Цели:
- Повторить орфограммы, изученные в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»: а) буквы З и С на конце приставок; б) буквы А-О в корнях –лаг- - лож-; в) ) буквы А-О в корнях –раст- - -рос-; г) буквы Ё -О после шипящих в корне; д) буквы И – Ы после Ц.
- Прививать самостоятельность при работе на уроке.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки, перфокарты, лото, путевые листы), таблицы.
Ход урока
I. Оргмомент (положительный настрой).
У нас сегодня необычный урок – урок-путешествие в страну Орфограмм. Путешествовать можно, бродя по стране пешком, а можно и на транспорте, например, на автобусе. А для того, чтобы не заблудиться в незнакомой стране, нам необходимо повторить все изученные орфограммы.
II. Повторение.
Для начала повторим орфограммы (устно)
- Буквы З и С на конце приставок.
- Буквы А-О в корнях –лаг- - лож-.
- Буквы А-О в корнях –раст- - -рос-.
- Буквы Ё -О после шипящих в корне.
- Буквы И – Ы после Ц.
Запись в тетрадях: число, классная работа, тема урока.
III. Закрепление.
Путешествие.
1. Те ребята, которые получают Путевые листы, внимательно читают задание и выполняют всё по порядку. Они путешествуют пешком.
Путевой лист №1
Сначала внимательно прочитай всё задание.
Открой учебник на странице 174. Открыл? Найди упражнение № 450. Нашёл? Внимательно прочитай задание. Запиши в тетрадь: Упражнение 450. Начерти таблицу, которая дана на странице 175 (в самом верху). Начертил? Теперь заполняй её словами, которые даны после таблицы. Если тебе что-то не понятно, молча подними руку, учитель подойдёт к тебе и поможет. Выполнил задание? Найди надпись в кабинете «Карточки», подойди к ней, выбери себе любую карточку. Выбрал? Садись на любое свободное место (куда и к кому захочешь) и выполняй задание. Если ты садишься не на своё место – не забудь взять с собой тетрадь и ручку. Когда выполнишь задание. Подключайся к работе, которую выполняет весь класс.
Путевой лист №2
Сначала внимательно прочитай всё задание.
Найди надпись в кабинете «Карточки». Нашёл? Подойди к ней, выбери себе любую карточку. Выбрал? Садись на своё место. Прочитай задание, которое записано на карточке. Прочитал? Выполняй задание в тетради. Выполнил? Внимательно проверь. Молча подними руку, к тебе подойдёт учитель и проверит работу. Когда работа будет проверена, открой учебник на странице 174. Открыл? Найди упражнение № 450. Нашёл? Внимательно прочитай задание. Запиши в тетрадь: Упражнение 450. Начерти таблицу, которая дана на странице 175 (в самом верху). Начертил? Теперь заполняй её словами, которые даны после таблицы. Если тебе что-то не понятно, молча подними руку, учитель подойдёт к тебе и всё объяснит. Когда выполнишь упражнение, подключайся к той работе, которую выполняет класс.
2. Остальные путешествуют на автобусе, поэтому задания выполняют вместе.
А. Задание по рядам
Буквы З и С на конце приставок | Буквы А-О в корнях –лаг- - лож- | Буквы Ё -О после шипящих в корне |
ра..местить
бе..вредный в..дыхать ра..толкать ра..щелина чре..мерный бе..чувственный бе..жизненный и..гибаться бе..сильный |
изл..жение
разл..гаться прил..гательное сл..жение перел..жить возл..жить сл..гаемое пол..жение предпол..жение прил..жить |
ж..лудь
крыж..вник ш..рох ш..в пч..лка капюш..н ш..пот щ..лкнуть заш..л ч..рный |
Физминутка
Б. Буквенный диктант. А или О?
Учащиеся поднимают карточки: буквы О или А.
Росток, изложение, отрасль, подросток, прилагать, вложение, прорасти, предлагать, разложить, отрастать.
Гимнастика для глаз
В. Задание по вариантам.
Вставьте пропущенные буквы
Буквы А-О в корнях –раст- - -рос- | Буквы И – Ы после Ц |
р..стение
Р..стов Р..стислав отрасль р..сток выр..щенный подр..сти р..сла выр..сти перер..сла |
ц..рк
ц..ркуль ц..ганка ц..плёнок ц..кнуть ц..фра синиц..н сестриц..н огурц.. мудрец.. |
Г. Упражнение № 454 (самостоятельно).
Д. Индивидуальные задания (работа с карточками).
Вставить пропущенные буквы. Составить 2 простых предложения с любыми словами.
Р..сти, выр..щенный, выр..сла, водор..сли, подр..сла, возр..ст, щ..лкать, подр..сла, возр..ст, ц..рк, с улиц.., ц..клевать, разл..жить, ц..плёнок, щ..тка, лекц..я, ш..пот, изл..гать, ц..кл, ж..рдочка, ц..фра.
Задание для работающих вперёд
Разберите слова по составу (по вариантам)
Цыганский
безлунный вырос вокзальный беззаботный |
Балконная
лисицын берёзовая переложила приросла |
IV. Итоги урока.
Оценки
V. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольному диктанту, повторить все изученные орфограммы.