Цель: сформировать представление о задаче и её логических частях; сформировать способность к решению простых задач на нахождение части и целого.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний:
а) работа в парах: решение примеров на карточках с самопроверкой с доски
- 7-4+3
- 6+3-5
- 8-2-4
б) работа с математическими выражениями:
- 3+4 3+3
- 9-3 8-4
- 2+3 2+2
- 8-1
Разделить на группы
Игра “меткие стрелки” (найти выражение с данным значением)
в) продолжаем работу с математическими выражениями:
- соединить подходящий рисунок и выражение
- придумать историю к рисункам
3. Построение проблемной ситуации:
В гостях щенок Филя. Он придумал к данному рисунку 4 истории:
1) У Тани 4 гриба.
2) У Тани 4 гриба, а у Саши – 2 гриба.
3) На сколько рыжиков больше, чем маслят?
4) У Тани 4 гриба, а у Саши – 2 гриба. Сколько грибов у Тани и Саши вместе?
Помогите Филе найти задачу. Какая история будет являться задачей?
4. Проблема:
Вопрос я вам задавала один, а мнений получилось несколько.
- Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем?
- Кто может назвать тему урока?
5. Постановка учебных задач:
Сегодня на уроке мы должны узнать:
- что такое задача
- из каких частей состоит задача
- чем отличается задача от обычной истории
6. Физкультурная минутка.
7. Решение проблемы.
В толковом словаре русского языка задача-то, что требуется найти, узнать, решить.
А для того, чтобы что-то узнать, на что-то дать ответ, что должно быть в любой задаче? (вопрос)
Филя приготовил для вас вопросы. Дайте на них ответ.
Сколько карандашей в коробке?
Сколько яблок в вазе?
Значит, в задаче должно быть то, что известно: условие.
Сделаем 1 вывод: в любой задаче есть условие и вопрос.
Вернемся к Филиным историям. Попробуйте снова найти задачу.
Итак, задача – это история, у которой есть условие и вопрос.
А что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
А чтобы решить задачу, надо её проанализировать, понять, что мы ищем: часть или целое. Разобраться нам поможет рисунок.
- составляем выражение 4+2
- найдем значение выражения: 4+2=6, получим решение
- запишем ответ: 6 грибов
8. Физкультурная минутка.
9. Графическая схема.
Итак, чтобы решить задачу, надо установить, что мы ищем: часть или целое.
Но, к сожалению, не всегда удобно использовать рисунок. Очень скоро вы будете решать задачи с большими числами, рисовать много предметов долго и неудобно.
- Как же быть? Чем можно заменить рисунок?
Графическая схема.
10. Вывод.
Итак, давайте восстановим все части задачи по порядку.
Чтобы решить задачу:
- читаем условие – вопрос
- чертим схему – выражение
- ищем решение –
- записываем ответ
Игра “день-ночь”
11. Рефлексия.
- Выполнили мы свои учебные задачи?
- Что такое задача?
- Из каких частей состоит задача?