Цель: развитие эмоционально-чувственной сферы детей через слушание и исполнение музыкальных произведений.
Задачи:
- В созвучии лирических размышлений (рассказ В.Белова и С.Романовского) и музыки композиторов раскрыть перед учащимися образ Родины;
- Выявление многосторонних связей музыки и литературы;
- Воспитание любви и уважения к родному краю, России, образ которых воплощен в произведениях искусства;
- Развивать вокально-певческие навыки, умение слушать и анализировать произведения искусства.
Ход урока
I этап. Организационный момент.
- Добрый день, я очень рада нашей встрече и надеюсь на наш совместный плодотворный труд на сегодняшнем уроке. Посмотрите, пожалуйста, видеосюжет.
Без объявления темы видеосюжет “Россия” (муз.А.Ермолова ст.В.Борисова).
- О чем пойдет речь на уроке? Рассуждения детей.
- Дайте название уроку.
II этап урока. Введение в тему урока.
Родина! Россия! Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели, поэты, художники и композиторы образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к родине, учат бережно относиться к природе, ценить людей, сохранять культуру нашего народа.
III этап урока. Основная часть урока.
Знакомство с произведениями, посвященными образу Родины.
Творчество С.В.Рахманинова.
Прочитайте, пожалуйста, отрывок из рассказа В.Белова “Тихая моя Родина” (см. приложение №1)
- Почему на уроке музыки мы читаем этот текст? Рассуждения детей.
- В чем, по-вашему, проявляется музыкальность лирического размышления писателя?
- Найдите музыкальные термины в тексте.
Содержание этого прозаического отрывка многозначно. Вся природа в нем одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие.
- О чем текст? Скажите одним словом.
Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь все звучит, дышит музыкой.
- Какими знакомыми вам музыкальными произведениями русских композиторов можно озвучить данный текст?
Действительно, вспоминается музыка Сергея Васильевича Рахманинова, о котором Максим Горький говорил: “Как хорошо он слышит тишину!”
- Вспомните, пожалуйста, что это был за человек? Рассуждения детей.
Фильм “Портрет Рахманинова” (5 мин. 18 сек.)
- Что вас поразило в этом сюжете? Рассуждения детей.
Удивительное дело! В суете жизни, проходя изо дня в день знакомым путем в школу, в магазин, домой, мы не задумываемся о том, что ступаем по родной земле, которую с давних пор ласково называют матушкой Россией. Кажется, что та земля осталась лишь в рассказах, сказках и стихах…Но стоит лишь покинуть ее, как приметы Родины начинают всплывать в воображении: и деревья те, свои – в скверике, и птицы поют как-то по-особенному, и луга заливные, и многое другое вдруг становится милее , притягательнее…Тянет к себе Родина…Уехав надолго из России и затосковав по ней, многие русские люди пытались найти слова, чтобы выразить свою любовь к родному краю. Уезжая из России, Сергей Васильевич Рахманинов и предположить не мог, что покидает ее навсегда. До конца своих дней он тосковал по Родине: “Уехав из России, я потерял желание сочинять, лишившись Родины, я потерял себя”.
С.В.Рахманинов искренне и очень взволнованно говорил своей музыкой, что было на душе. А на душе бывало и радостно, и горько…
Звучит романс “Сирень” на слова Е.Бекетовой.
- Какие образы рождает музыка? Рассуждения детей.
От музыки веет свежестью раннего утра. Кружевное плетение звуков фортепиано рисует легкое колыхание душистых ветвей.
- Какие чувства выражает музыка? Рассуждения детей.
- Как она звучит? (см. приложение №2)
Работа со словами (дети произносят слова, учитель записывает их на доске; можно заранее подготовить на отдельном листе и вывесить на доску).
- Действительно ли в романсе “Сирень” раскрывается образ покоя?
Обратите внимание на аккомпанемент: плавная мелодия и зыбко колышущийся аккомпанемент – это волнение. Волнение человека и образ безмятежной природы – это контраст.
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке, посвященном России, мы слушаем и говорим именно о романсе “Сирень”, а не о каком-нибудь другом произведении Рахманинова? Рассуждения детей.
- Чем была сирень для композитора?
Для С.В.Рахманинова сирень – это символ Родины. Где бы Рахманинов не выступал, ему всегда дарили ветку белой сирени. Каждую весну зацветает душистый куст и на могиле великого композитора.
- Когда звучат напряженные интонации, что они выражают: радость или душевную боль, мечты или горечь утраты? Рассуждения детей.
Видеосюжет “Сирень” (2 мин.)
- Какие краски вы бы использовали, рисуя образы романса? Почему?
Акварельные краски, так как они прозрачные.
- Почему музыка С.В.Рахманинова так популярна сегодня? Рассуждения детей.
Великая заслуга композитора в его напевнейшей мелодии, рожденной сильным чувством – любовью к России, к русской природе. С.В.Рахманинов – божество в трех лицах, но одни были руки, и одно было сердце, и огромная как русские дали – душа.
Вернемся к песне А.Ермолова “Россия”
- Какой образ России создают авторы в песне? Рассуждения детей.
- Обратите внимание на особенности построения мелодии, роль вступления и завершения в песне.
Исполнение песни “Россия” (приложение №3).
Родина! Россия! Русь! Короткое – в один слог слово, а какое загадочное и просторное. Откуда же оно пришло к нам? Что обозначает? Рассуждения детей.
Прочитайте, пожалуйста, отрывок из рассказа С.Романовского “Русь”.
(см. приложение №4)
У каждого свое понимание Родины: это и милые сердцу уголки природы, и отчий дом, и колыбельные песни мамы, место, где человек родился и вырос. Для нас с вами таким местом является Пермский край.
Видеосюжет “Ты так красиво, мое Прикамье”.
- В чем красота нашего края? Рассуждения детей.
- А только ли природой красива наша прикамская земля? Рассуждения детей.
Исполнение песни “Ты так красиво, мое Прикамье”.
(см. приложение №5)
IV этап. Итог урока.
Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться о том, что вы есть частица своего народа, частица России? Значит ваш голос – это голос России! И от того как он звучит, зависит общее звучание России. Какой станет наша Родина в будущем, во многом зависит от вас, сегодняшних школьников.
- Какие чувства, ранее не ведомые вам, появились у вас после нашего урока?
- Можно ли считать человека счастливым, если он не испытывает никаких патриотических чувств к Родине? Рассуждения детей.
Все проходит. Остается Родина.
То, что не изменит никогда.
С ней живут любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут грядущие пути,
Но светлей и чище слова “Родина”,
Людям никогда не обрести.
Звучит песня Г.Струве “Моя Россия” (под звучание песни дети уходят с урока).
Приложения 1-5 можно получить у автора статьи.