Методические разработки по использованию оборудования психомоторной комнаты на уроках в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: "Сравнение предметов по цвету, размеру, форме".

Оборудование: "Найди фигуре место".

Цели: развитие тактильных ощущений, зрительно-пространственной ориентации, умение сравнивать и распознавать формы различных предметов, развитие мелкой моторики, в том числе координация движения пальцев.

Варианты игры:

Викторина

Дети по очереди выбирают фигурки из мешочка и с закрытыми глазами находят место на плате для этой фигурки. Ребенок должен ответить на вопросы:

- Угадай, какой предмет ты держишь в руке?

- Как его можно назвать?

- Где он применяется?

- Какой он формы?

- Какого цвета?

- Из каких частей состоит?

Только после этого он может класть фигурку в выемку на плате.

Опиши свою фигурку.

Ребенок достает фигурку, описывает ее, не показывая остальным. Задача детей отгадать, какой это предмет. После того как дети "узнали" фигурку, ребенок вставляет ее в прорезь на плате.

Тема: Сравнение групп предметов. Понятие столько же.

Оборудование: "Найди фигуре место".

Цели: развитие тактильных ощущений, зрительно-пространственной ориентации, умение сравнивать и распознавать формы различных предметов, развитие мелкой моторики, в том числе координация движения пальцев, формирование понятия "столько же".

- Ребята, посчитайте, сколько фигурок вытащил Саша?

- Опишите эти фигуры. (Дети называют признаки: цвет, форму, размер, к какой группе относится этот предмет, где используется). После описания фигурки вставляются в прорези.

- А теперь Катя, вытащи столько же фигурок?

- Сколько фигурок ты должна вытащить?

- Почему?

Столько же - это одинаковое количество предметов. Если у Саши 3 предмета, то столько же - это тоже 3.

Тема: Пространственные геометрические фигуры.

Оборудование: "Бамбалео".

Цели: развивает мелкую моторику рук, координацию движений, формирует умение различать пространственные фигуры, способствует пониманию принципа установления равновесия.

Показываю квадрат.

- Ребята, посмотрите, что это за фигура?

Квадрат.

А это?

Показываю куб.

Чем они отличаются?

- Если вырезать квадрат из бумаги и положить его на стол, то он весь лежит на столе, а если положить куб, то выступает над столом. Квадрат - это плоская фигура, а куб - пространственная.

Та же работа проводится с кругом, шаром.

-Итак, шар, куб, конус, пирамида, цилиндр - это пространственные фигуры.

Дети берут по одной фигуре и прежде чем поставить на доску, называют фигуру.

Задача: поставить как можно больше фигур, чтобы доска не потеряла равновесия. Снимать фигурку с доски могут другие дети, так же называя эту фигуру.

Тема: Счет предметов. Порядковые номера: первый, второй:.

Оборудование: "Бамбалео".

Цели: развивает мелкую моторику рук, координацию движений, формирует умение различать пространственные фигуры, отрабатывает счет предметов, закрепляет понятие "порядковый номер", способствует пониманию принципа установления равновесия.

- Для того чтобы сказать, сколько фигур мы установили на доске, мы их должны пересчитать.

Дети, ставя фигуру на доску, называют какая это фигура, ее порядковый номер.

Например: шар - первый, куб - второй, конус - третий и т.д.

Тема: Взаимное расположение предметов в пространстве: "вверх", "вниз", "вправо", "влево".

Оборудование: " Баррикадо".

Цели: развитие координации движений, пространственной ориентации, концентрации внимания, коммуникативных навыков.

Игру можно использовать как поощрение для детей, быстро выполнивших задания.

Задача детей - провести ходовой диск через все препятствия так, чтобы два шара-груза не упали с него. Можно друг другу давать словесные инструкции - вверх, вниз, вправо, влево.

Тема: Взаимное расположение предметов в пространстве: "вверх", "вниз", "вправо", "влево".

Оборудование: "Скалолазы".

Цели: развитие координации движений, пространственной ориентации, концентрации внимания, коммуникативных навыков.

Игру можно использовать как поощрение для детей, быстро выполнивших задания. Играют два или четыре человека.

Задача состоит в том, чтобы с помощью деревянных штырьков довести карабкающихся человечков от стартовой позиции до финиша. Если играют четыре человека, то два - передвигают человечков, а два ребенка управляют их действиями, дают устные инструкции: вправо, влево, вверх, вниз.

Тема: Состав чисел в пределах 10.

Оборудование: "Сенсино".

Цели: развитие тактильной чувствительности, тактильной памяти, отработка состава числа.

Оборудование можно использовать на всех уроках, на которых отрабатывается состав чисел в пределах 10.

Дети, по очереди подходят к оборудованию, крутят барабан, из норки, напротив которой упал металлический шарик, на ощупь определяют, какая цифра спрятана в этой норке, вытаскивают эту цифру и называют, как можно получить это число - состав этого числа.

Можно устроить соревнования между рядами. Выигрывает тот ряд, на котором, дети не допустили ошибки при угадывании цифры, и при назывании состава числа.

Фрагмент урока:

Ребенок подходит и крутит барабан, нащупывает цифру.

