Устранение заикания у младших школьников – коррекционно-развивающая программа

Разделы: Логопедия


Пояснительная записка

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:

1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.

2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.

3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.

Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения).

Своевременная логопедическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.

Цель  программы: вооружить учителей-логопедов общеобразовательных и коррекционных школ системой работы по устранению заикания у младших школьников.

В ходе реализации этой цели будут решаться следующие задачи:

  • устранение заикания у младших школьников через
    • организацию фонационного дыхания;
    • формирование навыков чёткой артикуляции и произнесения;
    • стабилизацию темпа и ритма речи;
    • преодоление логофобии;
  • развитие и совершенствование связной речи;
  • повышение коммуникативных навыков.

В конце обучения по данной программе учащиеся будут знать:

  • правила речевого дыхания;
  • приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;

После завершения курса занятий по данной программе учащиеся

будут уметь:

  • дифференцировать речевой и дыхательный ритм;
  • применять приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;
  • чётко произносить все звуки;
  • интонировать выразительность речи;

Основными направлениями в коррекции заикания являются:

  • нормализация темпа, плавности речи, силы голоса;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие подвижности и укрепление мышц артикуляционного аппарата;
  • нормализация общей, мелкой и речевой моторики;
  • снятие судорожных задержек;
  • выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма повседневной речи;
  • развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционных и фонематических представлений.
  • совершенствование и развитие связной речи.

Вся коррекционная работа проходит в несколько этапов:

подготовительный – построен на основе щадящего режима – обучающиеся учатся образцам правильной речи в условиях ограничения собственной речи;

тренировочный – активное освоение сложных форм речи ребёнком, овладение речевым поведением в различных ситуациях;

заключительный – активная демонстрация обучающимися освоенных навыков и умений.

Выделяется несколько типов речи:

  • сопряжённая
  • отражённая
  • ответно-вопросная
  • спонтанная

Наряду с коррекцией речи необходимо взаимодействие с педагогом-психологом, врачами психотерапевтом, невропатологом.

На подготовительном этапе занятия планируется проводить под музыкальное сопровождение (сборники “Целительные силы музыки. Песни прибоя”, “Антистресс”).

Коррекция речи осуществляется в форме групповых занятий 3 раза в неделю в течение года.

Всего 93 занятия. Количество занятий примерное. Может быть изменено при возникновении осложняющих факторов.

Тематический план программы “Устранение заикания у младших школьников”

№ п/п Тема занятия Кол-во занятий
  Диагностика устной речи. 1
  Диагностика письменной речи. 1
I. Подготовительный этап
1.1. Ограничения речевой деятельности: режим молчания 10
1

2

3

4

5-10

Режим молчания. Школа.

Режим молчания. Осень.

Режим молчания. Лето-осень.

Режим молчания. Овощи-фрукты.

Релаксация.

1

1

1

1

6

1.2. Ограничения речевой деятельности: шёпотная речь 13
11-16 Гласные звуки. 6
17-23 Согласные звуки. 7
II. Тренировочный этап
2.1. Сопряжённая речь. 10
24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Времена года.

Осень.

Времена года.

Лето-осень.

Овощи.

Фрукты.

Овощи-фрукты.

Ягоды.

Овощи – фрукты - ягоды.

Времена года. Зима.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2. 2.Отражённая речь 6
34

35

36

37

38

39

Времена года. Осень зима.

Домашние животные.

Дикие животные.

Домашние – дикие животные.

Птицы.

Зимние праздники

1

1

1

1

1

1

40 Промежуточная диагностика устной речи. 1
41 Промежуточная диагностика письменной речи. 1
2.3. Вопросно-ответная речь 9
42

43

44

45

46

47

48

49

50

Новый год. Каникулы.

Одежда. Обувь

Одежда-обувь

Головные уборы.

Одежда – обувь - головные уборы.

Игрушки.

Посуда.

Мебель.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2.4. Пересказ текста 12
51-62 Пересказ текста. 12
2.5.Рассказ 10
63-64 Рассказ по сюжетной картинке 2
65-70 Рассказ по серии сюжетных картинок. 6
71-72 Рассказ по впечатлениям 2
III. Заключительный этап
Самостоятельная, спонтанная речь. 21
73-93 Чтение рассказов. 21
  Итоговая диагностика речи.  

Содержание программы “Устранение заикания у младших школьников”

№ п/п Дата Тема занятия Кол-во занятий Краткое содержание занятий Оборудование Прим.
  сентябрь Диагностика устной речи. 1 Проверка звукопроизношения, состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза, грамматического строя, словарного запаса, связной речи. Иншакова “Альбом логопеда”  
  Сентябрь Диагностика письменной речи. 1 Сформированность навыков чтения и письма. Тексты для чтения и диктанта.  
I. Подготовительный этап.
Ограничения речевой деятельности: режим молчания.
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь Сентябрь

октябрь

октябрь

октябрь

Режим молчания. Школа.

Режим молчания.

Осень.

Режим молчания. Лето-осень.

Режим молчания.

Релаксация.

Релаксация.

Релаксация.

Релаксация

Релаксация.

Релаксация.

 

 

 

 

10

Статические и динамические упражнения на снятие мышечного напряжения. Дыхательные упражнения. Упражнения на дифференциацию фиксированного вдоха и выдоха. Дифференциация дыхательного и речевого ритма.

Упражнения на развитие психических процессов.

Точечный массаж.

Расширение пассивного словаря.

Настенное зеркало, гимнастические палки, магнитофон, аудиокассеты – музыкальный сборник “Целительные силы музыки. Песни прибоя”, компьютерная версия сборника “Антистресс”  
Ограничения речевой деятельности: шёпотная речь.  
11

12

13

14

15

16

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Гласные звуки 6 Миостатические упражнения. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Нормализация речевого ритма на материале гласных звуков.

Развитие умение вслушиваться в речь учителя- логопеда.

Настенное и индивидуальные зеркала, гимнастические палки, звуковые дорожки и таблицы  
17

18

19

20

21

22

23

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Согласные звуки. 7 Миостатические упражнения, Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Закрепление нормализации речевого ритма на материале гласных звуков.

Введение согласных звуков.

Работа над голосом и ритмом на материале слоговых рядов.

Развитие умение вслушиваться в речь учителя- логопеда.

Настенное и индивидуальные зеркала, гимнастические палки, звуковые дорожки и таблицы  
II. Тренировочный этап.
Сопряжённая речь.
24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Времена года. Осень.

Времена года. Лето-осень.

Овощи.

Фрукты.

Овощи-фрукты.

Ягоды.

Овощи- фрукты-ягоды.

Времена года. Зима.

1

1

1

1

1

1

1

1

Миорелаксационные упражнения. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Произношение вместе с учителем-логопедом и вслед за ним фраз.

Обогащение и активизация словаря.

Совершенствование неречевых процессов

Настенное и индивидуальные зеркала,

предметные картинки

 
Отражённая речь
34

35

36

37

38

39

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Времена года. Осень зима.

Домашние животные.

Дикие животные.

Домашние – дикие животные.

Птицы.

Зимние праздники

1

1

1

1

 

1

1

Миорелаксационные упражнения. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Повторение вслед за учителем-логопедом фраз. Работа над речевым темпом, интонацией.

Мелодика разных по цели высказывания предложений: повествовательных, вопросительных, побудительных – при повторении за логопедом фраз.

Обогащение и активизация словаря.

Настенное и индивидуальные зеркала, предметные картинки  
40 Декабрь Промежуточная диагностика устной речи. 1 Проверка звукопроизношения, состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза, грамматического строя, словарного запаса, связной речи. Иншакова “Альбом логопеда”  
41 Декабрь Промежуточная диагностика письменной речи. 1 Сформированность навыков чтения и письма. Тексты для чтения и диктанта.  
Вопросно-ответная речь.
42

43

44

45

46

47

48

49

50

Январь

Январь

Январь

Январь

Январь

Январь

Январь

Январь

Январь

Новый год. Каникулы.

Одежда. Обувь

Одежда-обувь

Головные уборы.

Одежда – обувь -головные уборы.

Игрушки.

Посуда.

Мебель.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Миорелаксационные упражнения. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Отработка навыка построения вопросов и ответов на них.

Короткие и развёрнутые ответы на вопросы. Мелодика вопросительного предложения. Мелодический рисунок при самостоятельных высказываниях.

Обогащение и активизация словаря.

Настенное и индивидуальные зеркала,

предметные и сюжетные картинки

 
Пересказ
51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Пересказ текста. 12 Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Отработка навыка построения простого предложения.

Упражнения в пересказе коротких рассказов, сказок с опорой на сюжетные картинки и без опоры.

Обогащение и активизация словаря.

Совершенствование неречевых процессов.

Сюжетные картинки, тексты коротких рассказов, сказок  
Рассказ
63

64

Март

Март

Рассказ по сюжетной картинке 2 Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Отработка навыка построения простого предложения.

Составление рассказа по сюжетным картинкам с явным смыслом.

Обогащение и активизация словаря.

Совершенствование неречевых процессов.

Сюжетные картинки.  
65

66

67

68

69

70

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Рассказ по серии сюжетных картинок. 6 Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Отработка навыка построения простого предложения.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок из 3, 4 и 5 картинок.

Обогащение и активизация словаря.

Совершенствование неречевых процессов.

Серии сюжетных картинки. Из 3, 4 и 5 картинок.  
71

72

Март

Март

Рассказ по впечатлениям 2 Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Отработка навыка построения простого предложения.

Составление рассказа по

впечатлениям от просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа.

Тексты коротких рассказов. Мультфильмы  
III. Заключительный этап.        
Самостоятельная, спонтанная речь.
73

93

Март-Май Чтение рассказов. 21 Закрепление навыков общения, полученных на занятиях.

Заучивание коротких стихотворений, загадок, сказок.
Отработка навыка вести диалог, осуществлять обмен мнением.

Отработка мелодики рассказа и стихотворения.

Чтение и пересказ текстов разной сложности.

Работа со знакомым и незнакомым текстом.

Тексты разной

структуры и сложности, загадки, сказки.

 
  Май Итоговая диагностика

устной речи.

  Проверка звукопроизношения, состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза, грамматического строя, словарного запаса, связной речи. Иншакова “Альбом логопеда”  
  Май Итоговая диагностика письменной речи.   Сформированность навыков чтения и письма. Тексты для чтения и диктанта.  

Ключевые слова:

1. Вдох

2. Выдох

3. Дыхательный ритм

4. Речевой ритм

5. Правило речи

Литература

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Москва. Сфера. 2005.

2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Москва. Сфера. 2005.

3. Заикание у подростков. Москва. 1989.

4. Заикание. Москва. 1983.

5. Калягин В.А., Степанова Г.М. Если ваш ребёнок заикается. В помощь родителям. Санкт-Петербург.1993.

6. Одинцова Т.С. Заикание у детей. Ростов -на- Дону. Феникс. 2000.

7. Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. Москва. Просвещение. 1995.

8. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. Санкт-Петербург. Союз. 2001.

9. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Под редакцией Ланцова А.А. и Кузьмина Ю.И. Санкт-Петербург. 1994.

10. Соловьёва Е.Н. Путь к преодолению заикания. Санкт-Петербург. Детство-пресс.2002.

11. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. Москва. Аркти, 1997.

Приложение.