“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Л.Н.Толстой
Патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Появилась идея: создать проект “Моя семья”. Чтобы систематизировать работу с детьми по теме “Моя семья” я провела первичную диагностику. Представляю ее в своей таблице:
Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.
Условные обозначения: ○ – хорошо, □ – затрудняется, ◊ – не знает.
При анализе результатов выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Света”, “дядя Саша”. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.
Участники: родители, дети, воспитатель.
Длительность: 6 месяцев.
Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
- Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
- Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
- Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
- Укреплять детско–родительские отношения.
Виды деятельности.
1. Воспитатель вместе с детьми.
- Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”.
- Просмотр видеофильмов о семье (В.Катаев “Цветик-семицветик”, р.н.с. “Снегурочка”, “Морозко” и другие).
- Викторины по сказкам.
- Д⁄игры “Кто старше?”, “У кого сегодня день рожденья?”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…”.
- Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др.
- Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
- Изготовление подарков для родителей.
- Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”.
- Выставка рисунков “Моя мама – самая лучшая”, “Наша дружная семья”.
- Занятия: “Дружная семья”, “Вместе весело шагать”.
- Знакомство с русским музыкальными инструментами, с русским песенным фольклором.
2. Родители – дети.
- Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
- Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.
- Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье:
О.Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”,
З.Александрова “Посидим в тишине” и др. - Составление таблиц-схем “Моя родословная”.
- Выставка творческих работ с привлечением детей “Добрых рук мастера”.
3. Воспитатель – родитель.
- Организация родительских встреч: “Защитим детей от…”, “Какой хороший папа!” (с участием детей).
- Консультация для родителей: “Родословная – старинная русская традиция”, “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).
- Индивидуальные беседы-консультации.
- Акция “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка д∕сада).
- Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
4. Вопитатели – родители – дети.
- “ Осенние посиделки”.
- Коллективный отдых “Всей семьей на стадион!”.
- Фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Отдыхаем всей семьей!”.
5. Деятельность педагога.
- Изучить историю составления родословной.
- Подготовить художественную литературу по данной теме.
- Выпустить “Газету для родителей” по теме “Роль отца в воспитании детей”, “Отцовская любовь”.
- Памятка для бабушек по воспитанию внуков.
Презентация: представление и защита проекта на педагогическом совете патриотической направленности.
Итоги реализации проекта.
Результативность.
За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть в итоговой таблице.
Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.
Условные обозначения:○ – хорошо, □ – затрудняется.
1. Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род, родословная, семья.
2. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои родственники” и др.
3. В процессе работы над проектом я как и дети более подробно изучила семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями. Особенностями семейного воспитания.
4. По ходу проекта появились некоторые затруднения:
- В группе есть неполные семьи.
- Разная национальность членов семьи.
- Есть в группе приемные дети.
- У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают.
Эффективность.
- Каждая семья оформила схему родословной “Моя семья”. (Приложение 4.)
- Многие родители проявили творчество при выполнении задания.
- *Готовясь к “Осенним посиделкам” дети вместе с родителями выучили русские народные песни, пляски, хороводы, небылицы. (Приложение 5.)
- Отдыхая на стадионе, всеми семьями сделали видеозапись на память детям и родителям. (Приложение 2.)
- Руками пап (в рамках мероприятия “Мой папа самый лучший!”) были приготовлены кормушки для зимней подкормки птиц, скворечники, игровой материал, снежные постройки. (Приложение 3.)
Новизна.
Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Постановка новой проблемы.
У детей появился особый интерес к семейным традициям и реликвиям. Вместе с родителями мы решили создать “Дом музей”, но это требует детальной разработки.