- Это цифра 7. Она обозначает число 7.

- Как получить число 7?

-7 - это 1 и 6, 6 и 1, 2 и 5, 5 и 2, 3 и 4, 4 и 3, 7 и 0, 0 и 7.

- Назови соседей числа 7?

- 6, 8.

Тема: Сложение и вычитание в пределах 10.

Оборудование: "Сенсино".

Цели: развитие тактильной чувствительности, тактильной памяти, отработка навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Немагнитный комплект фишек лежит в норках, а магнитный на магните рулетки. Учитель называет пример, ребенок его решает, находит цифру с ответом в норке, не глядя, а определяя нужную цифру на ощупь, если правильно решил пример и нашел нужную цифру, снимает это число с магнита на рулетке. Задача учеников решить все примеры и найти ответы в норках. Можно использовать при устном счете, в форме соревнования.

Вариант игры "Четвертый лишний".

Учитель называет четыре примера так, чтобы в трех примерах ответ совпадал, а в четвертом примере результат был другим. Именно этот, отличный от других вариант, лишний - и будет нужным.

Например, предложены примеры 5 + 3, 9-2, 10-2, 4+4, ребенок должен выбрать фишку на магните рулетки с цифрой 7, поскольку во всех примерах, кроме второго, в результате получается 8.

Тема: Сложение и вычитание в пределах 10.

Оборудование: "Зоопарк из Тарамбуко".

Цели: развитие зрительной памяти, восприятия формы, размера, тактильного восприятия, отработка навыков сложения и вычитания в пределах 10.

На листе бумаги записаны числа, напротив которых - названия животных из Зоопарка. Учитель предлагает пример, а ребенок, решивший его и назвавший верный ответ, получает животное, напротив которого написан этот ответ.

Фрагмент урока:

На листе бумаги записаны числа: 4 - носорог, 5 - бегемот, 6 - жираф, 7 -слон, 8 - крокодил, 9 - медведь, 10 - собака.

Предлагаются примеры: 1+3, 2+3, 1+4, 0+4, 0+5, 4+2, 3+3, 4+3, 5+2, 1+6, 4+4, 7+1, 2+6, 6+3, 4+5, 5+5, 6+4, 7+3, 2+8.

Ребенок, решивший правильно пример, получает животное, которое соответствует этому числу.

Можно усложнить задание, не только решить пример, но и описать это животное, где обитает, чем питается.

Тема: Взаимное расположение предметов в пространстве: "вверх", "вниз", "вправо", "влево".

Оборудование: "Сырный ломтик".

Цели: развитие зрительно-моторной координации, понимания пространственных отношений, концентрации внимания, умения различать и соотносить геометрические размеры и формы.

Варианты игры:

1. Игроку нужно провести подставку с шариком от нижнего края доски к верхнему (или наоборот), лавируя между отверстиями. Если шарик попадает в отверстие, работа начинается с начала.

2. Вспомни пароль.

На деревянной панели имеются прорези различных геометрических фигур. При прохождении подставки с шариком мимо каждой прорези (ребенок называет направление - вправо и влево, вверх, вниз), ученик должен вспомнить и сказать название этой геометрической фигуры. В случае командной игры можно распределить роли - один ребенок проводит шарик по лабиринту, а его помощник называет фигуру.

3. Пойми меня.

Играют двое детей. Они располагаются справа и слева от доски. Каждый держит один шар для управления. Но одному из игроков завязывают глаза, и он вынужден ориентироваться только на словесную инструкцию напарника.

Тема: Взаимное расположение в пространстве, формирование умений проводить прямые линии.

Оборудование: "Сложи узор".

Цели: развитие внимания, мелкой моторики, начальных навыков счета, умения различать геометрические формы, формирование умения проводить прямые линии и рисовать узоры.

Подготовительная работа: дети учатся складывать узоры по образцу, ставить точки внутри клетки, наносить точки на "перекрестках" (то есть на пересечении линий), проводить по линейке прямые горизонтальные линии заданной длины, рисовать маленькие кружки, рисовать маленькие квадраты.

Один ребенок составляет узор из фигур (или по образцу, или свой рисунок). Затем этот узор предлагается детям зарисовать в тетради. Возможно зарисовывание узора с инструкцией, которую озвучивает один из учеников.

Использование оборудования психомоторной комнаты на уроках математики в 1 классе

Тема Оборудование
Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Найди фигуре место
Сравнение групп предметов. Понятие столько же. Найди фигуре место
Пространственные геометрические фигуры. Бамбалео
Счет предметов. Порядковые номера: первый, второй: Бамбалео
Взаимное расположение предметов в пространстве: вверх, вниз, вправо, влево. Баррикадо
Взаимное расположение предметов в пространстве: вверх, вниз, вправо, влево. Скалолазы
Взаимное расположение предметов в пространстве: вверх, вниз, вправо, влево. Сырный ломтик
Взаимное расположение предметов в пространстве: вверх, вниз, вправо, влево. Сложи узор
Счет в пределах 10. Сенсино
Сложение и вычитание в пределах 10. Зоопарк из Таранбуко
Состав чисел в пределах 10. Сенсино
Сложение и вычитание в пределах 10. Сенсино