Цели урока:
- Формировать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения, развивать фонематический слух.
- Закреплять знания о непарных твердых и непарных мягких согласных; продолжить наблюдение за особенностью написания гласных букв И, Ы, после Ц.
- Формирование умения рассматривать картину. Формирование умения передавать содержание картины.
Учебные материалы: «Русская азбука» (авт. В.Г. Горецкий и др.); Паровоз с тремя вагонами (модель); карточки с опорными словами; серия картинок Н.Радлова «Не качались бы в пруду, не попали бы в беду».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний
1. Прочитайте слова. Объясните значение слов.
- БАГАЖ – вещи, груз пассажира
- ВАГОН –
- ПЕРРОН – площадка у железнодорожного пути
- ПРОВОДНИК – человек, который сопровождает вагон
- ТЕПЛОВОЗ – локомотив
- ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –
- ПАССАЖИР –
– Что общего у всех этих слов? С каким словом связаны все эти слова? (Вокзал.)
– Сегодня отправляются в путешествие буквы Все они ожидают отправления поезда Какие это буквы? (н, м, п, р, и, ж, ш, ч)
– Какие звуки обозначают на письме? (На письме обозначают согласные звуки.)
– Вы будете проводниками. Разместите эти буквы в три вагона. (У доски 2 ученика, остальные в тетрадях.)
– В каком вагоне едут буквы-труженицы, которые могут обозначать 2 звука?
– В каком вагоне буквы, которые не могут обозначать мягких согласных звуков?
– В каком вагоне буквы, которые не могут обозначать твердых согласных звуков?
2. Посмотрите, на перроне появилась еще одна буква.
– Какая буква опоздала? (Цэ.)
– Помогите букве сесть в свой вагон. Что мы знаем о букве Ц? (Служит для обозначения согласного звука.)
– Буква Ц обозначает твердый непарный звук, поэтому буквы Е, И не оказывают на букву Ц никакого влияния, буква Ц всегда читается твердо. В русском языке принято в середине слова писать. Е, И, хотя слышим (Э), (Ы), а в конце слова писать Ы.
Физкультминутка
Наши нежные цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
– Назовите слово, где встретились со звуком [щ]?
IV. Работа по «Русской азбуке».
Чтение стихотворения Л.Дьяконова «Буква Ц» на с. 187. Расстановка пауз, логических ударений. Чтение стихотворения по цепочке.
Будем учиться читать слова и предложения с буквой Ц.
– Как прочитали? (Как пишется.)
Приготовьтесь к выразительному чтению.
– Как читается буква О в безударном положении?
– Как читаются буквы Я, Е, Е в безударном положении?
– Как прочитаете сочетание -тся в слове откроется?
– Какой знак стоит в конце последнего предложения? Как его нужно прочитать?
Выборочное чтение
– Прочитайте текст и подчеркните слова, в которых встретилась буква Ц.
V. Составление рассказа по серии картинок.
1. Постановка учебной задачи.
– Сегодня будем учиться составлять рассказ по серии картинок.
– Чтобы узнать, кто будет героем нашего рассказа вы должны отгадать загадку:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
– Кто это? (Цапля.)
2. Героями рассказа будут цапля и лягушата Рассмотрите рисунок (картина с изображением цапли).
– Опишите цаплю. Какая она?
– Зачем цапле нужен длинный клюв?
– Зачем цапле нужны длинные ноги?
Справка. Удивительно происхождение слова «цапля». Оно от слова «чапати», то есть «медленно передвигаться», образованного от слова «чап». Идти по болотистой местности почти невозможно быстро: ноги вязнут в грязи. Одну вытащишь, другая увязла, вытаскивать надо. А грязь под ногами как бы разговаривает «чап-чап». Отсюда и «чапати». Но птицу назвали цапля, так как в отдельных деревнях, селах вместо «ч» произносят «ц».
Физкультминутка
Цапля
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
3. Составление свободных рассказов по картинкам.
а) Сколько перед вами картинок? (Три.)
– Что нужно сделать, чтобы составить по ним рассказ? (Расположить по порядку.)
– Положите картинки в таком порядке, чтобы получился рассказ.
– Прочитайте заголовок. («Не качались бы в пруду, не попали бы в беду».)
– Рассмотрите картинки. О чем будет наш рассказ? (О том, как лягушата сделали качели из веревки и привязали к ногам цапли, и когда цапля взлетела, то оказалась в воздухе.)
– Это тема нашего рассказа
б) Кто нам мог бы рассказать эту историю? (Мы могли бы подсмотреть, лягушата, цапля.)
– На уроке будем составлять рассказ от лица автора.
– Попробуйте ответить на такой вопрос. Почему лягушата попали в беду?
– Рассмотрите первую картинку. Что бы вы могли сказать о лягушатах? Какие они? (Веселые, озорные, выдумщики.)
в) Начнем рассказ со слов ЖИЛИ-БЫЛИ (выставляется карточка с опорным словом)...
– Как можно начать наш рассказ? (Жили-были в пруду два веселых лягушонка.)
– Что придумали лягушата? ОДНАЖДЫ (выставляется карточка)...
(Однажды они нашли веревку и захотели покачаться на качелях. Лягушата привязали веревку к двум столбикам и стали качаться.)
г) Что произошло дальше? ВДРУГ (выставляется карточка)...
(Вдруг качели взлетели (взмыли) вверх и через несколько секунд лягушата оказались высоко над водой.)
– Напугались ли лягушата? Что поняли лягушата? ПОНЯЛИ (выставляется карточка с опорным словом)...
– Составьте предложение, чтобы оно начиналось со слова поняли. (Поняли лягушата, что попали в беду. Столбики оказались ногами цапли.)
– Можно ли рассказ закончить словами из заголовка?
– Можно ли этот рассказ назвать мучительным?
д) Давайте попытаемся определить основную мысль рассказа. Для этого ответьте на вопрос:
– Почему лягушата попали в беду? (Лягушата были неосторожны, невнимательны, забыли об осторожности, то есть не качались бы в пруду, не попали бы в беду.)
Это основная мысль рассказа.
– Где отражена основная мысль? (В заголовке.)
е) Подумайте, как бы вы закончили рассказ? Попробуйте дома составить рассказ от лица лягушки или цапли.
VI. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Какой этап урока запомнился больше всего?
– Кому было трудно понять, когда после буквы Ц пишем И, а когда Ы?