Распределенные уроки в начальной школе

Разделы: Информатика, Начальная школа


В статье представлен опыт разработки и проведения первых уроков на две распределённые аудитории в начальных классах гимназии № 56, а так же перспективы использования технологии видеоконференцсвязи в образовательном процессе.

В течение нескольких лет в нашей гимназии отрабатывается технология проведения уроков на две распределённые аудитории. В начальных классах проведено уже два распределённых урока, которые показали, что использование технологии видеоконференцсвязи интересно и педагогам, и обучающимся и имеет большие перспективы дальнейшего применения.

Подготовка, проведение, анализ данных уроков заставили по-другому взглянуть на некоторые организационные и методические моменты. Прежде всего стало понятно, что просто использовать традиционную методику подготовки и проведения уроков нельзя, так как очень важными становятся многие методические аспекты, над которыми мы, как правило, не задумываемся при проведении обычного урока: где встать, как говорить, чтобы тебя хорошо воспринимали обе аудитории, как преподнести материал, какую форму организации обучающихся выбрать, и многое другое. Даже то, как ты настроил себя психологически тоже не менее важно.

Любой учитель, который готовиться провести распределённый урок, должен продумать методику проведения урока; отобрать учебный материал; определить оптимальные формы организации учащихся, как внутри каждой аудитории, так и между аудиториями; организацию учебного пространства (расположение детей, учителя, доски, экрана проектора, и т.д.); учесть возрастные и психологические особенности детей, с которыми будет работать.

При выборе методов, следует отдать предпочтение методам проблемного обучения, потому что распределённый урок целесообразнее проводить тогда, когда есть конкретная проблема, которая интересна для обсуждения обеим аудиториям, или уникальный материал, владеют которым только участники одной аудитории.

Отбор учебного материала не менее важен. Когда вы готовите обычный урок, то вы всегда ориентируетесь только на тех детей, с которыми вы постоянно работаете. При проведении распределённого урока, всегда нужно помнить, что работа идёт с двумя аудиториями и отбирать материал, который будет интересен, востребован и актуален для обеих. Для этого нужно, как можно больше узнать о второй аудитории: общие сведения об их местности, основных занятиях жителей региона, иметь представление о животном и растительном мире, если это урок по окружающему миру, о том насколько подготовлены дети, какие технологии, методы используются их учителем в учебном процессе.

Большую важность при проведении распределённых уроков, приобретает отбор форм организации учащихся. И уже из опыта проведения уроков выявлено, что наиболее эффективна в данном случае групповая форма организации. Во - первых, с её помощью легче организовать детей и вовлечь их всех в активную учебную деятельность, во - вторых она представляет больше возможностей для дальнейшего сотрудничества обучающихся.

Проследим, как проходила подготовка и проведение распределённого урока с Парабельской средней школой по теме "Планеты Солнечной системы". Проведение урока предварила большая подготовительная работа по изучению следующих моментов: знакомство с территориальными и социальными аспектами данного села, особенностями образовательного процесса (по какой программе обучаются ребята, чем они любят заниматься, что ими по данной теме уже изучено). Заранее по электронной почте были отправлены в Парабель раздаточный материал, презентация к уроку, мультимедийный курс "Естествознание" для младших классов. Презентация, созданная с учётом психологических особенностей младших школьников, служила чётким планом урока, позволяла существенно облегчить работу учителя, так как содержала все основные понятия, проблемные вопросы, схемы, видео- и аудио-приложения. Поэтому у учителя появилось больше времени на организацию взаимодействия двух групп.

В процессе урока ребята, работая в группах, рассуждали, решали проблемные вопросы, строили модель Солнечной системы. Часть урока отводилась на работу с электронным учебным пособием "Естествознание для младших школьников". Ребята чувствовали себя сначала несколько скованно, им всё было необычно, но затем быстро освоились, стали задавать друг другу много вопросов, спорить. Больше всего дети спорили по поводу количества спутников, существующих в Солнечной системе, к этому вопросу они возвращались дважды, так и не придя к общему мнению. В итоге выяснение этого вопроса стало их домашним заданием. После урока мы обменялись мнениями с учителями и детьми по поводу его организации и проведения. Педагоги, несмотря на то, что подготовка и проведение такого урока требует больших временных затрат, отметили важность и перспективность использования технологии видеоконференцсвязи. Но больше, конечно, интересовало мнение ребят. По их мнению: "было очень интересно и необычно работать одновременно с ребятами из села", "хочется чтобы ещё проводились такие уроки", "давайте проведём с другими детьми такой урок" и т.д.

Разрабатываемая технология может быть использована в системе начального и общего образования при проведении уроков, внеклассных мероприятий, научно-практических конференций учащихся, работе с одарёнными детьми, для повышения квалификации педагогов.

В начальной школе наиболее оптимально можно использовать данную технологию при проведении уроков по следующим учебным дисциплинам: естествознание, детская литература, логика, так как на материале данных предметов можно построить множество проблемных ситуаций, которые одновременно будут интересны обучающимся, находящимся в разных населённых пунктах района, области, страны. Работа над такими темами, как "Сезонные изменения в природе", "Природные зоны", "Животный и растительный мир области", создадут замечательные возможности для получения информации о том или ином объекте окружающего мира из "первых рук", налаживанию сотрудничества между детьми. На уроках детской литературы данная технология будет уместна при проведении итоговых, обобщающих уроков по изученным темам, например: " А вот о том, как в баснях говорят", "Мы в ответе за тех, кого приручили", когда обеим аудиториям будут заранее даны вопросы, поисковые и творческие задания по теме.

Огромные возможности открывает данная технология во внеурочной работе. Проведение классных часов, диспутов, выпуск газет, создание совместных проектов, ученических клубов, объединений по интересам, даст возможность всем ребятам, особенно находящимся в отдалённых населённых пунктах с одной стороны, узнать много интересного о жизни своих сверстников, с другой -представить свои творческие работы, результаты наблюдений, исследований широкой аудитории сверстников.

Проведение занятий на две распределённые аудитории заинтересует, прежде всего, педагогов не останавливающихся на достигнутом, стремящихся к непрерывному совершенствованию своей педагогической деятельности. Проводя такие уроки опытный педагог может стать наставником для, молодого, неопытного учителя, который курирует работу другой аудитории. И так, работая "в связке", обсуждая, планируя образовательную деятельность на уроке, готовя методическое обеспечение урока, в том числе и отбор электронных учебных пособий и ресурсов Интернет, педагог не только сможет знакомиться с новой для него технологией, но и пройдёт своеобразные курсы повышение квалификации, не покидая своего рабочего места.

Таким образом, опыт и анализ проведения распределённых уроков, позволяет сделать вывод о том, что технология видеоконференцсвязи, позволяющая объединять обучающихся, педагогов, находящихся в различных населённых пунктах представляет большие возможности для организации образовательного процесса и создания новых форм взаимодействия его участников.

Литература.

  1. Афанасьев К. Е., Архипова О. А. Подготовка учителей школ к использованию ИКТ на уроках // Открытое и дистанционное образование. 2004. № 3 (15). С. 10-12.
  2. Можаева Г. В., Верхотурова Т. А., Комлева Н. Ю. Организация образовательных программ на основе спутниковых технологий // Открытое и дистанционное образование. 2004. № 3 (15). С. 15-18.