Цели:
- Дать представление учащимся о группе млекопитающих и их основных приспособляющих к жизни на суше, объяснить ребятам, что человек тоже относится к млекопитающим;
- Систематизировать и обогатить знание детей о млекопитающих;
- Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: карточки, иллюстрации млекопитающих.
Ход урока
1. Психологический настой.
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем и рассуждаем, ни минуты не теряем.
Давайте улыбнемся друг другу.
Ребята, на уроках окружающего мира мы с вами открывает тайны природы и этот урок не исключенье. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Какая была последняя тема?
2. Проверка домашнего задания.
- Мы сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете признаки птиц.
Проведем тест.
Я задаю вопросы, а вы должны выбрать правильный ответ, т.е. отметить а или б.
- Сразу ли все яйца откладывают птицы?
а) да
б) нет
- Кто из позвоночных больше заботиться о своем потомстве?
а) рыбы
б) птицы
- Синица, попугай, дятел, дубонос, колибри:
а) древесные
б) наземные
- Какое выражение правильное.
а) оперение греет птицу
б) оперение сохраняет тепло тела птицы.
- Отметьте, какое выражение верное.
а) температура воздуха не влияет на температуру тела птицы, а значит, и на их активность.
б) температура воздуха влияет на температуру тела птиц и на их активность.
Слайд 1.
- А теперь проверьте и поставьте себе отметку.
- Я потом проверю, как вы себя оценили.
- Какой вопрос вам показался трудным, и вы не смогли ответить?
- Ответы на вопросы текста пригодятся сегодня на уроке при изучении еще одной очень интересной группы.
3. Сообщение темы урока.
- Откройте учебник на стр. 33.
- Вы работаете в парах и намечаете, кто из вас будет отвечать? (ответы детей).
- Какой группе животных сегодня пойдет речь на уроке?
- карточка Млекопитающие (звери)
- А теперь посмотрите, как этот урок называют авторы?
а) Постановка проблемного вопроса.
- Что же получается млекопитающие наши братья?
- Кто согласен, кто не согласен? (ставлю вопрос)
На доске
Млекопитающие (звери) - наши братья?
- Для того, чтобы ответить на вопрос, нам нужно выяснить каковы признаки этой группы и обладает ли ими человек? (если да, то братья, если нет, то нет).
б) Поиск решения проблемы.
- А теперь послушайте диалог Лены и Миши
в) Инсценировка.
Лена: У нас в аквариуме вон, сколько рыбок развелось, а у Айны - всего четыре щенка. Наверно, рыбки природе больше нужны, чем собаки, да, Миша?
Миша: Вовсе нет. Просто рыбы не все заботятся о мальках, и в природе они почти все погибают. Приходиться рождаться еще и еще, чтобы не вымереть.
А собаки заботятся о своих щенках так хорошо, что все они остаются живы.
Поэтому звери по сравнению с другими группами животных рождаю меньше детенышей.
- О каком признаке рассказал Миша?
- Вспомните прошлый урок про птиц, попробуйте сказать?
- карточка Забота о потомстве.
- В чем выражается забота о потомстве у млекопитающих?
- Млекопитающие животные холоднокровные или
теплокровные?
- Если шерсть, то это может свидетельствовать о
теплокровности?
в) Работа по учебнику.
-Давайте выясним, точно ли связана теплокровность с наличием шерсти.
Прочитаем текст на стр.33, 34.
- Для чего служит шерсть млекопитающим?
Вывод.
Шерсть слайд 2.
- Этим признаком обладает человек? (выросты волосяные есть у всех)
- Сейчас посмотрите внимательно на экран.
Слайд 3.
Закончите предложение .
Чтобы поддерживать тепло, звери, как и птицы должны ….(питаться много и часто).
- А чтобы много питаться и часто, прочитайте следующие предложение.
Слайд 4.
У млекопитающих (зубы) хорошо приспособлены к обработке пищи.
- Какое слово пропущено?
Посмотрите внимательно и определите, какие зубы больше развиты у разных млекопитающих? (рассуждают).
А теперь постарайтесь определить предназначение зубов человека. (Стр.34зад.2 рассуждают, доказывают).
- Значит, какой мы сделаем вывод, сравнив зубы млекопитающих и человека? Карточка Разнообразные зубы.
ФИЗМИНУТКА
- Ребята, какие органы чувств развиты у человека?
- Сейчас мы будем исследовать значение органов чувств у млекопитающих.
- Работа будет проходить в группах, каждой группе свое задание. Вы читаете текст и находите ответ на поставленный вопрос, обсуждаете, делаете вывод.
- Один представитель из группы отвечает.
1 группа
Что помогает искать добычу млекопитающим и ориентироваться на местности?
2 группа
Как млекопитающие общаются друг с другом?
3 группа
Из всех групп животных у млекопитающих наиболее развит мозг. Почему?
4группа
Вспомните, как общаются млекопитающие. Объясните ситуацию изображенную на стр.35.
- Итак, делаем вывод, у млекопитающих хорошо развиты органы чувств, мозг.
-Ребята, а еще какие отличительные признаки?
4. Закрепление изученного.
Заполнение таблицы, (приложение 1)
- Мы исследовали признаки группы животных млекопитающих
- Что нам удалось установить?
- Какой признак основной?
- Выполните задание 8 на стр. 38 самостоятельно.
- Отметьте признаки, которые подтверждают принадлежность человека к млекопитающим. (Отвечают).
- Можем ли мы так сказать, как написано? (обращаются к теме).
5. Итог.
- А теперь я попрошу вас подвести итог с помощью слов:
- Узнал
- Затруднялся
- Понравилось
- Расскажу
6. Домашнее задание.
Составить фантастический рассказ о любом млекопитающем.
ТЕСТ
1. Сразу ли все яйца откладывает птица?
а) да
б) нет
2. Кто из позвоночных заботится о своем потомстве?
а) рыбы
б) птицы
3. Синица, дятел, дубонос, попугай, колибри;
а) древесные
б) наземные
4. Какое выражение правильное?
а) оперение греет птицу
б) оперение сохраняет тепло тела птицы
5. Какое выражение верное?
а) t воздуха не влияет на t тела птицы, а значит, и на их активность
б) t воздуха влияет на t тела птицы и на их активность