Программа для 1 года изучения
Учебно-тематический план. 2 класс.
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 2 3 4 5 6 |
Введение Лес – многоэтажный дом для лесных птиц и животных Снежная книга леса Эстетика лесного наряда Обитатели нижнего этажа леса Подведение итогов |
3 7 5 10 5 2
32 |
1 4 3 6 3 1 |
2 3 2 4 2 1
|
Содержание программы.
Тема 1. Введение.
Путешествие в удивительный мир леса (борка). Слушаем голоса леса (борка): шорохи листьев, пение птиц. Краски и запахи осеннего леса. Развитие восприятия и воображения. Правила поведения в лесу. Дневники наблюдения.
Практическая работа.
Прогулка в борок. Сбор плодов и семян для подкормки зимующих птиц. Сбор листьев разной формы, величины и окраски. Составление осеннего букета. Изготовление декоративного панно. Оформление гербария из листьев различных деревьев и кустарников. Уборка территории борка от мусора.
Игры: “С какого дерева лист?” – дидактическая игра.
Тема 2. Лес – многоэтажный дом для лесных птиц и животных.
Этажи леса (борка). Законы леса. Любимые деревья леса (борка) береза, осина, сосна, липа. Плоды и семена деревьев и кустарников. Лесная подстилка. Царство корней. Жалобная книга леса.
Лесные животные – пленники леса.
Этажи и квартиры лесных животных – норы, дупла, гнезда, берлоги и т. п. “Бездомные” лесные звери – зайцы, лоси и их образ жизни.
Пищевые связи в лесу. Лес – раздолье для вегетарианцев. Сытные рябинки, осинки – для лесных обитателей. Лесные хищники. Я зык лесных обитателей. О чем говорят звери и поют птицы? Язык тревоги.
Санитары леса. Лесные обитатели – герои народных сказок, загадок, пословиц. Прогулки в лес (борок).
Практическая работа.
Сбор шишек, кореньев, молодых побегов, плодов. Изготовление поделок из природного материала. Написание экологической сказки “Уронила сойка желудь”. Выставка рисунков “Лесные мастера”.
Игры: дидакт. Игра “Кто в лесу живет?”, Что в лесу растет?”. Подвижные игры: “ У медведя во бору”, “Птичка”.
Тема 3. Снежная книга леса.
Портреты деревьев зимой. Зимние скульптуры в лесу. Белая тропа следопыта. Зимние следы птиц и зверей. Как и зачем наши предки читали снежную книгу леса. Следы деятельности животных – кузница дятла, кладовая белки, столовая птиц. Жалобная книга леса (борка). Экскурсии и прогулки: “Тропою следопытов”, “Зимняя сказка в лесу”.
Практическая работа.
Развешивание кормушек и подкормка птиц, зимующих в лесу (борке). Составление зимнего букета из веток и плодов деревьев, кустарников, засохших высоких трав. Написание экологической сказки “Жила-была Елочка”.
Дидактическая игра “Птичьи силуэты”.
Тема 4. Эстетика лесного наряда.
Сезонные экскурсии в лес (борок). В мире лесных форм, красок, звуков, ароматов. Выявление на участке леса живописных уголков, редких форм растений. Калейдоскоп красок в лесу по временам года. “Букеты” лесных цветов осенью, весной, летом. Правила составления и сбора цветущих лесных растений, не подлежащих охране. Лес в художественной литературе, в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Лес в фольклоре. Загадки, пословицы, сказки о лесе, просмотр видеофильма “Олеся”, чтение рассказа М. М. Пришвина “Кладовая солнца”.
Экскурсии и прогулки: “В царстве лесной красоты”
Практическая работа.
Создание художественной галереи “ Лес в искусстве”. Сочинение сказок о лесе.
Тема 5. Обитатели нижнего этажа леса.
Многообразие мхов, лишайников, водорослей, грибов. Характеристика связей мхов, грибов, лишайников с другими организмами в лесу, с почвой, с воздухом.
Животные нижнего этажа леса: черви, насекомые, клещи.
Бактерии почвы. Их роль в формировании почвы.
Экскурсия “Весна в лесу”
Практическая работа.
Уборка территории леса (борка). Развешивание скворечников. Изготовление поделок из природного материала. Рассматривание с помощью лупы структуры почвы, мхов, водорослей.
Дидактическая игра “Опиши, я отгадаю”.
Тема 6. Подведение итогов.
Викторина “Лучший знаток леса”.
Практическая работа.
Уборка территории леса (борка). Посадка деревьев и кустарников (рябины, березы, смородины, шиповника и др.).
Учебно-тематический план. 3 класс.
№ п/п |
Наименование раздела | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 2 3 4 5 |
Лес и человек Лес и здоровье В гостях у леса Лес – легкие планеты Подведение итогов |
10 8 9 3 2 32 |
8 5 6 2 1 |
2 3 3 1 1 |
Содержание программы.
Тема 1. Лес и человек.
Лес и наша жизнь. Изделия из древесины в нашем доме. Сокровища лесов. Лесная скатерть-самобранка. Ягодознание. Грибознание. Грибные адреса. Дружба грибов с деревьями. Портреты съедобных и несъедобных грибов. Советы грибникам. Лесная кухня. Лесные чаи и витаминные напитки. Кто работает в лесу? Лесные профессии. Жалобная книга леса.
