Проблема развития и формирования познавательного интереса у учащихся одна из актуальных. Основное формирование познавательных интересов младших школьников происходит под руководством учителя на уроках в школе. Познавательная деятельность формируется в деятельности, прежде всего в учении.
Эффективность формирования познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка достигается через использование творческих заданий:
а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении умениям и навыкам;
б) направленных на формирование понятий.
Познавательный интерес условно делят на 3 стадии: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса, благоприятное общение в учебном процессе – это важнейшие условия для формирования познавательного интереса.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме творческой деятельности учащихся. Обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали знаниями, умениями и навыками, но и развивали познавательные способности. Творческая познавательная деятельность учащихся включает в себя самостоятельность в решении поставленных вопросов, учащиеся в работе не ограничиваются запоминанием изученного материала, а самостоятельно ею осмысливают, в объяснение и пересказ материала вносят свои собственные мысли.
В практике обучения русскому языку сложились вполне определенные виды творческих работ. Вместе с тем в понятие “творческая работа” учителя вкладывают разное содержание. Такой вид работы, как творческий диктант: к нему относятся два вида упражнений: составление отдельных предложений с использованием заранее указанных орфограмм, лучшие из которых диктуются и записываются. А также некоторые авторы считают такие виды упражнения творческого диктанта: вставка слов и словосочетаний. Главным признаком творческих работ, которая применительно к русскому языку проявляется в выборе языковых средств и приемов для достижения поставленной цели, в умении логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать свое отношение к описываемым явлениям и событиям.
Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений и навыков творческой, практической деятельности. Однако все видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приемы их подготовки и проведения. Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит сознательный характер.
Необходимым условием успешного решения поставленных в них творческих, практических задач является осознание школьниками цели, всесторонне понимание возникшей проблемы, содержание, структуры и результатов выполнения предстоящей деятельности.
Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих упражнений проводится тщательный анализ задания, наличие данных, намечаются направления, рациональные способы самостоятельного осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения задания.
В-третьих, предстоящей творческой деятельности придается строгая логичность, составляется план последовательности выполнения задания.
В-четвертых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.
В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется правильность решения творческой задачи.
На всех этапах учебного процесса протекает разнообразное воспроизводящая и познавательная деятельность учащихся. Было бы ошибочным резко отграничивать эти этапы один от другого. Они протекают в ограниченном единстве между собою, они не редко протекают слитно.
Ознакомление с новым материалом осуществляется по-разному. Остановимся лишь на важнейших его видах: на изложение учебного материала педагогом и самостоятельном изучении новых вопросов учащимися по книге. Новый учебный материал включает в себя вопросы, требующие текстуального запоминания, смыслового понимания, пересказывания, критической оценки, а иногда и простейшего исследования. Из этого следует, что в одних случаях учащиеся могут ограничиваться воспроизведением изученного, а в других они творчески осмысливают материал и самостоятельно его перерабатывают, в третьих анализируют и обобщают, раскрывают новую сторону вопросов и явлений.
Сообщение учителем научных знаний может быть информационно-объяснительным и информационно-проблемным. В первом случае преподаватель старается добиться, чтобы учащиеся слушали, понимали и умели воспроизводить сообщаемые сведенья. Во втором случае наряду с осуществлением названной функции особое значение приобретает творческое освоение учащимися получаемых знаний, возникновение у них желания вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и каким-то образом решать их.
При изучении нового материала в одних случаях учащиеся могут ограничиваться воспроизведением изученного, а в других они творчески осмысливают материал и самостоятельно его перерабатывают, в третьих анализируют и обобщают. Так, например, происходило знакомство со склонениями имен существительных (3 скл.) просклоняйте в тетради существительные: земля, Юра, стол, конь, окно, степь. (Учитель склоняет на доске). Выделяем окончания.
– Ребята, какие слова склоняются одинаково?
– Как эти существительные можно разделить на три группы?
– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 группе?
– Обратите внимание на окончание и род имен существительных. И делаем вывод: какие существительные относятся к 1,2,3 склонению. Последовательность вопросов учащихся должна привести школьников к самостоятельному формулированию или определения.
Словарно– орфографическая работа: м.г.зин- прод.вец, б.льница- врач, т.атр- .ктер, космический к.рабль-?
– Вы можете назвать новые словарное слово?
– Скажите, какая имеется смысловая связь между ними и с каким словом мы познакомимся на уроке? Вывод делают: значит мы познакомимся с новым словарным словом – космонавт.
