Система оценивания на уроках физики

Разделы: Физика, Астрономия, Химия, Биология, География, Общепедагогические технологии


Предлагаемые системы оценивания учебных достижений учащихся значительно повышает ответственность старшеклассников за результаты своего труда, а учителю показывает динамику развития творческих способностей и личностных качеств каждого ученика.

В современной школе назрела “оценочная реформа”. Прежде всего, это вызвано поиском новых критериев образованности и новых стимулов к эффективному обучению.

Презентация.

Показатели эффективности образования:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельно движения в изучаемой области;

- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

- существование повышенной мотивации и интереса к учению;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, формирование единой научной картины мира, компетентностей в любой предметной области.

Основные результаты обучения и воспитания:

- личностное развитие (уметь учиться, саморазвитие, профессиональная мобильность и т.д);

- социальное развитие (формирование российской и гражданской идентичности, воспитание патриотических убеждений, демократические ценности и т.д.)

- познавательное развитие (формирование научной картины мира, развитие познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания и т.п.)

- коммуникативное развитие (формирование компетентности в общении).

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (к результатам общего образования)

- предметные результаты (ЗУН, опыт решения проблемных задач, опыт творческой деятельности);

- метапредметные результаты (универсальные способы деятельности, решения проблем реальной жизни);

- личностные результаты (система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам)

В настоящее время можно предложить несколько моделей оценивания учащихся на уроках физики. Необходимо дополнить результаты ЗУН сведениями о результативности ученика в других видах деятельности. Это позволяет получить срез успешности ученика по предмету, обозначить сильные и слабые стороны, отразить многообразие его возможностей. Необходимо чтобы оценка была публичной и получала дополнительный общественный резонанс.

1. Рейтинговая система оценки.

Рейтинг должен учитывать разные виды достижений (творческие работы, практические и лабораторные работы, изобретательские задачи, контроль ЗУН, владение физической терминологией, знанием формульного ряда и умением его преобразовывать и т.д.). Очень важно, чтобы рейтинговая оценка сравнивалась не с учениками, а с личными успехами школьника. В этом случае рейтинговая оценка станет существенным стимулом к достижению личных результатов и к еще более активной работе школьника, прежде всего над собой.

В основе рейтинговой системы оценивания лежат следующие принципы:

- оценка максимально широкого спектра достижений;

- стимулирование личного роста;

- оценка способностей школьника с точки зрения практической значимости;

- включение личных достижений (участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях);

- учет внешних, независимых форм оценивания;

- создание основы для выбора сферы и вида будущей деятельности;

- использование принципа повышающих и понижающих коэффициентов при подсчете среднего балла;

- учет образовательных результатов и достижений исходя из их значимости в образовательной программе школы и с учетом индивидуального выбора.

  Оценка за физ. диктант Оценка за знание формул Творческая работа № 1 Лаб. работа № 1 Навыки решения расчетных задач (сам. работа) Конструк-
торская задача
Творческая работа № 2 Участие в школьном туре олимпиады Работа над учебным проектом Выполнение исследо-
вательской работы
Мульти-
медийный проект
Само-
оценка
Взаимо-
оценка
Контр. зачет
Рейтинговый коэффициент 1 1 1,2 1,5 1 1,2 1,2 3 2 2 2 1 1 5
ФИО                            
Петров 5 4 4,8 6 5 6 6 15 8 8 6 8 8 20
Сидоров 0 3 0 4,5 3 3,6 3,6 0 0 0 0 6 4 15

Виды деятельности школьника могут изменяться и дополняться в зависимости от изучаемого материала количества творческих, исследовательских, мультимедийных проектов и т.д. (в таблице приведены примерные виды деятельности и примерные рейтинговые коэффициенты)

Рейтинговый коэффициент каждого вида деятельности может изменяться в зависимости от сложности задания, качества его выполнения, практической значимости и т.д. Если задание не выполнялось, то школьнику в графе ставится 0. Если задание выполнено безупречно ставится 10 (можно использовать обычную пятибалльную систему).

По итогам изучения темы высчитывается средний рейтинг каждого ученика. Общее количество баллов делится на суммарный рейтинговый коэффициент.

Таким образом, средняя рейтинговая оценка складывается из показателей уровня социализации школьника, его способности отвечать за свои действия, прилагать усилия к достижению намеченной цели. Средний рейтинговый бал не является накопительным, он обновляется по итогам изучения каждой темы, каждого модуля.

При подсчете баллов применяются различные коэффициенты, соответствующие качеству достижений школьного, районного, городского, регионального, всероссийского и международного уровней.

Очень важными составляющими в рейтинговой системе оценки являются самооценка и взаимооценка. Желательно, чтобы учащиеся проводили самооценку каждый урок. Примерная схема самооценки (урока, темы):

- я не понял материал урока (темы)- 0

- я частично понял материал урока (темы), но мне необходимо еще в нем разобраться – 2

- я полностью понял материал урока (темы) – 4

- я могу самостоятельно объяснить содержание урока (темы) – 6

- я могу объяснить содержание урока (темы) своим товарищам и помогу им понять данный материал, могу самостоятельно решить задачи и ответить на вопросы – 8

- я свободно могу провести данный урок (рассказать тему), подготовить презентацию урока (темы), составить задачи и вопросы к уроку – 10.

