- предполагаемых ответов с указанием максимального балла, который можно получить за выполнение теста, и основания для выставления этого балла;
- ориентировочной оценки результатов теста.
Как пользоваться тестами.
- Тесты разбиты по классам, а внутри их по соответствующим темам.
- Задания, относящиеся к конкретной теме, не повторяют элементов, входящих в программу предыдущих лет обучения. Поэтому, если поэтапное выполнение заданий в тестах для второго класса не позволяет выяснить причину неудач ребенка, надо предложить ему задания первого класса по соответствующей теме.
- Тесты могут выполняться как целиком, так и по отдельным темам.
Их можно использовать и для работы в классе, и для индивидуальной работы.
После каждого теста второго класса приводится таблица баллов, присвоенных каждому заданию теста, по которой и выставляются отметки: «5» — при стопроцентном выполнении заданий теста, «4» — в случае, когда процент правильного выполнения заданий не ниже 80%, «3» — в случае правильного выполнения не менее 58% предложенных в тесте заданий.
При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений обучающих и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике ее работы.