Элективный курс "В здоровом теле – здоровый дух"

Разделы: Биология


Цель элективного курса:

Сформировать у учащихся понятие здорового образа жизни как неотъемлемой части современного общества, направленного на сохранение генофонда своей страны.

Задачи элективного курса:

  • Расширить и углубить знания школьников по некоторым темам физиологии человека.
  • Заинтересовать учащихся знаниями о еще нераскрытых особенностях человеческого организма.
  • Формировать уважительное отношение к своему организму.
  • Развивать умение логически мыслить при составлении схем, таблиц и других заданий.
  • Уметь добывать знания из различных информационных источников.
  • Уметь применить знания, полученные при изучении данного курса на практике.
  • Вести пропаганду здорового образа жизни.
  • Как можно больше привлечь внимания подрастающего поколения к спорту.

Содержание курса.

На изучение элективного курса: “В здоровом теле – здоровый дух” для учащихся 9 классов отводится 17 часов, по 1 часу в неделю, а также 6 практических работ.

Основными формами проведения занятий являются: беседы, лекции, практические работы, сообщения школьников, беседы с врачом, школьной медсестрой, учителем физической культуры и ОБЖ, видеофильмы.

1. Введение. (1 час.)

Что изучает данный элективный курс, его цели, задачи и ожидаемый результат.

2. Питание. (3 часа.)

Определить понятие “пищевые продукты”, “калорийность”, “потребительская корзина”. Белки, жиры и углеводы – основные источники жизни для человека. Основные компоненты продуктов питания.

Витамины. История открытия и значение витаминов в рационе школьника. Основные правила приема витаминов и условия их хранения. “Природные витамины” и их приоритетность над фармакологическими препаратами. Биологические активные добавки (БАД), их значение и недостатки.

Особенности гигиены питания. Значение комплексного питания для здоровья школьника. Режим питания. Ожирение – беда современного общества. Предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

Практическая работа № 1: “Составление правильного рациона питания ученика 1–5 классов, 6–8 классов, 9–11 классов для школьной столовой с учетом калорийности продуктов и разнообразия блюд” (на примере своей школы).

3. Спорт. (3 часа.)

Выявить причины искривления позвоночника в положении сидя, стоя, при ходьбе. Дать понятие “сколиоз”, и каковы его последствия. Что такое “плоскостопие” и узнать его причины. Допинги, их влияние на организм.

Значение физических упражнений для здоровья человека. Гиподинамия и ее последствия. Определить понятия “гимнастика”, “производственная гимнастика”, “активный отдых”, “спорт”, “спортивная секция”, “спортивная школа”. Президентская программа по развитию физкультуры и спорта в России, а также развитие спорта на территории своего населенного пункта. Проведение Сочинской олимпиады на Кубани – лучшая пропаганда здорового образа жизни. Значение олимпиады для нашей страны.

Практическая работа № 2: “Составление комплекса упражнений для школьников на перемене с учетом их возрастных и физиологических особенностей”.

4. Закаливание организма. (2 часа.)

Понятие “закаливание”. История появления закаливания организма. Виды закаливания. Гигиена закаливания. Значение закаливания организма с младшего возраста.

5. Сон. (1 час.)

Раскрыть биологическое значение сна. Определить причины расстройства сна. Раскрыть понятия “сон”, “медленный сон”, “сновидения”, “гипноз”, “летаргия”. Сон как способность восстановить силы. Особенности и гигиена сна школьника.

6. Инфекционные заболевания. (2 часа.)

Раскрыть понятие “инфекционные заболевания”. Классификация инфекционных заболеваний по способам проникновения в организм, их причины и последствия. Соблюдение гигиенических требований учениками в условиях школы. СПИД – чума 21 века. История возникновения СПИДа и профилактика.

7. Способы оказания первой доврачебной помощи. (2 часа.)

Дать определение “доврачебная помощь”. Последовательность действий при оказании первой помощи.

Практическая работа № 3 “Первая помощь при вывихах, ушибах, переломах”.

Практическая работа № 4 “Первая помощь при тепловом, солнечном ударах”.

Практическая работа№ 5: “Первая помощь при кровотечениях”

Практическая работа№ 6: “Первая помощь при укусах насекомых и отравлениях”

8. Вредные привычки. (2 часа.)

Раскрыть понятие “вредная привычка”. Влияние вредных привычек на организм. Рак – спутник курильщиков и алкоголиков. Наркомания – путь в никуда. Из истории возникновения наркомании. Последствия наркомании и токсикомании.

9. Итоговый урок. (1 час.)

Подведение итогов курса. Выявление положительных результатов и недочетов. Предложения по дополнению тем уроков. Проведение итогового зачета.

№ урока Тема урока Кол-во часов
  1. Введение 1
1. Введение в курс. Значение изучаемого курса 1
  2. Питание 3
2. Продукты питания 1
3. Витамины 1
4. Гигиена питания.

Практическая работа№ 1: “Составление правильного рациона питания ученика 1-5 классов,6-8 классов, 9-11 классов для школьной столовой с учетом калорийности продуктов и разнообразия блюд” (на примере своей школы).

1
3. Спорт 3
5. Значение физических упражнений для формирования здорового образа жизни.

Практическая работа№ 2: “Составление комплекса упражнений для школьников на перемене с учетом их возрастных и физических способностей”

1
6. Секции, кружки и походы – как виды активного отдыха. Спорт как профессия. 1
7. Проведение Сочинской олимпиады – лучшая пропаганда здорового образа жизни в России. 1
  4. Закаливание и гигиена. 2
8. Закаливание. Виды закаливания. 1
9. Значение закаливания организма школьника. 1
  5. Сон 1
10. Сон, гигиена сна. 1
  6. Инфекционные заболевания 2
11. Инфекционные заболевания. Виды инфекционных заболеваний, часто встречающихся у школьников. 1
12. СПИД – чума 21 века. 1
  7. Способы оказания первой доврачебной помощи. 2
13. Практическая работа№ 3: “Первая помощь при вывихах, ушибах, переломах”

Практическая работа№ 4: “Первая помощь при тепловом, солнечном ударах”

1
14. Практическая работа№ 5: “Первая помощь при кровотечениях”

Практическая работа№ 6: “Первая помощь при укусах насекомых и отравлениях”

1
  8. Вредные привычки. 2
15. Влияние курения и алкоголизма на организм школьника. 1
16. Наркомания и токсикомания – один шаг к пропасти. 1
17. Итоговый урок: “В здоровом теле – здоровый дух" 1