Взаимооценивание осуществляется на групповом этапе работы школьников или при работе в парах. Основное условие – объективность оценки партнера (товарища), а не личные амбиции учащихся. Требование к взаимооценке:

- мой партнер (товарищ) по группе не помогал мне в освоении нового материала – 0

- мой партнер (товарищ) по группе частично мне помогал в поиске и обработке информации – 2

- мой партнер (товарищ) по группе частично мог пояснить мне новый материал, помогал в оформлении задач, делал небольшие комментарии при решении задачи - 4

- мой партнер (товарищ) по группе помогал мне в освоении нового материала (делал комментарии, помогал решать задачи и т.д.) – 6

- мой партнер (товарищ) по группе хорошо объяснял изучаемый материал, приводил примеры, аргументировано отвечал на наши вопросы – 8

- мой партнер (товарищ) по группе активно участвовал в объяснение нового материала, использовал при объяснении интересный занимательный материал, учил нас составлять тесты и задачи, активно участвовал в обсуждении полученных результатов – 10

Конечно, внедрение рейтинговой системы сопряжено с определенны риском психологического и организационного характера. Очень важно не ранжировать учеников, а показать эффективность данной системы когда ученик сравнивает себя “в прошлом” к себе “в настоящем” и планирует свои достижения в будущем. Рейтинговая система может стать инструментом поощрения и стимулирования, а это очень важно для современной системы образования. Данная система имеет наименьший риск необъективной оценки, так как рейтинг составляется коллегиально и учитывает различные виды достижений. Данная рейтинговая система реально отражает статус учащегося в коллективе.

Важной составляющей данной системы оценки знаний является портфолио – накопительная система учета самых различных достижений, объединяющая три раздела: олимпийские результаты, оценка знаний, сертификаты, оценка лидерских и коммуникативных качеств.

Примерный состав портфолио:

  1. Выборки детских работ
  2. Результаты стартовой диагностики
  3. Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы
  4. Результаты и материалы тематических работ
  5. Результаты и материалы итогового контроля
  6. Достижения во внеучебной деятельности

2. Накопительная система оценки.

Отличие этой системы в том, что оценка различных видов деятельности учащихся суммируется. А результатом является не рейтинг, а суммарный балл.

Эта система проще для понимания и объяснения, приближена к обычной и привычной пятибалльной систем, а в целом решает аналогичные задачи. Так в приведенной ниже таблице максимальный балл за тему равен 120. Для перевода суммарного балла в привычную оценку мы воспользуемся формулой Оц(б) = 120*Х/5, где Х – суммарный балл, набранный учеником при изучении данной темы. Данная система активизирует ребят не только на активную деятельность в предметной области, но и на активную самостоятельную работу. Учащиеся имеют право пересдавать материал и повышать суммарный бал

Ф.И.О. ученика Оценка за физ. диктант Оценка за знание формул Творческая работа № 1 Лаб. работа № 1 Навыки решения расчетных задач (сам. работа) Конструк-
торская задача
Творческая работа № 2 Участие в школьном туре олимпиады Работа над учебным проектом Выполнение исследо-
вательской работы
Мульти-
медийный проект
Само-
оценка
Взаимо-
оценка
Контр. зачет Суммарный балл (Х)
Рейтинговый коэффициент 1 1 1,2 1,4 1 1,2 1,2 3 2 2 2 1 1 5  
Макимальный балл 5 5 6 7 5 6 6 15 10 10 10 5 5 25 120
                               
                               

Данная модель показала себя как гибкий инструмент оценивания. который может объединить различные параметры и коэффициенты.

Внедрение новых систем оценивания учащихся подразумевает построение индивидуальной образовательной программы (часто выходящей за рамки учебного плана), определение и освоение подходящей социальной роли, проектирование модели выпускника. В результате мы решаем главную задачу – создание вариативной образовательной среды со множеством возможных форм самореализации, в котором новая система оценивания учащегося становится направляющей для достижения социальных и личностных целей.

Система оценки: основные особенности:

  • оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
  • оценка способности решать учебно-практические задачи;
  • критерии достижения – планируемые результаты;
  • комплексный подход: использование
  • стандартизированных работ (устных, письменных);
  • нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.
  • уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
  • накопительная система оценки индивидуальных достижений;
  • сочетание внешней и внутренней оценки;
  • сочетание персонифицированных и неперсонифицированных процедур;
  • интерпретация результатов на основе контекстной информации

Требования к результатам образования (Портрет будущего выпускника школы-гражданина России)

- Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России.

- Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.

- Мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

- Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни.

- Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата.

- Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Информационные ресурсы:

  • проекты стандартов второго поколения;
  • М.В.Калужская “Внедрение рейтингов в старшей школе”. М “Справочник заместителя директора школы”. 2008 г

контакты: (86132)92876

  • seaniv2006@km.ru
  • seaniv2006.narod.ru

Проекты, выполненные учащимися: