Урок обучения грамоте "Чтение предложений, текстов с буквой Ц, ц. Составление рассказа по серии картинок"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения, развивать фонематический слух.
  2. Закреплять знания о непарных твердых и непарных мягких согласных; продолжить наблюдение за особенностью написания гласных букв И, Ы, после Ц.
  3. Формирование умения рассматривать картину. Формирование умения передавать содержание картины.

Учебные материалы: «Русская азбука» (авт. В.Г. Горецкий и др.); Паровоз с тремя вагонами (модель); карточки с опорными словами; серия картинок Н.Радлова «Не качались бы в пруду, не попали бы в беду».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний

1. Прочитайте слова. Объясните значение слов.

  • БАГАЖ – вещи, груз пассажира
  • ВАГОН –
  • ПЕРРОН – площадка у железнодорожного пути
  • ПРОВОДНИК – человек, который сопровождает вагон
  • ТЕПЛОВОЗ – локомотив
  • ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –
  • ПАССАЖИР –

– Что общего у всех этих слов? С каким словом связаны все эти слова? (Вокзал.)

– Сегодня отправляются в путешествие буквы Все они ожидают отправления поезда Какие это буквы? (н, м, п, р, и, ж, ш, ч)

– Какие звуки обозначают на письме? (На письме обозначают согласные звуки.)

– Вы будете проводниками. Разместите эти буквы в три вагона. (У доски 2 ученика, остальные в тетрадях.)

– В каком вагоне едут буквы-труженицы, которые могут обозначать 2 звука?

– В каком вагоне буквы, которые не могут обозначать мягких согласных звуков?

– В каком вагоне буквы, которые не могут обозначать твердых согласных звуков?

2. Посмотрите, на перроне появилась еще одна буква.

– Какая буква опоздала? (Цэ.)

– Помогите букве сесть в свой вагон. Что мы знаем о букве Ц? (Служит для обозначения согласного звука.)

– Буква Ц обозначает твердый непарный звук, поэтому буквы Е, И не оказывают на букву Ц никакого влияния, буква Ц всегда читается твердо. В русском языке принято в середине слова писать. Е, И, хотя слышим (Э), (Ы), а в конце слова писать Ы.

Физкультминутка

Наши нежные цветки
Распускают лепестки          
Ветерок чуть дышит,           
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

– Назовите слово, где встретились со звуком [щ]?

IV. Работа по «Русской азбуке».

Чтение стихотворения Л.Дьяконова «Буква Ц» на с. 187. Расстановка пауз, логических ударений. Чтение стихотворения по цепочке.

Будем учиться читать слова и предложения с буквой Ц.

– Как прочитали? (Как пишется.)

Приготовьтесь к выразительному чтению.

– Как читается буква О в безударном положении?

– Как читаются буквы Я, Е, Е в безударном положении?

– Как прочитаете сочетание -тся в слове откроется?

– Какой знак стоит в конце последнего предложения? Как его нужно прочитать?

Выборочное чтение

– Прочитайте текст и подчеркните слова, в которых встретилась буква Ц.

V. Составление рассказа по серии картинок.

1. Постановка учебной задачи.

– Сегодня будем учиться составлять рассказ по серии картинок.

– Чтобы узнать, кто будет героем нашего рассказа вы должны отгадать загадку:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

– Кто это? (Цапля.)

2. Героями рассказа будут цапля и лягушата Рассмотрите рисунок (картина с изображением цапли).

– Опишите цаплю. Какая она?

– Зачем цапле нужен длинный клюв?

– Зачем цапле нужны длинные ноги?

Справка. Удивительно происхождение слова «цапля». Оно от слова «чапати», то есть «медленно передвигаться», образованного от слова «чап». Идти по болотистой местности почти невозможно быстро: ноги вязнут в грязи. Одну вытащишь, другая увязла, вытаскивать надо. А грязь под ногами как бы разговаривает «чап-чап». Отсюда и «чапати». Но птицу назвали цапля, так как в отдельных деревнях, селах вместо «ч» произносят «ц».

Физкультминутка

Цапля

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

3. Составление свободных рассказов по картинкам.

а) Сколько перед вами картинок? (Три.)

– Что нужно сделать, чтобы составить по ним рассказ? (Расположить по порядку.)

– Положите картинки в таком порядке, чтобы получился рассказ.

– Прочитайте заголовок. («Не качались бы в пруду, не попали бы в беду».)

– Рассмотрите картинки. О чем будет наш рассказ? (О том, как лягушата сделали качели из веревки и привязали к ногам цапли, и когда цапля взлетела, то оказалась в воздухе.)

– Это тема нашего рассказа

б) Кто нам мог бы рассказать эту историю? (Мы могли бы подсмотреть, лягушата, цапля.)

– На уроке будем составлять рассказ от лица автора.

– Попробуйте ответить на такой вопрос. Почему лягушата попали в беду?

– Рассмотрите первую картинку. Что бы вы могли сказать о лягушатах? Какие они? (Веселые, озорные, выдумщики.)

в) Начнем рассказ со слов ЖИЛИ-БЫЛИ (выставляется карточка с опорным словом)...

– Как можно начать наш рассказ? (Жили-были в пруду два веселых лягушонка.)

– Что придумали лягушата? ОДНАЖДЫ (выставляется карточка)...

(Однажды они нашли веревку и захотели покачаться на качелях. Лягушата привязали веревку к двум столбикам и стали качаться.)

г) Что произошло дальше? ВДРУГ (выставляется карточка)...

(Вдруг качели взлетели (взмыли) вверх и через несколько секунд лягушата оказались высоко над водой.)

– Напугались ли лягушата? Что поняли лягушата? ПОНЯЛИ (выставляется карточка с опорным словом)...

– Составьте предложение, чтобы оно начиналось со слова поняли. (Поняли лягушата, что попали в беду. Столбики оказались ногами цапли.)

– Можно ли рассказ закончить словами из заголовка?

– Можно ли этот рассказ назвать мучительным?

д) Давайте попытаемся определить основную мысль рассказа. Для этого ответьте на вопрос:

– Почему лягушата попали в беду? (Лягушата были неосторожны, невнимательны, забыли об осторожности, то есть не качались бы в пруду, не попали бы в беду.)

Это основная мысль рассказа.

– Где отражена основная мысль? (В заголовке.)

е) Подумайте, как бы вы закончили рассказ? Попробуйте дома составить рассказ от лица лягушки или цапли.

VI. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Какой этап урока запомнился больше всего?

– Кому было трудно понять, когда после буквы Ц пишем И, а когда Ы?