Цели:
- Формирование понятия о свойствах горных пород и минералов и их использовании людьми;
- Развитие умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать;
- Воспитание умения работать в группе, умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выслушивать товарища, умения распределять обязанности в группе;
- Воспитание бережного отношения к богатствам родного края.
Оборудование: коллекция горных пород и минералов, слайды о горных породах и минералах, видеофильм.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Как называется и из чего состоит каменная оболочка Земли?
Какие бывают вещества и материалы? Приведите примеры.
III. Постановка проблемы:
Ребята, у меня на столе “волшебная шкатулка”. Отгадайте три загадки, чтобы увидеть содержимое шкатулки.
Бел, как сахар. Пока руки не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел).
Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь).
Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль).
Перед вами на столе разложена коллекция (гранит, уголь, мел, стекло, песок, глина, кирпич, цемент). Рассмотрите, есть ли среди них названные объекты.
ПС. Как бы вы назвали все объекты – тела, вещества или материалы?
Работа в группах.
Предлагаю вам поработать в группах для решения возникшей проблемы. В группах опишите свойства данных тел по плану. Выберите сначала, что будете описывать, обсудите и определитесь, кто из вашей группы будет отвечать.
- В каком состоянии находится тело (жидком, газообразном, твердом)?
- Имеет ли форму?
- Какими свойствами обладает?
- Работа по учебнику. Чтение диалога.
- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем диалог Лены и Миши.
- Что узнали из диалога? (Горные породы состоят из минералов - природных веществ).
- Разделите выделенные тела на группы.
- Что получилось? Как вы разделили, по каким признакам? (I - твердость, II- сыпучесть).
- Сможете ли вы сформулировать тему урока? Какой цели вы должны достичь? (Узнать свойства горных пород и минералов, их использование человеком).
IV. Совместное “открытие знаний”.
- Скажите, где применяются горные породы?
- Какое свойство горных пород при этом использует человек?
На доске появляется запись:
- гранит – твердость
- глина – пластичность, мягкость
Чтение текста стр. 25
Прочитайте текст до конца страницы.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Можно ли изменить свойство горной породы? Как?
- Где применяются горные породы с измененными свойствами?
Чтение текста стр. 26 – 27
На прошлых уроках вы познакомились со свойствами воды и воздуха. Вы знаете, что вода и воздух при нагревании расширяются.
- А как ведут себя горные породы? Как вы думаете? (Учащиеся выдвигают различные гипотезы)
Давайте проверим на опыте. При этом помним о технике безопасности.
Опыт: (проводит учитель)
Нальем кипяток в стакан.
- Почему стакан лопнул?
- Какое свойство наблюдали? Какой вывод можно сделать?
Вывод: твердые тела при нагревании расширяются. Дно стакана расширилось раньше, чем его стенки и стакан лопнул.
Выполнение задания № 2 с проверкой.
Как вы думаете, какие вещи получает человек, расплавляя горную породу?
Чтение текста стр. 27 (под заданием № 2)
- Кто из вас знает, какой материал самый твердый?
- Где он применяется?
Чтение текста стр. 27
Алмазы издавна использовались в качестве самых изысканных украшений. С конца XIX века они стали применяться в производстве. Применение алмазного инструмента повышает чистоту обработки деталей. (Рисунок стр.27) – бормашина для обточки зубов. Алмазы есть и у нас в Якутии. Первый алмаз был найден 7 августа 1949 г. в 6 км выше села Крестях Сунтарского района. Алмаз “Св. Россия” весит 241,8 карат – добыт в сентябре 1991г. в Айхальском ГОКе. Это самый крупный алмаз, найденный в Якутии.
Как вы думаете, горная порода состоит из одного материала или разных? Возникли разные мнения, как быть? Давайте проверим, чтобы убедиться.
Работа с гранитом.
- Рассмотрим под лупой гранит. Он состоит из одинаковых частиц или разных?
- Из каких частей он состоит?
Гранит образует верхний слой земной коры. Имеет цвет серого и белого, до красного и зеленого. Его цвет зависит от наличия в его составе полевого шпата. Кроме полевого шпата он содержит слюду и кварц.
Чтение текста стр. 27 (внизу)
Прочитаем текст дальше.
- Из чего же состоят горные породы?
Все горные породы состоят из минералов. Минералы – однородные, кристаллические вещества. Образуются минералы при высокой температуре и давлении в недрах земной коры или формируются в горячих источниках. Самый распространенный из них – кварц. Из кварцевого песка делают посуду, стекло, используют при производстве часов.
К минералам также относится золото, полевой шпат, графит, тальк. Алмазы, рубин, изумруд, топаз – редкие ценные минералы. Их называют драгоценными камнями и используются они в ювелирном деле.
Наша республика очень богата природными ресурсами. Кроме всех перечисленных минералов и горных пород, добывают такой минерал, как чароит. Он найден на междуречье реки Чары и озера Токко. Свое название получил от названия реки. Хромдиапсид – этот минерал встречается только в Якутии. (Показ чароита и хромдиапсида).
А где могут применяться эти минералы? Давайте посмотрим слайды.
Показ слайдов.
Минералы состоят из неорганических веществ. Как вы думаете, если раскрошить минерал, то его частицы сохранят или нет свои свойства?
Опыт с солью. При измельчении минерала галита (поваренная соль) сохраняют ли его частицы свои свойства?
Сформулируйте вывод. (Соленость сохранилась).
Чтение текста стр. 28
- Ребята, а какие горные породы и минералы добывают у нас в Нерюнгри?
- Кто из вас видел, как добывают каменный уголь?
Давайте посмотрим видеофильм о нашем угольном разрезе, как там добывают уголь.
Видеофильм (3 – 5 минут).
V. Самостоятельное применение знаний.
Выполните задание № 3 стр. 29, выберите 1 – 2 задания. Взаимопроверка.
VI. Подведение итогов урока.
Какое “новое” открытие вы для себя сегодня открыли?
Так как же назовем данные в шкатулке тела? (горные породы и минералы).
Нужны ли они людям?
Какие свойства горных пород и минералов использует человек? (Из горных пород люди извлекают минеральные вещества, используют их свойства).
VI. Домашнее задание: стр. 29, задание № 9 (выполнить одно задание на выбор).