Программное содержание:
- Обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности. Дать представление о звуках и шумах. Познакомить с названиями нот. Учить петь легато, нон-легато и стаккато.
- Закрепить знания детей о жанрах (песне, танце, марше) музыки, о высоких и низких звуках, о звуках среднего регистра. Учить детей выразительно исполнять песни, передавать в движениях танца характер музыки. Продолжать работу над чистотой интонирования, развитием музыкального творчества. Воспитывать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость на музыку. Воспитывать желание активно участвовать в играх, импровизациях.
Материал и оборудование: Грамзапись музыкальных произведений “Зимние грезы” П.И.Чайковского, “Менуэт” И.С.Баха, грамзапись шумов и звуков, модули для музыкально-дидактической игры “Составь музыкальные звуки”, шумовые инструменты (по системе Карла Орфа), шапочки нот, скрипичного ключа, “волшебная” дверь с музыкальными символами, музыкальный замок, схемы с вокальными упражнениями (по методике Е.Юдиной).
Предварительная работа: Разучивание песен, танцевальных движений, чтение стихов, обучение игре на музыкальных инструментах, индивидуальная работа с детьми.
Ход занятия
Дети подготовительной к школе группы заходят с воспитателем в музыкальный зал под музыку “Зимние грезы” П.И.Чайковского, встают в полукруг.
Воспитатель:
Вот под шапкой снеговой
Дремлет лес в тиши ночной
Помнит сказки зимний лес
Много он хранит чудес…
Попевка “Эхо”.
(Из-за ширмы выходит музыкальный руководитель в костюме Феи музыки, поет “ Песню музыки”.)
Музыкальное приветствие.
Фея музыки: Меня зовут Фея музыки, я хочу с вами познакомиться.
(Дети садятся в полукруг.)
Музыкальное знакомство.
Фея музыки: Молодцы, ребята, красивые песенки придумали.
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране шумов и звуков. Ребята, какие вы знаете звуки?
Дети: Деревянные, металлические, стеклянные.
Фея музыки: Правильно. А сейчас мы поиграем в звуковую “угадайку”.
Игра “Угадай звук”.
Фея музыки: Закройте глаза и внимательно послушайте, какой звучит звук?
(Дети отгадывают звуки. Последним звучит звук деревянный.)
Фея музыки: Правильно, прозвучал деревянный звук. Это в лесу дровосек рубит дерево. Зимний лес умеет петь, шелестеть, шуршать. Вот пролетел легкий ветерок, и зашептались веточки деревьев (трут ладони). Вдруг скрипнул снежок (щелкают), поднялся сильный ветер, и снежинки полетели, зашумели “ш-ш-ш” (руки поднимают вверх), загудел зимний ветер, закачал ветки деревьев “у-у-у” (качают руками из стороны в сторону).
Речевые игры, разминка.
Фея музыки: Зима – чудесная пора, так и хочется совершить необыкновенное путешествие в волшебную страну. Я приглашаю вас в гости в страну музыкальных звуков. (Идут змейкой, поют песню, останавливаются у волшебной двери. Выходит Шум).
Шум. В музыкальную страну вам не попасть! Я, Шум, спрятал все музыкальные звуки. Пока все звуки не соберете, в музыкальную страну не попадете.
Фея музыки: Что же нам делать? Ой, посмотрите волшебный фонарик, а в нем письмо. В нем написано: “Чтобы попасть в музыкальную страну, вам нужно выполнить задания!”
Фея музыки: 1. Какие вы знаете музыкальные звуки?
Дети: Высокие, средние, низкие.
Фея музыки: 2. Голосам каких зверей соответствуют высокие звуки?
Дети. Мышке, птичке.
Фея музыки: 3. Голосам каких зверей соответствуют средние звуки?
Дети: Лисичке, кошке.
Фея музыки: 4. Голосам каких зверей соответствуют низкие звуки?
Дети: Медведю, слону.
Фея музыки: Музыкальные звуки спрятались в волшебные кубики. Сложите их правильно: в нижнем ряду – низкие звуки, в среднем ряду – средние звуки, в верхнем ряду – высокие звуки. (Дети из кубиков с изображением зверей строят музыкальный дом.)
Фея музыки: Молодцы, справились с заданием. Теперь дорога открыта. Добро пожаловать ко мне в гости! (Дети проходят через волшебную дверь за Феей музыки, садятся на стулья.)
