Классный час "Путь отыщи, которым шагать, ты человек и умей выбирать"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: сформировать устойчивое положительное отношение к активному участию в выборах.

Задачи: повышение интереса у старшеклассников к институту выборов; показать, как строятся (придумываются) законы человеческого общества; что в них случайно, а что рождено требованиями самой жизни; проявить личностные качества личностные качества игроков, обычно скрытые в повседневных контактах (мужество, мудрость, жестокость, безответственность, творческие способности, упрямство, бодрость духа, заурядность и т.д.); познакомить с реалиями взрослой жизни; воспитание у подростков активной жизненной позиции.

Оборудование: листы бумаги, изоматериалы., агитационные плакаты, конституция РФ, инструкция для игры «Необитаемый остров» на каждую команду, карточки оценивания хода классного часа.

Ход классного часа.

Вводная часть (беседа с детьми по вопросам)

  • Что по вашему мнению означает слово «выбор»? (ответы детей, в итоге формулируется определение слова).
  • Приведите примеры на каждое из приведенных значений слова «выбор».
  • Какими качествами должен обладать человек, делающий выбор? (самостоятельность, уверенность, ответственность и т.д.)
  • Как можно назвать человека, обладающего этими качествами? (успешным, активным и т.д.)
  • Кто не хочет быть таким? (обычно на этот вопрос класс либо смеется, либо недоумевает, как учитель может задавать такой вопрос)

Итог беседы; каждый хочет уметь делать правильный выбор в своей жизни и быть успешным.

Основная часть.

Игра «Необитаемый остров»

Для проведения этой игры класс делиться на группы по 5–7 человек.

Инструкция к игре.

Волею судьбы вы оказались на необитаемом острове. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть опасности: ядовитые растения, холодная зима, возможны визиты каннибалов из соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку – почти нереально. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни в родные края. Ваша задача – создать для себя условия, в которых вы могла бы не только выжить, но и интересно жить. Поймите серьезность и драматичность происшедшего, тем более, что за такой срок люди иногда дичают, за раздражительностью вспыхивают ярость и драки насмерть. Тут не место для легкомыслия – вам нужно чем-то питаться и нужно выжить. Настройте себя соответствующим образом, наблюдайте за собой: как проявите себя в этой жизни?

Вы должны освоить остров, организовать хозяйство. На листе бумаги нарисуйте карту острова и нанесите обозначения.

Кто ваш лидер? Какие у него рычаги власти? Вам надо наладить социальную жизнь: наметить первоочередные дела, распределить обязанности. Каковы будут санкции за невыполнение или плохое выполнение обязанностей? Если у вас случиться ситуация «стрекозы и муравья», то что муравьи скажут стрекозе? А если муравей один, а остальные – стрекозы?

Вы примете свои законы, религию с уже известными традициями? А если среди вас, неверующих, кто-либо верующий станет тратить время на постройку часовни и на молитвы, вместо того, чтобы трудиться на огороде или воевать вместе со всеми, - как вы поступите?

Как вы будете решать задачу распределения? Всем поровну? По трудовому вкладу? Дадите больше больным и слабым? Дадите больше сильным, ибо от них больше пользы? А если один из вас, сердобольный, будет подкармливать лентяя, которого все решили не кормить?

Станет ли ваша община принимать решение большинством голосов? Могут ли мужчины, если их большинство решать за женщин?

Каковы пределы власти вашей общины, будет ли она вмешиваться в частную жизнь? Имеет ли право человек никому не подчиняться и жить по-своему? А если он злой и вредит другим?

Возможен ли у вас раскол на колонии? Что делать, если одна группа начинает диктовать свои условия другой, более слабой? Если кто-то захочет жить отдельно, имеет ли он право на собственный участок острова? На какую именно?

Какое будет наказание за совершенное преступление? Будет ли смертная казнь? Кто будет палачом?

Уважаете ли вы частную собственность? Имеет ли община право на экспроприацию в случае острой необходимости?

Как вы будете решать отношения между мужчинами и женщинами?

Как вы будете решать вопросы семейных отношений? Как вы будете решать вопросы планирования семьи и воспитания детей?

Имеет ли право кто-то вести образ жизни, делающий его слабым, болезненным, обузой для остальных?

Нет ли у вас сейчас обиженных, недовольных, одиноких? Сможете ли вы им чем-нибудь помочь?

Будут ли у вас выходные, праздники? Какие, когда? Как их будете устраивать? Каких ритуалов вы захотите придерживаться?

Вам предоставляется полная свобода действий в рамках задания. Выберите летописца, чтобы фиксировать все ваши решения, вести «летопись жизни». Постарайтесь, чтобы ваше пребывание на острове было активным и богатым событиями. Может быть вам удастся не только выжить, но и построить идеальное общество.

Вы собрались под знаком Мудрецов, но пока вы такие, какие есть. Подготовьте рассказ о получившемся обществе.

Работа учащихся в группах (при возникновении трудностей учитель направляет и консультирует участников). (30 мин.)

Далее группы дают отчеты о проделанной работе.

Рефлексия (обсуждение – в виде беседы по нижеуказанным вопросам)

  • Конструктивны ли принятые решения; кто виновен в неконструктивных дискуссиях, кто выдвигает деловые решения, кто просто отмалчивался?
  • Есть ли участники, чье мнение было проигнорировано – как они себя ощущают?
  • Что вы чувствовали, когда ваше мнение было принято или вы помогли кому-нибудь утвердить его мнение?
  • Трудно ли управлять государством?

Итог игры: если мы активны, то мы можем повлиять на законы государства.

Заключительная часть:

беседа по теме «Как может повлиять на будущее государства гражданин Российской Федерации? (итогом беседы становиться чтение 3 и 23 статей Конституции РФ).

Итог классного часа:

каждый человек, достигший совершеннолетия может участвовать в управлении страной, если является активным избирателем (не просто приходит на выборы, а делает свой самостоятельный, обдуманный выбор и готовый нести ответственность за него). Приходя на выборы – мы закладываем фундамент будущего нашей страны (на 4,5 лет), а значит делаем шаг в будущее.

Домашнее задание: придумать и сделать рекламу слова «выбор».

Список используемой литературы.

  1. А.Ф.Никитин «Основы права» учебник для 10 – 11 классав, М., «Дрофа», 2007г.
  2. А.Ф.Никитин «Право и политика» рабочая тетрадь для 9 класса, М., «Просвещение», 2001г.
  3. В.В.Барабанов, И.П.Насонова «Обществознание». Словарь-справочник, М., «АСТ-Астрель-Транзиткнига», 2004г.
  4. Н.Козлов «Лучшие психологические игры и упражнения» Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997г.

Работы учащихся.
Фоторяд.