Эта работа проходит как беседа – рассуждение учителя и учащихся в процессе которой осуществляется сопоставление обобщения.
Существенное значение имеет воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при закреплении и повторении изученного материала. То, что закрепление знаний, умений и навыков по преимуществу носит воспроизводящий характер, не подлежит сомнению. Вместе с тем надо иметь в виду, что в ходе закрепления и повторения учебного материала учащиеся не только воспроизводят то, что им известно, но и раскрывают новые стороны изучаемых явлений и процессов, уточняют связи и отношения между ними, в ряде случаев расширяют и углубляют свои знания.
Воспроизведение включает определенные элементы творчества.
Так, на уроке обобщающего повторения по теме “Падежи имен существительных учащиеся вспоминают все падежи, падежные вопросы и предлоги. Предлагаются вопросы:
- В форме каких падежей неодушевленное имя существительное отвечает на один вопрос?
- С какими предлогами имя существительное может употребляться в формах разных падежей?
- С каким предлогом имя существительное может употребляться в форме одного падежа?
Упражнение: прилагательное в словосочетании заменить существительным в форме родительного падежа с предлогом, сохранив этот смысл.
Сказочный герой – герой сказки, земляничное варенье – варенье из землянки, южный ветер – ветер с юга и т. д.
Познавательная деятельность учащихся при работе с книгой может быть и воспроизводящей, и творческой.
На всех этапах познавательной деятельности школьников важное место занимает работа с книгой. Например, составление простого плана, устное или письменное изложение прочитанного является воспроизводящей деятельностью, составление сложного плана, написание сочинения, составление и решение оригинальных задач – творческой.
Так, в процессе школьного обучения значительное место занимают различные методы обработки и усвоение материала учебника. Среди них важнейшее место занимают пересказ и выучивание наизусть. Учитывая возрастание сложности познавательной деятельности, на первое место как наиболее легкое для учащихся следует поставить выучивание наизусть, затем – пересказ – как действие воспроизводяще-творческого характера, которому присущи меньшая освоенность текста, необходимость самостоятельного подбора лексики. На третье место следует поставить подготовку рассказа на заданную тему, по аналогии с прочитанным, как значительно более творческий метод освоения материала.
Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, можно выделить такие группы:
1) Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание.
Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке: Ребята были в лесу. Вдруг слы? : во? елочки кто – то шур?. Там ё? ! Напала Жучка на ??. Да не тут ? ! Наколола она нас и ?.
2)Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям , с использованием языкового материала, развернутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.
Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения: восстановить последовательность предложений русской народной сказки “Заячьи следы”.
- Ни покоя ему, ни сытости.
- У всякого зверя есть своя защита: у медведя – могучие лапы, у волка – крепкие зубы, у быка и барана – рога.
- От всякого зверя терпит заяц.
- Научила зайца нужда свои следы путать, крутить – петлять.
- А у зайца одна защита – длинные ноги да заячьи горькие слезы.
(2-5-1-3-4).
Итог. Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника.
Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу прилагательные: тяжелый, легкий, жаркий, горячий, холодный.
- …. сумка оттягивала мне плечо.
- На небе появилась… туча.
- По реке скользила… лодочка.
- Летом нужна… одежда.
- Стояло… лето.
- Между товарищами разгорелся… спор.
- С моря дул… ветер.
- В роднике даже в жару была… вода.
Исправление ошибок в предложенном тексте (орфографических, пунктуационных, стилистических). Данный вид работы иногда называют редактированием. Например, задание: устранить нарушение стиля: “Красавица – рябина тоже принарядилась. Она красные бусы надела. Эти плоды являются хорошим кормом для птиц”; “ Совсем недавно выпал первый снег. А уже кругом все покрыто белым, пушистым ковром. Толщина снежного покрова уже несколько сантиметров.”
- Объяснение правописания слов или расстановки знаков препинания на ряд
орфографических или пункционных правил. Этот вид работы требует от учащихся
активной мыслительной деятельности– припоминания и сопоставления различных
правил, обоснования избранного для данной языковой ситуации решения,
доказательства того или иного утверждения и т.п. например, задание: списать
слова, вставляя пропущенные буквы; объяснить написание. В упражнении
подобраны слова на различные орфографические правила: правописание
безударных гласных в корне слова; правописание непроизносимых согласных;
правописание звонких и глухих согласных перед согласными, на конце слова.
