Цели урока:
- Оразовательная: расширить представление об атмосферном давлении как физическом явлении; применить знания об атмосферном давлении для объяснения факторов, влияющих на формирование климата; выявить влияние климатических факторов на формирование приспособленностей у растений природной зоны тундры; установить межпредметные связи по данной теме;
- Развивающая: развивать умения наблюдать, видеть проблему, ставить цель, добывать знания, соотносить свою точку зрения с мнением других;
- Воспитывающая: воспитать умение вести диалог, слушать других, культуру общения, навыки работы в коллективе в процессе группового взаимодействия.
- Мировоззренческая: определить целостность миропонимания через интегрированную подачу материала по теме.
Оборудование: интерактивная доска, стаканы с водой, трубочки для коктейля (одна из которых с дыркой над уровнем жидкости), бутылки из-под кефира, сваренные вкрутую два яйца, свеча, монетка, блюдце, спички, гербарий, географические атласы, инструктивные карты, справочные материалы для работы в группах.
Введение в урок: Современная школьная программа предлагает для изучения несколько научных дисциплин. Географию и биологию начали изучать в 6 классе, в 7 классе к ним присоединилась физика, а в 8 классе это будет химия. В древности наука была едина и изучала все явления природы во взаимосвязи. Мы не надеемся, что каждый из вас станет крупным ученым физиком, географом или биологом, но мы бы очень хотели, чтобы после окончания школы вы воспринимали окружающий мир как единое целое.
Сегодня мы предлагаем рассмотреть одно из явлений природы с точки зрения трех наук. Мы приглашаем вас в мастерскую. (Дети заранее разделены на три группы. На столах таблички с надписями “биологи”, “физики”, “географы”). В нашей мастерской три лаборатории – лаборатория биологов, географов и физиков.
Этап мастерской | Учитель | ученики |
Индукция
Самоконструкция Социоконструкция
Афиширование
“Разрыв”
Рефлексия
Домашнее задание.
|
Учитель физики: Приглашаем представителей каждой
лаборатории для проведения небольшого опыта. Выпейте воду через
трубочку.
Ребята запишите тему сегодняшнего урока “ Влияние атмосферного давления на окружающий нас мир” Учитель биологии: Какие ассоциации вызывает у вас слово давление? (На доске записано слово “давление” и от него несколько стрелок) Учитель географии: Обратимся к толковому словарю, как С.И.Ожегов трактует термин “давление”? “ Давление – сила, действующая на какую-нибудь поверхность” Начинаем исследовательскую работу лабораторий. Перед вами лежат инструктивные карты, на которых изложены задания. На листах желтого цвета вы будете записывать выводы ваших исследований. Через 10 минут вы докладываете о вашем коллективном решении. В помощь справочные материалы(Приложение 6), географические атласы, гербарии, набор для экспериментов. (Через 10 минут) Послушаем отчет географов. Послушаем отчет лаборатории биологов.
Предлагает обсудить выполненное задание физиков. К какому общему выводу мы пришли?
Чтобы проверить, как вы прониклись темой нашего урока, давайте составим синквейн на тему “давление” с точки зрения географии, физики и биологии. (Слайд 12) . На работу отводится 5 минут. Оценки будут выставлены по результатам работы на уроке и с учетом выполненного домашнего задания, которое состоит в следующем: заполните выводы смежных лабораторий на желтых листах. Составьте краткий рассказ на тему: “Влияние атмосферного давления…” Постарайтесь, чтобы рассказ был понятен ученикам 5 класса, изучающим природоведение. |
На экране слайд-заставка презентации с гиперссылками,
указывающими на принадлежность к группе. (Приложение
5.)
Ребята обнаруживают, что не у всех это получается. Выслушивают друг друга, формулируют решение. Кто-то из ребят произносит слово “давление или атмосферное давление”
(Ученики предлагают несколько вариантов своих ассоциаций)
Ребята знакомятся с заданиями по группам (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), выполняют их в течении 10 минут.
Ученик, которого выдвинула группа географов, объясняет у доски (слайд 2), выводы своей группы.
Свои выводы представляет лаборатория биологов. Ответ сопровождается слайд-схемой 4, слайдами 5,6,7,8,9. Физики дают определение атмосферного давления, демонстрируют опыты, подтверждающие существование атмосферного давления (слайд 10). Ученики делают общий вывод (см. приложение 4), в котором звучит мысль о том, что все процессы, происходящие на Земле, такие как формирование климата, приспособленность растений и живых существ взаимосвязаны и зависят от атмосферного давления, которое действует повсеместно на нашей планете (слайд 11). Дети работают и зачитывают свои синквейны. |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5 (презентация)
Приложение 6