Урок по окружающему миру "Наши братья"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Дать представление учащимся о группе млекопитающих и их основных приспособляющих к жизни на суше, объяснить ребятам, что человек тоже относится к млекопитающим;
  • Систематизировать и обогатить знание детей о млекопитающих;
  • Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: карточки, иллюстрации млекопитающих.

Ход урока

1. Психологический настой.

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем и рассуждаем, ни минуты не теряем.

Давайте улыбнемся друг другу.

Ребята, на уроках окружающего мира мы с вами открывает тайны природы и этот урок не исключенье. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Какая была последняя тема?

2. Проверка домашнего задания.

- Мы сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете признаки птиц.

Проведем тест.

Я задаю вопросы, а вы должны выбрать правильный ответ, т.е. отметить а или б.

  • Сразу ли все яйца откладывают птицы?

а) да

б) нет

  • Кто из позвоночных больше заботиться о своем потомстве?

а) рыбы

б) птицы

  • Синица, попугай, дятел, дубонос, колибри:

а) древесные

б) наземные

  • Какое выражение правильное.

а) оперение греет птицу

б) оперение сохраняет тепло тела птицы.

  • Отметьте, какое выражение верное.

а) температура воздуха не влияет на температуру тела птицы, а значит, и на их активность.

б) температура воздуха влияет на температуру тела птиц и на их активность.

Презентация.

Слайд 1.

- А теперь проверьте и поставьте себе отметку.

- Я потом проверю, как вы себя оценили.

- Какой вопрос вам показался трудным, и вы не смогли ответить?

- Ответы на вопросы текста пригодятся сегодня на уроке при изучении еще одной очень интересной группы.

3. Сообщение темы урока.

- Откройте учебник на стр. 33.

- Вы работаете в парах и намечаете, кто из вас будет отвечать? (ответы детей).

- Какой группе животных сегодня пойдет речь на уроке?

- А теперь посмотрите, как этот урок называют авторы?

а) Постановка проблемного вопроса.

- Что же получается млекопитающие наши братья?

- Кто согласен, кто не согласен? (ставлю вопрос)

На доске

Млекопитающие (звери) - наши братья?

- Для того, чтобы ответить на вопрос, нам нужно выяснить каковы признаки этой группы и обладает ли ими человек? (если да, то братья, если нет, то нет).

б) Поиск решения проблемы.

- А теперь послушайте диалог Лены и Миши

в) Инсценировка.

Лена: У нас в аквариуме вон, сколько рыбок развелось, а у Айны - всего четыре щенка. Наверно, рыбки природе больше нужны, чем собаки, да, Миша?

Миша: Вовсе нет. Просто рыбы не все заботятся о мальках, и в природе они почти все погибают. Приходиться рождаться еще и еще, чтобы не вымереть.

А собаки заботятся о своих щенках так хорошо, что все они остаются живы.

Поэтому звери по сравнению с другими группами животных рождаю меньше детенышей.

- О каком признаке рассказал Миша?

- Вспомните прошлый урок про птиц, попробуйте сказать?

- В чем выражается забота о потомстве у млекопитающих?

- Млекопитающие животные холоднокровные или теплокровные?
- Если шерсть, то это может свидетельствовать о теплокровности?

в) Работа по учебнику.

-Давайте выясним, точно ли связана теплокровность с наличием шерсти.

Прочитаем текст на стр.33, 34.

- Для чего служит шерсть млекопитающим?

Вывод.

карточка Теплокровность

Шерсть слайд 2.

- Этим признаком обладает человек? (выросты волосяные есть у всех)

- Сейчас посмотрите внимательно на экран.

Слайд 3.

Закончите предложение .

Чтобы поддерживать тепло, звери, как и птицы должны ….(питаться много и часто).

- А чтобы много питаться и часто, прочитайте следующие предложение.

Слайд 4.

У млекопитающих (зубы) хорошо приспособлены к обработке пищи.

- Какое слово пропущено?

Посмотрите внимательно и определите, какие зубы больше развиты у разных млекопитающих? (рассуждают).

А теперь постарайтесь определить предназначение зубов человека. (Стр.34зад.2 рассуждают, доказывают).

- Значит, какой мы сделаем вывод, сравнив зубы млекопитающих и человека? Карточка Разнообразные зубы.

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, какие органы чувств развиты у человека?

- Сейчас мы будем исследовать значение органов чувств у млекопитающих.

- Работа будет проходить в группах, каждой группе свое задание. Вы читаете текст и находите ответ на поставленный вопрос, обсуждаете, делаете вывод.

- Один представитель из группы отвечает.

1 группа

Что помогает искать добычу млекопитающим и ориентироваться на местности?

2 группа

Как млекопитающие общаются друг с другом?

3 группа

Из всех групп животных у млекопитающих наиболее развит мозг. Почему?

4группа

Вспомните, как общаются млекопитающие. Объясните ситуацию изображенную на стр.35.

- Итак, делаем вывод, у млекопитающих хорошо развиты органы чувств, мозг.

-Ребята, а еще какие отличительные признаки?

4. Закрепление изученного.

Заполнение таблицы, (приложение 1)

- Мы исследовали признаки группы животных млекопитающих

- Что нам удалось установить?

- Какой признак основной?

- Выполните задание 8 на стр. 38 самостоятельно.

- Отметьте признаки, которые подтверждают принадлежность человека к млекопитающим. (Отвечают).

- Можем ли мы так сказать, как написано? (обращаются к теме).

5. Итог.

- А теперь я попрошу вас подвести итог с помощью слов:

  • Узнал
  • Затруднялся
  • Понравилось
  • Расскажу

6. Домашнее задание.

Составить фантастический рассказ о любом млекопитающем.

ТЕСТ

1. Сразу ли все яйца откладывает птица?

а) да

б) нет

2. Кто из позвоночных заботится о своем потомстве?

а) рыбы

б) птицы

3. Синица, дятел, дубонос, попугай, колибри;

а) древесные

б) наземные

4. Какое выражение правильное?

а) оперение греет птицу

б) оперение сохраняет тепло тела птицы

5. Какое выражение верное?

а) t  воздуха не влияет на t тела птицы, а значит, и на их активность

б) t  воздуха влияет на t тела птицы и на их активность