Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с глаголами"

Разделы: Русский язык


Урок проводился в соответствии с программой М.М. Разумовской. Тип урока - обобщение.

Задачи урока:

  • обобщить полученные знания о правописании не с глаголами; формировать навык осмысленного использования отрицательных глаголов речи, их правописания;
  • развивать навыки синтаксического анализа предложения, морфемного разбора слова; развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, вести диалог, применять знания и делать умозаключения;
  • воспитывать интерес к русскому языку, классической русской литературе.

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентационный материал по теме "Правописание не с глаголами").

Ход урока

1. Начало урока, "разогрев" учебной группы.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы "Глагол". Обобщим изученное о глаголе, приводя примеры из домашнего задания.

Учащиеся один за другим составляют характеристику глагола, приводят примеры.

Глагол обозначает действие.

Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Изменяется по временам и т. д.

- Молодцы! Вот как много вы знаете о глаголе.

Интрига.

- А вы знаете, что однажды А.С. Пушкин пришел к своему другу Петру Алексеевичу Вяземскому и написал в детский альбом его сына стихотворение. В нем содержался совет (слайд № 1)

Презентация.

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
(Не) делай того-то:
Кажись, это ясно?
Прощай, мой прекрасный!

- Прочитайте выразительно поэтические строки.

- Объясните знаки препинания.

- Я задумала слово (не делай). Догадайтесь, задавая вопросы, что это за слово.

Это существительное? - Нет.

Обозначает признак предмета?- Нет.

Это действие? - Да и т. д.

НЕ ДЕЛАЙ.

- Что обозначает частица НЕ? (Запрет на действие). А с грамматической точки зрения - антоним к слову делай.

- Как пишется эта частица с глаголом? (Раздельно) (слайд № 2)

2. Объявление темы урока.

Тема нашего урока "Правописание не с глаголами" (слайд № 3). Запишите её в тетрадь.

Николаева 219-356-750

"Цель и цели" (ученики формулируют личные учебные цели).

Цель урока: повторить и закрепить тему "Правописание не с глаголами"

- А как вы думаете, что посоветовал Пушкин юному другу не делать.

Не делай: не лги, не заносись, не гордись, не огорчай, не ленись, не хвастай, не бойся трудностей, не завидуй и т.д.

3.-А вот поэт ХХ века Сергей Владимирович Михалков рисует портрет друга, о котором все вы мечтаете (слайд № 4)

Твой друг.

Он честен и бесстрашен.
На суше и в воде,
Товарища и друга
Он гнезд не разоряет,
Не курит и не врет,
Не виснет на подножках,
Чужого не берет.

- Какие не украшающие подростка действия отрицает поэт?

- Как написана отрицательная частица с этими глаголами?

Напишите глаголы с частицей не, выделяя орфограмму.

Проверьте себя и :, глядя на экран (слайд №5)

- А вот маленькие глаголы, с которыми частица не хочет слиться, но мы должны писать их по общему правилу

Буду, могу, хочу, стану.

- Образуйте отрицательную форму, запишите с восклицательным знаком.

Не буду! Не стану! Не могу! Не хочу!

- Изобразите голосом капризного ребенка; как звучат эти глаголы, когда нам что-то не хочется делать?

- Как пишется не с этими глаголами. (Не - отрицательная частица и пишется с глаголами раздельно).

- Но есть в русском языке глаголы, которые, как и существительные, образованные от них, пишутся с не иначе.

- Откройте учебник стр.174, упр. №524.

- Прочитайте слова, сделайте вывод о правописании слов левой и правой колонок.

Слова в правой колонке пишутся с не слитно, так как без не не употребляются.

- Запишите три слова из правой колонки: ненавидеть, негодовать, нежиться.

- Значение всех слов понятно? (Затруднение вызывает слово нежиться).

Словарная работа.

- Давайте проверим себя по словарю. Сегодня дежурные по словарю: Как определяют эти слова Ожегов, Ушаков?

Физминутка.

Нежиться можно не только в постели, но и под лучами жаркого солнца (потянулись). Вдруг подул ветерок, закачались деревья (покачались). Небо заволокло тучами, и пошёл дождик (пальчиками постучали по парте). Надо спрятаться под крышу (делаем крышу над головой, сцепив пальцы).

- Молодцы! Теперь продолжим работу, выполните морфемный разбор записанных слов. Ненавидеть, негодовать, нежиться (слайд №6)

Работа с учебником. Упражнение №525.

- Усложним задание: не только прочитаем пословицы, но и объясним их значение (2-3 пословицы).

- Выпишите глаголы с частицей не, обозначая орфограмму.

Рефлексия.

- Мудрая русская пословица гласит: не помучишься - не научишься, а для этого выполним домашнее задание.

  • 1 уровень. Составьте текст диктанта для сборника Удивительных Диктантов, употребляя слова с изученной орфограммой.
  • 2 уровень. Упражнение № 526.

3 уровень. В начале урока мы познакомились с обращением Пушкина к юному другу, а теперь вы обратитесь к другу с пожеланиями, советом, используя отрицательные глаголы.

- Выберите то задание, которое вам по силам.

Обязательно комментируются оценки за урок.

Если остается время, можно провести небольшую самостоятельную работу на изученную орфограмму (слайд №7)