Цель элективного курса:
Сформировать у учащихся понятие здорового образа жизни как неотъемлемой части современного общества, направленного на сохранение генофонда своей страны.
Задачи элективного курса:
- Расширить и углубить знания школьников по некоторым темам физиологии человека.
- Заинтересовать учащихся знаниями о еще нераскрытых особенностях человеческого организма.
- Формировать уважительное отношение к своему организму.
- Развивать умение логически мыслить при составлении схем, таблиц и других заданий.
- Уметь добывать знания из различных информационных источников.
- Уметь применить знания, полученные при изучении данного курса на практике.
- Вести пропаганду здорового образа жизни.
- Как можно больше привлечь внимания подрастающего поколения к спорту.
Содержание курса.
На изучение элективного курса: “В здоровом теле – здоровый дух” для учащихся 9 классов отводится 17 часов, по 1 часу в неделю, а также 6 практических работ.
Основными формами проведения занятий являются: беседы, лекции, практические работы, сообщения школьников, беседы с врачом, школьной медсестрой, учителем физической культуры и ОБЖ, видеофильмы.
1. Введение. (1 час.)
Что изучает данный элективный курс, его цели, задачи и ожидаемый результат.
2. Питание. (3 часа.)
Определить понятие “пищевые продукты”, “калорийность”, “потребительская корзина”. Белки, жиры и углеводы – основные источники жизни для человека. Основные компоненты продуктов питания.
Витамины. История открытия и значение витаминов в рационе школьника. Основные правила приема витаминов и условия их хранения. “Природные витамины” и их приоритетность над фармакологическими препаратами. Биологические активные добавки (БАД), их значение и недостатки.
Особенности гигиены питания. Значение комплексного питания для здоровья школьника. Режим питания. Ожирение – беда современного общества. Предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Практическая работа № 1: “Составление правильного рациона питания ученика 1–5 классов, 6–8 классов, 9–11 классов для школьной столовой с учетом калорийности продуктов и разнообразия блюд” (на примере своей школы).
3. Спорт. (3 часа.)
Выявить причины искривления позвоночника в положении сидя, стоя, при ходьбе. Дать понятие “сколиоз”, и каковы его последствия. Что такое “плоскостопие” и узнать его причины. Допинги, их влияние на организм.
Значение физических упражнений для здоровья человека. Гиподинамия и ее последствия. Определить понятия “гимнастика”, “производственная гимнастика”, “активный отдых”, “спорт”, “спортивная секция”, “спортивная школа”. Президентская программа по развитию физкультуры и спорта в России, а также развитие спорта на территории своего населенного пункта. Проведение Сочинской олимпиады на Кубани – лучшая пропаганда здорового образа жизни. Значение олимпиады для нашей страны.
Практическая работа № 2: “Составление комплекса упражнений для школьников на перемене с учетом их возрастных и физиологических особенностей”.
4. Закаливание организма. (2 часа.)
Понятие “закаливание”. История появления закаливания организма. Виды закаливания. Гигиена закаливания. Значение закаливания организма с младшего возраста.
5. Сон. (1 час.)
Раскрыть биологическое значение сна. Определить причины расстройства сна. Раскрыть понятия “сон”, “медленный сон”, “сновидения”, “гипноз”, “летаргия”. Сон как способность восстановить силы. Особенности и гигиена сна школьника.
6. Инфекционные заболевания. (2 часа.)
Раскрыть понятие “инфекционные заболевания”. Классификация инфекционных заболеваний по способам проникновения в организм, их причины и последствия. Соблюдение гигиенических требований учениками в условиях школы. СПИД – чума 21 века. История возникновения СПИДа и профилактика.
7. Способы оказания первой доврачебной помощи. (2 часа.)
Дать определение “доврачебная помощь”. Последовательность действий при оказании первой помощи.
Практическая работа № 3 “Первая помощь при вывихах, ушибах, переломах”.
Практическая работа № 4 “Первая помощь при тепловом, солнечном ударах”.
Практическая работа№ 5: “Первая помощь при кровотечениях”
Практическая работа№ 6: “Первая помощь при укусах насекомых и отравлениях”
8. Вредные привычки. (2 часа.)
Раскрыть понятие “вредная привычка”. Влияние вредных привычек на организм. Рак – спутник курильщиков и алкоголиков. Наркомания – путь в никуда. Из истории возникновения наркомании. Последствия наркомании и токсикомании.
9. Итоговый урок. (1 час.)
Подведение итогов курса. Выявление положительных результатов и недочетов. Предложения по дополнению тем уроков. Проведение итогового зачета.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1. Введение | 1 | |
1. | Введение в курс. Значение изучаемого курса | 1 |
2. Питание | 3 | |
2. | Продукты питания | 1 |
3. | Витамины | 1 |
4. | Гигиена питания. Практическая работа№ 1: “Составление правильного рациона питания ученика 1-5 классов,6-8 классов, 9-11 классов для школьной столовой с учетом калорийности продуктов и разнообразия блюд” (на примере своей школы). |
1 |
3. Спорт | 3 | |
5. | Значение физических упражнений для формирования
здорового образа жизни. Практическая работа№ 2: “Составление комплекса упражнений для школьников на перемене с учетом их возрастных и физических способностей” |
1 |
6. | Секции, кружки и походы – как виды активного отдыха. Спорт как профессия. | 1 |
7. | Проведение Сочинской олимпиады – лучшая пропаганда здорового образа жизни в России. | 1 |
4. Закаливание и гигиена. | 2 | |
8. | Закаливание. Виды закаливания. | 1 |
9. | Значение закаливания организма школьника. | 1 |
5. Сон | 1 | |
10. | Сон, гигиена сна. | 1 |
6. Инфекционные заболевания | 2 | |
11. | Инфекционные заболевания. Виды инфекционных заболеваний, часто встречающихся у школьников. | 1 |
12. | СПИД – чума 21 века. | 1 |
7. Способы оказания первой доврачебной помощи. | 2 | |
13. | Практическая работа№ 3: “Первая помощь при
вывихах, ушибах, переломах” Практическая работа№ 4: “Первая помощь при тепловом, солнечном ударах” |
1 |
14. | Практическая работа№ 5: “Первая помощь при
кровотечениях” Практическая работа№ 6: “Первая помощь при укусах насекомых и отравлениях” |
1 |
8. Вредные привычки. | 2 | |
15. | Влияние курения и алкоголизма на организм школьника. | 1 |
16. | Наркомания и токсикомания – один шаг к пропасти. | 1 |
17. | Итоговый урок: “В здоровом теле – здоровый дух" | 1 |