Экскурсии и прогулки: “В лес по ягоды-грибы”.
Экскурсии в лесхоз.
Игры: “Грибное лукошко”, “Грибное лото”, “Ягодное лото”.
Практическая работа.
Правила сбора грибов и ягод. Изготовление панно-сувениров из природного материала.
Тема 2. Лес и здоровье.
Беседа “Посмотрите на природу взглядом врача”. Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Лесная аптека. Лесные витамины (хвоя сосны, плоды шиповника, смородины, дикий чеснок – черемша и др.). Правила сбора.
Опасности в лесу. Встреча со зверями, ядовитыми растениями, грибами, ягодами. Меры предосторожности. Жалобная книга леса. Лес – источник положительных эмоций.
Экскурсии и прогулки: “Зеленая аптека в лесу”.
Практическая работа.
Сбор лекарственных трав (мать-и-мачеха, подорожник, хвоя сосновая), правила сушки и хранения. Сбор листьев разной формы – изготовление коллекции “Чудо растения – лист”.
Тема 3. В гостях у леса.
Беседа: “Заповеди юных защитников леса”. Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы леса. Отдых в лесу. У походного костра. Устройство бивуака. Жалобная книга леса. Лес просит помощи. Следы человека (вытаптывание, пожары, загрязнение, шум, повреждение деревьев, кустов, трав, неумеренный сбор ягод, грибов, лекарственных растений, разорение гнезд птиц и т. п.). Помощь лесу. Защита леса от браконьеров, посадка и выращивание растений, подкормка птиц и лесных зверей.
Экскурсии и прогулки: “Лес просит защиты”. Лесная Робинзонада.
Практическая работа.
Посадка саженцев и уход за ними. Составление памятки поведения в лесу.
Тема 4. Лес – легкие планеты.
Лес – зеленые легкие Земли. Влияние леса на годовой состав атмосферы. Роль леса в формировании климата планеты. Мероприятия по охране леса.
Практическая работа.
Развешивание скворечников. Конкурс рисунков “Лес – зеленые легкие планеты”. Акция “Сбережем лес (борок)”.
Тема 5. Подведение итогов.
Конференция по теме: “Лес и человек”
Практическая работа.
Выставка поделок из природного материала. Выставка рисунков.
Учебно-тематический план. 4 класс.
№ п/п |
Наименование разделов | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 2 3 4 5 6 |
Введение Компонент речной экосистемы Взаимосвязи в экосистеме реки Река и человек Река – источник положительных эмоций Подведение итогов |
2 8 8 5 7 2 |
1 4 4 3 3 1 |
1 4 4 2 4 1 |
Содержание программы.
Тема 1. Введение.
Водоемы края. Реки, озера, водохранилища. Экскурсия на водоем (реку) села. Наблюдение за движением реки, состоянием реки в осенний период года. Техника проведения наблюдений. Дневник наблюдений.
Практическая работа.
Уборка берега реки от мусора. Фиксация сезонных наблюдений в дневники.
Тема 2. Компоненты речной экосистемы.
Неживые компоненты экосистемы реки (t воды и воздуха, прозрачность воды, характер дна реки, течение реки).
Растительный и животный мир реки. Понятие “водные растения”. Видовой состав водных растений реки. Приспособление водных растений к среде обитания. Обитатели реки (черви, простейшие организмы, рыбы, насекомые, птицы, млекопитающие), их приспособление к среде обитания. Экскурсия к водоему (реке).
Практическая работа.
Рассматривание гербарных экземпляров растений водоема. Сбор ракушек. Оформление поделок с использованием ракушек. Исследовательская работа по изучению состояния воды, растительного и животного мира в разные сезоны года.
Тема 3. Взаимосвязи в экосистеме реки.
Сезонные изменения в жизни реки. Пищевые взаимосвязи и другие взаимоотношения между обитателями водоемов (паразитические, хищнические, симбиотические конкуренции). Круговорот воды в реке.
Практическая работа.
Наблюдение за сезонными явлениями в жизни реки. Уборка берега реки. Очистка родников.
Тема 4. Река и человек.
Река и наша жизнь (полив огородов, использование воды в хозяйственной деятельности человека). Обустройство родников. Рыболовство. Использование мхов и камыша в строительстве. Отдых на реке. Восстановление физических сил и здоровья человека. Правила поведения в воде. Опасности, подстерегающие человека в водоеме. Правила поведения при спасении утопающих.
Практическая работа.
Очистка питьевой воды в походных условиях. Оказание первой медицинской помощи в походных условиях.
Тема 5. Река – источник положительных эмоций.
Чтение произведений авторов, использующих описания реки. Река в изображении художников и поэтов.
Практическая работа.
Сочинение рассказов, стихов о реке. Изображение реки в красках. Изготовление поделок из природного материала.
Оригами: “Жизнь в реке”.
Сбор пословиц, поговорок, сказок, фольклора на тему “Река”.
Тема 6. Подведение итогов.
Оформление альбома по исследовательской работе “Сезонные изменения жизни реки”.
Практическая работа.
Рейд: “Малым рекам полноводность и чистоту”.