Фея музыки: Ребята, в моем музыкальном замке происходят чудеса. В нем все оживает и поет. Вот смотрите! (Достает игрушечного снеговика из фонарика. Из-за ширмы появляется мальчик в костюме снеговика и исполняет песню “Снеговик”, Варламовой.)
Фея музыки: Как прозвучала мелодия песни?
Дети: Напевно, ласково, радостно.
Фея музыки: Правильно, ребята. А как вы думаете без чего нельзя написать песню?
Дети: Без нот.
Фея музыки: Угадали, молодцы. Посмотрите, какие ноты живут в моем замке.
(Девочки – ноты исполняют “ Песню нот”.)
Фея музыки: Какой характер музыки у этой песни?
Дети: Веселый, задорный, игривый.
Фея музыки: Правильно, ребята. Любую песню трудно спеть без подготовки. Голос нужно настроить. Помогут нам в этом знакомые упражнения.
(Музыкальный руководитель в распевании использует схемы по методике Е. Юдиной.)
Попевка “Ноты”.
Фея музыки: А какие вы знаете киты в музыке?
Дети: Песня, танец, марш.
Фея музыки: Правильно, послушайте какой “кит” звучит в этой музыке?
Слушание музыки “Танец маленьких лебедей” П.И. Чайковского.
Дети: Танец.
Фея музыки: Дети, как называется это музыкальное произведение, и кто его написал?
Дети: “ Танец маленьких лебедей” написал композитор Чайковский.
Фея музыки: Правильно. Ребята, сегодня я хочу с вами поиграть в ансамбле.
Игра в ансамбле на фортепиано.
Фея музыки: А теперь послушайте какой “кит” прозвучит в другом музыкальном произведении.
Слушание музыки “Менуэт” И. С. Баха.
Дети: Прозвучал танец.
Фея музыки: Может быть, кто-нибудь знает, что это за танец прозвучал?
Дети: Менуэт.
Фея музыки: Правильно, это прозвучал красивый старинный танец менуэт. Как звучала музыка?
Дети: Торжественно, изящно.
Фея музыки: Ребята, я хочу, чтобы вы в движениях танца передали торжественный характер музыки.
(Девочкам для передачи грациозности раздаются веера.)
Танцевальная импровизация “Менуэт”.
(После “Менуэта” дети садятся. Появляется Шум.)
Шум:
Что за звуки слышу я?
Нет противней ноты “ля”,
А до, ре, ми, фа, соль
Вызывает в сердце боль!
Фея музыки: А кто вы такой?
Шум:
Я – Шум, я – шум, я – шум,
Гроза для всех ушей.
Творю, что мне взбредет на ум,
Шуметь учу детей!
Фея музыки: Шум, а ты знаешь, что музыкальный звук отличается от шума тем, что он певучий, передает настроение в песне.
Шум:
Не прислушивайтесь к песне,
Не старайтесь подпевать,
Со мной будет интересней
Лязгать, бряцать, скрежетать!
Фея музыки: Шум, ты же не всегда бываешь шумным, громким, неприятным. А бываешь тихим, шуршащим, шелестящим. Чтобы ты полюбил музыку, мы с ребятами хотим подарить тебе шумовые инструменты.
Шум: А я думал, что есть только музыкальные инструменты, а шумовых нет.
Фея музыки: А ты послушай, как дети играют на шумовых инструментах.
Игра на нетрадиционных шумовых инструментах.
Фея музыки: Ребята, подскажите Шуму на звучание каких музыкальных инструментов похоже звучание этих шумовых инструментов?
Дети: Ключи – на бубен, грецкие орехи – на деревянные ложки.
Фея музыки: Правильно, ребята. Возьми, Шум, подарок от нас! (дарит шумовые инструменты, изготовленные детьми).
Шум: Спасибо, Фея музыки, и вам, ребята, за подарок.
(Шум уходит.)
Фея музыки: Музыка делает всех добрее, отзывчивее. Давайте попрощаемся с гостями и споем песню о музыке.
Песня “Музыка”.
Фея музыки: Сегодня у нас было необычное занятие. Я увидела, что вы все любите музыку, и поэтому дарю вам на память значки любителей музыки.
(Фея музыки дарит значки любителей музыки всем детям.)