Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Лес и человек" в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Подробный конспект урока.

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, воспитывать уважение и любовь к природе.
Задачи урока: Стадия вызова: Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Стадия осмысления:

Помочь активно воспринимать изучаемый материал.

Помочь соотнести старые знания с новыми. Расширять и активизировать словарный запас детей.

Стадия рефлексии: Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. В ходе урока ученики узнают о пользе леса в жизни людей, об экологических проблемах леса, которые возникли по вине человека, расширится словарный запас ребят (фитонциды), закрепится умение прогнозировать и анализировать.
Необходимое оборудование и материалы: Мультимедийная Презентация; мультимедийная установка; экран; учебник А. А Плешаков “Мир вокруг нас” 4класс 1 часть.

Подробный конспект урока.

Мотивация учащихся: Слайд 1. – Ребята, сегодня мы отправимся в гости к лесным жителям.

Ход и содержание урока

1. Актуализация знаний

– Покажите на карте, где расположена зона лесов. Из каких трех частей состоит зона лесов? Покажите их на карте.

Блиц-турнир “Я знаю лес”.

– Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный.)

– Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (Сосна.)

– Какое особое отличие от всех хвойных деревьев есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

– Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

– Какое дерево является символом России? (Береза.)

– Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

– Плодами, какого дерева являются желуди? (Плоды дуба.)

– У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук.)

– Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа.)

– Узнай животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах”? (Рысь.)

2. Работа по теме. Слайды 1– 11. Звучит стихотворение С Никулиной “Русский лес”.

Слайд 12. Так чем же является лес для человека?

3. Работа по учебнику с. 106-107. Статья “О роли леса в природе и жизни людей.

Слайд 13. Лес – это место для отдыха человека.

Слайд 14. Лес – это аптека, так как в лесу много лекарственных растений.

Слайд 15. В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи и грибы.

Слайд 16. Лес – это источник для топлива. Лес – это мебель, книги, газеты и журналы, тетради и карандаши.

Из дерева строят и дома.

Слайд 17.Лес – это дом для растений, животных и грибов.

Слайд 18. Лес – это защитник воздуха, водоемов и почв.

Слайд 19. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Слайд 20. О каких проблемах леса можно сказать?

Чрезмерная вырубка лесов для заготовки древесины.

Слайд 21. Загрязнение лесов бытовым мусором.

Слайд 22. Незаконная охота, браконьерство.

Слайд 23. Разведение костров в лесу, которые приводят к лесным пожарам.

Слайд 24. О чем же должны помнить люди, приходя в лес?

Лес – наше богатство. Лес – “легкие нашей планеты”.

Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

4. Работа в рабочих тетрадях. Стр. 35 (№ 1–3).

Рефлексия деятельности на уроке. Подведение итогов. Назовите значение леса для человека. Слайд 25.

Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас,
Хоть кустик для леса
Посадит сейчас.

Домашнее задание. К следующему уроку Прочитать текст, ответить на вопросы “Проверь себя” (с.106–113). Выполнить задание № 4 в рабочей тетради (с.36).Составить правила поведения в лесу.
Использованные источники и литература (если имеются).
  1. О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” для 4 класса,
  2. А.А Плешаков учебник “Мир вокруг нас” 4ласс.1 часть..
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа презентации. Ученики 1–4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.