Повторение изученного в разделе "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Повторить орфограммы, изученные в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»: а) буквы З и С на конце приставок; б) буквы А-О в корнях –лаг- - лож-; в) ) буквы А-О в корнях –раст- - -рос-; г) буквы Ё -О после шипящих в корне; д) буквы И – Ы после Ц.
  2. Прививать самостоятельность при работе на уроке.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки, перфокарты, лото, путевые листы), таблицы.

Ход урока

I. Оргмомент (положительный настрой).

У нас сегодня необычный урок – урок-путешествие в страну Орфограмм. Путешествовать можно, бродя по стране пешком, а можно и на транспорте, например, на автобусе. А для того, чтобы не заблудиться в незнакомой стране, нам необходимо повторить все изученные орфограммы.

II. Повторение.

Для начала повторим орфограммы (устно)

  1. Буквы З и С на конце приставок.
  2. Буквы А-О в корнях –лаг- - лож-.
  3. Буквы А-О в корнях –раст- - -рос-.
  4. Буквы Ё -О после шипящих в корне.
  5. Буквы И – Ы после Ц.

Запись в тетрадях: число, классная работа, тема урока.

III. Закрепление.

Путешествие.

1. Те ребята, которые получают Путевые листы, внимательно читают задание и выполняют всё по порядку. Они путешествуют пешком.

Путевой лист №1
Сначала внимательно прочитай всё задание.

Открой учебник на странице 174. Открыл? Найди упражнение № 450. Нашёл? Внимательно прочитай задание. Запиши в тетрадь: Упражнение 450. Начерти таблицу, которая дана на странице 175 (в самом верху). Начертил? Теперь заполняй её словами, которые даны после таблицы. Если тебе что-то не понятно, молча подними руку, учитель подойдёт к тебе и поможет. Выполнил задание? Найди надпись в кабинете «Карточки», подойди к ней, выбери себе любую карточку. Выбрал? Садись на любое свободное место (куда и к кому захочешь) и выполняй задание. Если ты садишься не на своё место – не забудь взять с собой тетрадь и ручку. Когда выполнишь задание. Подключайся к работе, которую выполняет весь класс.

Путевой лист №2
Сначала внимательно прочитай всё задание.

Найди надпись в кабинете «Карточки». Нашёл? Подойди к ней, выбери себе любую карточку. Выбрал? Садись на своё место. Прочитай задание, которое записано на карточке. Прочитал? Выполняй задание в тетради. Выполнил? Внимательно проверь. Молча подними руку, к тебе подойдёт учитель и проверит работу. Когда работа будет проверена, открой учебник на странице 174. Открыл? Найди упражнение № 450. Нашёл? Внимательно прочитай задание. Запиши в тетрадь: Упражнение 450. Начерти таблицу, которая дана на странице 175 (в самом верху). Начертил? Теперь заполняй её словами, которые даны после таблицы. Если тебе что-то не понятно, молча подними руку, учитель подойдёт к тебе и всё объяснит. Когда выполнишь упражнение, подключайся к той работе, которую выполняет класс.

2. Остальные путешествуют на автобусе, поэтому задания выполняют вместе.

А. Задание по рядам

Буквы З и С на конце приставок Буквы А-О в корнях –лаг- - лож- Буквы Ё -О после шипящих в корне
ра..местить

бе..вредный

в..дыхать

ра..толкать

ра..щелина

чре..мерный

бе..чувственный

бе..жизненный

и..гибаться

бе..сильный

изл..жение

разл..гаться

прил..гательное

сл..жение

перел..жить

возл..жить

сл..гаемое

пол..жение

предпол..жение

прил..жить

ж..лудь

крыж..вник

ш..рох

ш..в

пч..лка

капюш..н

ш..пот

щ..лкнуть

заш..л

ч..рный

Физминутка

Б. Буквенный диктант. А или О?

Учащиеся поднимают карточки: буквы О или А.

Росток, изложение, отрасль, подросток, прилагать, вложение, прорасти, предлагать, разложить, отрастать.

Гимнастика для глаз

В. Задание по вариантам.

Вставьте пропущенные буквы

Буквы А-О в корнях –раст- - -рос- Буквы И – Ы после Ц
р..стение

Р..стов

Р..стислав

отрасль

р..сток

выр..щенный

подр..сти

р..сла

выр..сти

перер..сла

ц..рк

ц..ркуль

ц..ганка

ц..плёнок

ц..кнуть

ц..фра

синиц..н

сестриц..н

огурц..

мудрец..

Г. Упражнение № 454 (самостоятельно).

Д. Индивидуальные задания (работа с карточками).

Вставить пропущенные буквы. Составить 2 простых предложения с любыми словами.

Р..сти, выр..щенный, выр..сла, водор..сли, подр..сла, возр..ст, щ..лкать, подр..сла, возр..ст, ц..рк, с улиц.., ц..клевать, разл..жить, ц..плёнок, щ..тка, лекц..я, ш..пот, изл..гать, ц..кл, ж..рдочка, ц..фра.

Задание для работающих вперёд

Разберите слова по составу (по вариантам)

Цыганский

безлунный

вырос

вокзальный

беззаботный

Балконная

лисицын

берёзовая

переложила

приросла

IV. Итоги урока.

Оценки

V. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольному диктанту, повторить все изученные орфограммы.