Урок проводился в соответствии с программой М.М. Разумовской. Тип урока - обобщение.
Задачи урока:
- обобщить полученные знания о правописании не с глаголами; формировать навык осмысленного использования отрицательных глаголов речи, их правописания;
- развивать навыки синтаксического анализа предложения, морфемного разбора слова; развивать навыки самостоятельного и творческого мышления, умения слушать, вести диалог, применять знания и делать умозаключения;
- воспитывать интерес к русскому языку, классической русской литературе.
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентационный материал по теме "Правописание не с глаголами").
Ход урока
1. Начало урока, "разогрев" учебной группы.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы "Глагол". Обобщим изученное о глаголе, приводя примеры из домашнего задания.
Учащиеся один за другим составляют характеристику глагола, приводят примеры.
Глагол обозначает действие.
Отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Изменяется по временам и т. д.
- Молодцы! Вот как много вы знаете о глаголе.
Интрига.
- А вы знаете, что однажды А.С. Пушкин пришел к своему другу Петру Алексеевичу Вяземскому и написал в детский альбом его сына стихотворение. В нем содержался совет (слайд № 1)
Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
(Не) делай того-то:
Кажись, это ясно?
Прощай, мой прекрасный!
- Прочитайте выразительно поэтические строки.
- Объясните знаки препинания.
- Я задумала слово (не делай). Догадайтесь, задавая вопросы, что это за слово.
Это существительное? - Нет.
Обозначает признак предмета?- Нет.
Это действие? - Да и т. д.
НЕ ДЕЛАЙ.
- Что обозначает частица НЕ? (Запрет на действие). А с грамматической точки зрения - антоним к слову делай.
- Как пишется эта частица с глаголом? (Раздельно) (слайд № 2)
2. Объявление темы урока.
Тема нашего урока "Правописание не с глаголами" (слайд № 3). Запишите её в тетрадь.
Николаева 219-356-750
"Цель и цели" (ученики формулируют личные учебные цели).
Цель урока: повторить и закрепить тему "Правописание не с глаголами"
- А как вы думаете, что посоветовал Пушкин юному другу не делать.
Не делай: не лги, не заносись, не гордись, не огорчай, не ленись, не хвастай, не бойся трудностей, не завидуй и т.д.
3.-А вот поэт ХХ века Сергей Владимирович Михалков рисует портрет друга, о котором все вы мечтаете (слайд № 4)
Твой друг.
Он честен и бесстрашен.
На суше и в воде,
Товарища и друга
Он гнезд не разоряет,
Не курит и не врет,
Не виснет на подножках,
Чужого не берет.
- Какие не украшающие подростка действия отрицает поэт?
- Как написана отрицательная частица с этими глаголами?
Напишите глаголы с частицей не, выделяя орфограмму.
Проверьте себя и :, глядя на экран (слайд №5)
- А вот маленькие глаголы, с которыми частица не хочет слиться, но мы должны писать их по общему правилу
Буду, могу, хочу, стану.
- Образуйте отрицательную форму, запишите с восклицательным знаком.
Не буду! Не стану! Не могу! Не хочу!
- Изобразите голосом капризного ребенка; как звучат эти глаголы, когда нам что-то не хочется делать?
- Как пишется не с этими глаголами. (Не - отрицательная частица и пишется с глаголами раздельно).
- Но есть в русском языке глаголы, которые, как и существительные, образованные от них, пишутся с не иначе.
- Откройте учебник стр.174, упр. №524.
- Прочитайте слова, сделайте вывод о правописании слов левой и правой колонок.
Слова в правой колонке пишутся с не слитно, так как без не не употребляются.
- Запишите три слова из правой колонки: ненавидеть, негодовать, нежиться.
- Значение всех слов понятно? (Затруднение вызывает слово нежиться).
Словарная работа.
- Давайте проверим себя по словарю. Сегодня дежурные по словарю: Как определяют эти слова Ожегов, Ушаков?
Физминутка.
Нежиться можно не только в постели, но и под лучами жаркого солнца (потянулись). Вдруг подул ветерок, закачались деревья (покачались). Небо заволокло тучами, и пошёл дождик (пальчиками постучали по парте). Надо спрятаться под крышу (делаем крышу над головой, сцепив пальцы).
- Молодцы! Теперь продолжим работу, выполните морфемный разбор записанных слов. Ненавидеть, негодовать, нежиться (слайд №6)
Работа с учебником. Упражнение №525.
- Усложним задание: не только прочитаем пословицы, но и объясним их значение (2-3 пословицы).
- Выпишите глаголы с частицей не, обозначая орфограмму.
Рефлексия.
- Мудрая русская пословица гласит: не помучишься - не научишься, а для этого выполним домашнее задание.
- 1 уровень. Составьте текст диктанта для сборника Удивительных Диктантов, употребляя слова с изученной орфограммой.
- 2 уровень. Упражнение № 526.
3 уровень. В начале урока мы познакомились с обращением Пушкина к юному другу, а теперь вы обратитесь к другу с пожеланиями, советом, используя отрицательные глаголы.
- Выберите то задание, которое вам по силам.
Обязательно комментируются оценки за урок.
Если остается время, можно провести небольшую самостоятельную работу на изученную орфограмму (слайд №7)