Программное содержание:
Цель: сформировать индивидуально психологические особенности личности у детей дошкольного возраста, позволяющие конструктивно выражать свое эмоциональное состояние.
Задачи:
- Сформировать понятие эмоции и связанные с ними состояние человека.
- Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
- Помочь дошкольникам улучшить взаимоотношения с окружающими.
Материал:
- магнитофон и запись спокойной музыки
- иллюстрации из книг со сказочными героями, выражающими разные эмоции
- бумага
- акварельные краски
- кисточки
- фотографии детей и взрослых, лица которых выражают разные эмоции.
Предварительная работа:
- знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, страх, злость, обида)
- проведение упражнений, способствующих осознанию собственных эмоций у дошкольников.
- прослушивание музыкальных произведений.
- разыгрывание этюдов и сценок
- проведение психологических игр и упражнений (К.Фопель)
- проведение авторских психологических игр и упражнений
Ход занятия
Дети средней группы входят в кабинет психолога под спокойную музыку "Раннее утро в лесу", приветствуют, прикасаясь ладонями к ладоням психолога.
Психолог: Здравствуйте дети! Я рада встрече с вами.
1. Сюрпризный момент - сказочные герои, лица которых выражают разные эмоции
(радость, обиду, гнев, страх, удивление).
Педагог-психолог: "Дети, догадайтесь какое настроение у сказочных героев?"
2. Мимическая гимнастика. Упражнение "Зеркало". Дети работают в парах. Педагог-психолог: "Изобразите чувство - радость, обиду, злость, страх, удивление. Как проявляются эти чувства?"
Мартьянова Елена Владимировна - 219 -797 -964
3. Наглядное пособие "Узнай эмоцию". Просмотр с детьми фотографий людей, лица которых выражают разные эмоции.
4. Подвижная игра "Тигр и тигрята на охоте".
Педагог-психолог - тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает детей охотиться, Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперед тигра, иначе получат шлепок. Тигр очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, потом выставляет вторую ногу, вторую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно и осторожно крадется к добыче. Сделав 5-6 таких скачков, он группируется, поджимает к груди лапу, голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич: "Ха!" Тигрята делают все это с ним одновременно.
5. Сказка про "Кляксу".
Дети слушают сказку про "Кляксу", которую рассказывает педагог-психолог и одновременно рисуют в альбомах акварельными красками сначала черную кляксу, а затем по - мере рассказа раскрашивают кляксу в разные цвета.
"Жила - была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться на людях. Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: "Какой ужас!" Какая жирная и некрасивая черная Клякса!" Кому такое понравиться? Вот почему она предпочитала отважиться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Решила она принарядиться, взяла желтой краски и покрасилась, в яркий солнечный цвет. Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась, но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встретился, в ужасе кричал: "Какая желтая Клякса!"
Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила ею свою шляпку, но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: "Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!"
Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. Но и это никто не оценил. Она снова услышала: "Какая огромная Клякса в зеленой юбке!" (Желтый и синий цвет, смешиваясь дают зеленый.)
Очень обиделась Клякса, Взяла она остатки синей краски, вернулась в свое дупло и выкрасила его в синий цвет. Она очень старалась, размазала краску вокруг себя, и вдруг дупло стало очень уютным и красивым.
В это время пролетала Сова - мудрая голова (а Совы, как правило, близоруки и живут своим умом!). Она не узнала Кляксу в ее новом наряде. Сове показалась, что это совсем и не Клякса. "Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! - сказала вежливо Сова ". Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно.
6. Упражнение "Чемодан в дорогу". Звучит тихая, спокойная музыка "Ночь, середина лета".
Дети, прощаясь, говорят друг другу приятные слова.