Прору..ь,бере..ка,в..ршина,сн..жок,ненас..ный,хле..,пала..ка,м..стерская, мес..ность,шка..чик,ст..рожка, чудес..ный, була..ка,подру..ка,д..жди,ж..лток, ле..ко. - Вставка букв, слов, частей слов, расстановка знаков препинания в предложенном тексте на целый ряд правил правописания. Такие упражнения уже не являются просто воспроизводящими они требуют от учащихся сложной аналитико-синтетической деятельности.
- Вставка букв, слов или расстановка знаков препинания на ряд правил в сочетании с объяснением выполняемых действий. Это практическое задание является еще более сложным, т.к. требует непременного воспроизведения формулировки того или иного грамматического правила и аргументированного его применения, в то время как при объяснении готовых написаний или расставленных знаков препинания и расстановке знаков или вставке букв, слов без их объяснения при самостоятельном выполнении заданий учащихся не всегда основательно анализируют структуру предложений и вникают в смысл применяемых правил.
- Тренировочные диктанты (объяснительный, предупредительный, выборочный и
т.д.), если они ставят целью совершенствование умений и навыков по
применению целого ряда правил правописания и охватывают своим содержанием
материал целого ряда уроков и тем. Например, такой словарный диктант. На
доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель предлагает
прочитать их и записать, вставляя подходящие слова.
Не велик….,да красен нос. (Мороз)
….любит чистоту. (Посуда)
Чужбина – калина, родина – …(Малина)
….человек добро помнит. (Русский) - Грамматический разбор (морфологический или синтаксический), требующий анализа различных грамматических форм и конструкций, вновь изучаемых и уже изученных учащимися. Это одно из самых продуктивных грамматических упражнений, способствующих как совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся, так и развитию их мышления и речи. Разбор может быть как частичным, так и полным. Применяется он при закреплении материала русского языка систематически.
Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер не носила, должна организовываться учителем. Задания творческого характера надо давать постепенно переходя от воспроизводящей работы к воспроизводяще-творческим и затем к творческим работам. Например, при закреплении темы “Сложные предложения” в 4 классе можно дать работу воспроизводяще-творческого характера. При закреплении теоретического материала учащиеся отвечают на вопросы учителя, требующие аргументации, доказательств.– нужна ли запятая перед союзом “и” и почему? Задания: “Поставь где надо запятые”, “Исправь ошибки”. Примером творческой работы является: изложить содержание текста с теми или иными элементами творческого характера: реконструирование текста, высказывание собственных суждений. Творческие работы служат не только цели овладения учебным материалом, также цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развивает познавательный интерес к предмету. Примером творческой работы может быть сочинение с элементами сравнительной характеристики, с элементами описания. В подготовительной работе детям дается задание наблюдать за изменением природы осенью, охарактеризовать с помощью прилагательных состояние природы ранней и поздней осенью. А потом писали сочинение на тему “Разная осень”. Это отрывок сочинения Араповой Нуризы ученицы из моего класса: Уходит золотая осень. Начинаются дожди. Слякоть. Холодно. Сбросили деревья свой разноцветный наряд. А солнце почти не выглядывает из-за черных туч. И это печальное время осени кончается. И начинает идти первый неприятный мокрый снег. Он идет мелким градом. Стало совсем холодно. Вода в реках, озерах стала черной и у края покрылась тонкой корочкой льда. Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям и наблюдениям, связный рассказ по плану, рассказ о герое , изложение по тексту, сжатый, подробный элемент описания, сочинение-рассуждение, сочинение – миниатюра. Также учащимся предлагаю такую работу с творческой основой: восстановить последовательность предложений русской народной сказки “Заячьи следы”.
1.Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у медведя – могучие лапы, у волка – крепкие зубы, у быка и барана – рога. 3. От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить – петлять. 5. А у зайца одна защита – длинные ноги да заячьи горькие слезы.
Отгадывание кроссвордов, ребусов, проведение уроков в форме конкурсов, соревнований, КВН вызывает у детей познавательную активность, развивает интерес к предмету. Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных способностей учащихся. Рациональное использование школьниками учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания положительное и ответственное отношение к учению. Все это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей.
Литература.
- Дмитриев В.А. “Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся” 2001 г.
- Есипов Б.П. “Самостоятельные работы учащихся на уроке”, 1999 г.
- Щукина Г.И. “Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе”, 1997 г.