Пояснительная записка
Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Среди обучающихся в общеобразовательных школах особую группу составляют заикающиеся дети, которые нуждаются в логопедической помощи уже с первых дней обучения. Без неё они испытывают затруднения в процессе общения и обучения. Своевременная и систематическая помощь позволит преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.
Устная речь обучающихся этой группы характеризует следующее:
1. У детей имеет место определённое несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения.
2. Указанное своеобразие, типичным выражением которого является наличие специфических коммуникативных затруднений в процессе устного общения, составляет суть рассматриваемого дефекта.
3. Интенсивность коммуникативных затруднений тесно связана с рядом ситуативных факторов: условия, в которых осуществляется деятельность общения; содержание (суть) общения; роль (позиция) в процессе коммуникации.
Усиление заикания наблюдается в период школьного обучения (первая волна обострения), особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте (вторая волна обострения).
Своевременная логопедическая помощь позволяет преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия.
Цель программы: вооружить учителей-логопедов общеобразовательных и коррекционных школ системой работы по устранению заикания у младших школьников.
В ходе реализации этой цели будут решаться следующие задачи:
- устранение заикания у младших школьников через
- организацию фонационного дыхания;
- формирование навыков чёткой артикуляции и произнесения;
- стабилизацию темпа и ритма речи;
- преодоление логофобии;
- развитие и совершенствование связной речи;
- повышение коммуникативных навыков.
В конце обучения по данной программе учащиеся будут знать:
- правила речевого дыхания;
- приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;
После завершения курса занятий по данной программе учащиеся
будут уметь:
- дифференцировать речевой и дыхательный ритм;
- применять приёмы снятия мышечного напряжения с органов артикуляционного аппарата;
- чётко произносить все звуки;
- интонировать выразительность речи;
Основными направлениями в коррекции заикания являются:
- нормализация темпа, плавности речи, силы голоса;
- формирование правильного речевого дыхания;
- развитие подвижности и укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- нормализация общей, мелкой и речевой моторики;
- снятие судорожных задержек;
- выработка навыка самоконтроля дыхания, артикуляции, речевых темпа и ритма повседневной речи;
- развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционных и фонематических представлений.
- совершенствование и развитие связной речи.
Вся коррекционная работа проходит в несколько этапов:
подготовительный – построен на основе щадящего режима – обучающиеся учатся образцам правильной речи в условиях ограничения собственной речи;
тренировочный – активное освоение сложных форм речи ребёнком, овладение речевым поведением в различных ситуациях;
заключительный – активная демонстрация обучающимися освоенных навыков и умений.
Выделяется несколько типов речи:
- сопряжённая
- отражённая
- ответно-вопросная
- спонтанная
Наряду с коррекцией речи необходимо взаимодействие с педагогом-психологом, врачами психотерапевтом, невропатологом.
На подготовительном этапе занятия планируется проводить под музыкальное сопровождение (сборники “Целительные силы музыки. Песни прибоя”, “Антистресс”).
Коррекция речи осуществляется в форме групповых занятий 3 раза в неделю в течение года.
Всего 93 занятия. Количество занятий примерное. Может быть изменено при возникновении осложняющих факторов.
Тематический план программы “Устранение заикания у младших школьников”
№ п/п | Тема занятия | Кол-во занятий |
Диагностика устной речи. | 1 | |
Диагностика письменной речи. | 1 | |
I. Подготовительный этап | ||
1.1. Ограничения речевой деятельности: режим молчания | 10 | |
1 2 3 4 5-10 |
Режим молчания. Школа. Режим молчания. Осень. Режим молчания. Лето-осень. Режим молчания. Овощи-фрукты. Релаксация. |
1 1 1 1 6 |
1.2. Ограничения речевой деятельности: шёпотная речь | 13 | |
11-16 | Гласные звуки. | 6 |
17-23 | Согласные звуки. | 7 |
II. Тренировочный этап | ||
2.1. Сопряжённая речь. | 10 | |
24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 |
Времена года. Осень. Времена года. Лето-осень. Овощи. Фрукты. Овощи-фрукты. Ягоды. Овощи – фрукты - ягоды. Времена года. Зима. |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2. 2.Отражённая речь | 6 | |
34 35 36 37 38 39 |
Времена года. Осень зима. Домашние животные. Дикие животные. Домашние – дикие животные. Птицы. Зимние праздники |
1 1 1 1 1 1 |
40 | Промежуточная диагностика устной речи. | 1 |
41 | Промежуточная диагностика письменной речи. | 1 |
2.3. Вопросно-ответная речь | 9 | |
42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Новый год. Каникулы. Одежда. Обувь Одежда-обувь Головные уборы. Одежда – обувь - головные уборы. Игрушки. Посуда. Мебель. |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2.4. Пересказ текста | 12 | |
51-62 | Пересказ текста. | 12 |
2.5.Рассказ | 10 | |
63-64 | Рассказ по сюжетной картинке | 2 |
65-70 | Рассказ по серии сюжетных картинок. | 6 |
71-72 | Рассказ по впечатлениям | 2 |
III. Заключительный этап | ||
Самостоятельная, спонтанная речь. | 21 | |
73-93 | Чтение рассказов. | 21 |
Итоговая диагностика речи. |
Содержание программы “Устранение заикания у младших школьников”
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во занятий | Краткое содержание занятий | Оборудование | Прим. | ||||
сентябрь | Диагностика устной речи. | 1 | Проверка звукопроизношения, состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза, грамматического строя, словарного запаса, связной речи. | Иншакова “Альбом логопеда” | ||||||
Сентябрь | Диагностика письменной речи. | 1 | Сформированность навыков чтения и письма. | Тексты для чтения и диктанта. | ||||||
I. Подготовительный этап. | ||||||||||
Ограничения речевой деятельности: режим молчания. | ||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь октябрь октябрь октябрь |
Режим молчания. Школа. Режим молчания. Осень. Режим молчания. Лето-осень. Режим молчания. Релаксация. Релаксация. Релаксация. Релаксация Релаксация. Релаксация. |
10 |
Статические и динамические упражнения
на снятие мышечного напряжения. Дыхательные
упражнения. Упражнения на дифференциацию
фиксированного вдоха и выдоха. Дифференциация
дыхательного и речевого ритма. Упражнения на развитие психических процессов. Точечный массаж. Расширение пассивного словаря. |
Настенное зеркало, гимнастические палки, магнитофон, аудиокассеты – музыкальный сборник “Целительные силы музыки. Песни прибоя”, компьютерная версия сборника “Антистресс” | |||||
Ограничения речевой деятельности: шёпотная речь. | ||||||||||
11 12 13 14 15 16 |
Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь |
Гласные звуки | 6 | Миостатические упражнения.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Нормализация речевого ритма на материале
гласных звуков. Развитие умение вслушиваться в речь учителя- логопеда. |
Настенное и индивидуальные зеркала, гимнастические палки, звуковые дорожки и таблицы | |||||
17 18 19 20 21 22 23 |
Октябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь |
Согласные звуки. | 7 | Миостатические упражнения,
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Закрепление нормализации речевого ритма на
материале гласных звуков. Введение согласных звуков. Работа над голосом и ритмом на материале слоговых рядов. Развитие умение вслушиваться в речь учителя- логопеда. |
Настенное и индивидуальные зеркала, гимнастические палки, звуковые дорожки и таблицы | |||||
II. Тренировочный этап. | ||||||||||
Сопряжённая речь. | ||||||||||
24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 |
Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь |
Времена года. Осень. Времена года. Лето-осень. Овощи. Фрукты. Овощи-фрукты. Ягоды. Овощи- фрукты-ягоды. Времена года. Зима. |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
Миорелаксационные упражнения.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Произношение вместе с учителем-логопедом и вслед за ним фраз. Обогащение и активизация словаря. Совершенствование неречевых процессов |
Настенное и индивидуальные зеркала, предметные картинки |
|||||
Отражённая речь | ||||||||||
34 35 36 37 38 39 |
Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь |
Времена года. Осень зима. Домашние животные. Дикие животные. Домашние – дикие животные. Птицы. Зимние праздники |
1 1 1 1
1 1 |
Миорелаксационные упражнения.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Повторение вслед за учителем-логопедом фраз. Работа над речевым темпом, интонацией. Мелодика разных по цели высказывания предложений: повествовательных, вопросительных, побудительных – при повторении за логопедом фраз. Обогащение и активизация словаря. |
Настенное и индивидуальные зеркала, предметные картинки | |||||
40 | Декабрь | Промежуточная диагностика устной речи. | 1 | Проверка звукопроизношения, состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза, грамматического строя, словарного запаса, связной речи. | Иншакова “Альбом логопеда” | |||||
41 | Декабрь | Промежуточная диагностика письменной речи. | 1 | Сформированность навыков чтения и письма. | Тексты для чтения и диктанта. | |||||
Вопросно-ответная речь. | ||||||||||
42 43 44 45 46 47 48 49 50 |
Январь Январь Январь Январь Январь Январь Январь Январь Январь |
Новый год. Каникулы. Одежда. Обувь Одежда-обувь Головные уборы. Одежда – обувь -головные уборы. Игрушки. Посуда. Мебель. |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Миорелаксационные упражнения.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Отработка навыка построения вопросов и ответов на них. Короткие и развёрнутые ответы на вопросы. Мелодика вопросительного предложения. Мелодический рисунок при самостоятельных высказываниях. Обогащение и активизация словаря. |
Настенное и индивидуальные зеркала, предметные и сюжетные картинки |
|||||
Пересказ | ||||||||||
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 |
Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль |
Пересказ текста. | 12 | Дыхательная и артикуляционная
гимнастика. Отработка навыка построения простого предложения. Упражнения в пересказе коротких рассказов, сказок с опорой на сюжетные картинки и без опоры. Обогащение и активизация словаря. Совершенствование неречевых процессов. |
Сюжетные картинки, тексты коротких рассказов, сказок | |||||
Рассказ | ||||||||||
63 64 |
Март Март |
Рассказ по сюжетной картинке | 2 | Дыхательная и артикуляционная
гимнастика. Отработка навыка построения простого предложения. Составление рассказа по сюжетным картинкам с явным смыслом. Обогащение и активизация словаря. Совершенствование неречевых процессов. |
Сюжетные картинки. | |||||
65 66 67 68 69 70 |
Март Март Март Март Март Март |
Рассказ по серии сюжетных картинок. | 6 | Дыхательная и артикуляционная
гимнастика. Отработка навыка построения простого предложения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок из 3, 4 и 5 картинок. Обогащение и активизация словаря. Совершенствование неречевых процессов. |
Серии сюжетных картинки. Из 3, 4 и 5 картинок. | |||||
71 72 |
Март Март |
Рассказ по впечатлениям | 2 | Дыхательная и артикуляционная
гимнастика. Отработка навыка построения простого предложения. Составление рассказа по впечатлениям от просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа. |
Тексты коротких рассказов. Мультфильмы | |||||
III. Заключительный этап. | ||||||||||
Самостоятельная, спонтанная речь. | ||||||||||
73 93 |
Март-Май | Чтение рассказов. | 21 | Закрепление навыков общения,
полученных на занятиях. Заучивание коротких
стихотворений, загадок, сказок. Отработка мелодики рассказа и стихотворения. Чтение и пересказ текстов разной сложности. Работа со знакомым и незнакомым текстом. |
Тексты разной структуры и сложности, загадки, сказки. |
|||||
Май | Итоговая диагностика устной речи. |
Проверка звукопроизношения, состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза, грамматического строя, словарного запаса, связной речи. | Иншакова “Альбом логопеда” | |||||||
Май | Итоговая диагностика письменной речи. | Сформированность навыков чтения и письма. | Тексты для чтения и диктанта. |
Ключевые слова:
1. Вдох
2. Выдох
3. Дыхательный ритм
4. Речевой ритм
5. Правило речи
Литература
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Москва. Сфера. 2005.
2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Москва. Сфера. 2005.
3. Заикание у подростков. Москва. 1989.
4. Заикание. Москва. 1983.
5. Калягин В.А., Степанова Г.М. Если ваш ребёнок заикается. В помощь родителям. Санкт-Петербург.1993.
6. Одинцова Т.С. Заикание у детей. Ростов -на- Дону. Феникс. 2000.
7. Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. Москва. Просвещение. 1995.
8. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. Санкт-Петербург. Союз. 2001.
9. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Под редакцией Ланцова А.А. и Кузьмина Ю.И. Санкт-Петербург. 1994.
10. Соловьёва Е.Н. Путь к преодолению заикания. Санкт-Петербург. Детство-пресс.2002.
11. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. Москва. Аркти, 1997.