В последние годы особое внимание уделяю мониторингу знаний, умений и навыков. Разработала систему учета и контроля знаний, умений и навыков.
Систематическая проверка знаний, умений и навыков способствует повышению интерес к предмету, повышению качества знаний, пониманию основных географических закономерностей, развитию творческих способностей.
Курс географии материков и океанов наиболее интересен для учеников, а поэтому я считаю это можно использовать для привития навыков самообразования и углубления знаний, а также накопления географических знаний, умений и навыков, которые будут способствовать лучшему усвоению материала следующих более серьезных курсов географии.
Предлагаю некоторые формы проверки знаний, умений и навыков, которые я использую в своей работе и могут быть интересны учителям географии.
Существует много форм проверки знаний учащихся. Кроме традиционных форм есть и новых педагогические технологии контроля за обязательным результатом обучения (зачет, тестирование, игра, пресс-конференция и т.д.).
Таблица “Формы контроля ”.
Устные |
Письменные |
Ответ у доски |
Тесты |
В таблице представлены те формы контроля, которые я применяю в практике своей работы. В статье привожу примеры заданий для проверки знаний, умений и навыков.
“Почемучка”.
- Природные зоны и климатические пояса на материке повторяются дважды. Почему?
- Африка – самый жаркий материк. Почему?
- Самая большая пустыня мира находится в Африке. Почему?
- Река Нил разливается в нижнем течении в самое жаркое время года. Почему?
- Почему река Конго самая полноводная река Африки?
- Почему в ЮАР в июле температура ниже, чем в январе?
- Почему на юго-востоке Южной Африки выпадает много осадков, а на юго-западе, в тех же широтах, – мало?
- Самое большое количество осадков выпадает в экваториальных широтах. Почему?
- Почему пустыня Намиб вытянулась вдоль западных берегов Африки, а не вдоль тропика?
- Почему озеро Чад не имеет постоянных границ?
- Знаешь ли ты? Вопросы для проверки знаний по теме “Южная Америка”.
- Какой из океанов оказывает на природу материка большее влияние?
- В чем проявляется это влияние?
- Чем можно объяснить различия в степени влияния океанов?
- Сравните рельеф Южной Америки и Африки. Объясните черты сходства и различия.
- Западное побережье материка является зоной частых, нередко катастрофических землетрясений. Объясните, почему они здесь происходят.
- Докажите справедливость высказывания “Амазонка – царица рек”.
- Самая полноводная река мира обладает и огромными запасами гидроэнергии. Однако строить крупные ГЭС на реке невыгодно, Почему?
- Ежегодно Амазонка выносит в океан огромное количество твердых частиц (1млрд. тонн в год), однако в отличии от других рек, дельта Амазонки не растет. Почему?
- Объясните, как появилось на картах название “Америка” и почему ее жителей стали называть “индейцами”?
Викторина “Самое, самое в Африке”.
- Самая длинная река Африки.
- Самое большое озеро Африки.
- Самая большая пустыня.
- Самый большой водопад на материке.
- Самая высокая гора Африки.
- Самый южный мыс Африки.
- Самая большая по площади природная зона материка.
- Самая полноводная река Африки.
- Самое длинное пресноводное озеро Африки и мира.
- Самый крупный цветок в пустыне Намиб.
- Самый жаркий и влажный климатический пояс материка.
- Самый большой полуостров Африки.
- Самая южная страна материка.
- Самый большой остров у берегов Африки.
- Самый большой оазис в Африке.
- Где находится самый большой “зеленый пояс” (посадки леса) в Африке?
Урок по теме “Антарктида”. Урок-исследование.
Ученики получают карточки с вопросами, ответы на которые надо найти в тексте учебника и приготовиться к работе по вопросам.
Вопросы.
- Что означает слово “Антарктида”?
- Какова площадь материка?
- Каково географическое положение материка?
- Кто и когда открыл Антарктиду?
- Кто первым побывал на Южном полюсе?
- Какова величина оледенения на материке?
- Какова мощность ледникового покрова на материке?
- На сколько метров повысится уровень Мирового океана, если растопить льды Антарктиды?
- Какое количество пресной воды сосредоточено во льдах Антарктиды?
- Что лежит в основании материка?
- Каков рельеф материка?
- Какие полезные ископаемые есть на материке?
- Каковы особенности климата материка?
- Почему Антарктиду называют кухней материка?
- Какая природная зона сформировалась на материке?
- Каков растительный и животный мир материка?
- Почему Антарктиду называют материком науки и мира?
Урок-повторение по теме “Южные материки”. Урок-рейтинг.
1. Что такое? Кто такой? (10 баллов)
Полюс холода | Оазис |
Сахара | Атакама |
“медные горы” | Гилея |
Сельва | Амазония |
Калахари | Национальный парк |
2. “Пятый лишний”. (5 баллов). Записать 5 географических объектов так, чтобы 4 были с одного материка, а 1 с другого.
3. Тест “О каком это материке?” (15 баллов). Цифру положения записать рядом с названием материка, о котором это положение.
- На этом материке самая большая пустыня мира.
- На этом материке находится полюс холода Земли.
- Длинные горы протянулись с севера на юг через весь материк.
- На этом материке находится самый высокий водопад мира.
- На этом материке находится самая полноводная река мира.
- На этом материке находится самая длинная река мира.
- На этом материке находится крупнейший коралловый риф.
- На этом материке находится единственная страна – материк.
- На этом материке находится вулкан Килиманджаро.
- Это самый высокий материк Земли.
- Коренные жители материка – индейцы.
- Коренные жители материка – аборигены.
- Коренные жители материка – пингвины.
- Эвкалипты – самое распространенное дерево материка.
- По количеству финиковых пальм судят о богатстве.
Ответы:
- Африка 1, 6, 9, 15
- Австралия 7, 8, 12, 14
- Южная Америка 3. 4. 5. 11
- Антарктида 2, 10, 13
4. Работа по карточкам. (5 баллов). Каждый получает задание на карточке.
Итог:
- 28 – 34 балла –“5”
- 21 – 27 баллов – “4”
- 15 – 20 баллов –“3”
- 14 и менее – “2”
Южные материки. Выбери правильные утверждения.
- Южными материками условно называют не только Австралию и Антарктиду, которые полностью находятся в южном полушарии, но и Африку и Южную Америку, частично располагающиеся в Северном полушарии.
- Антарктида располагается вокруг Южного полюса, поэтому здесь наиболее высокая температура воздуха.
- Не на всех южных материках есть полезные ископаемые.
- Наибольшее количество рек и озер в экваториальном и субэкваториальном поясах.
- Южная Америка, Африка и Австралия располагаются преимущественно в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом поясах
- Все южные материки отличаются большим количеством рек и озер.
- В пустыне Сахара есть сухие русла рек – вади.
- Африка – второй по величине материк после Евразии.
- Африка омывается всеми океанами.
- В Африке практически отсутствуют полезные ископаемые.
- Африка – самый жаркий материк на Земле.
- В Африке много крупных рек.
- Большая часть Африки находится к северу от экватора.
- На долю Африки приходится большая часть добычи алмазов в мире.
- Африка расположена в жарких климатических поясах.
- В Африке почти нет рек.
- Австралия – самый маленький материк Земли.
- Австралию омывают воды Атлантического и Тихого океанов.
- Большую роль в исследовании Австралии сыграл Джеймс Кук.
- В Австралии практически отсутствуют полезные ископаемые.
- Крупнейший город – порт Австралии – Сидней.
- В Австралии преобладает экваториальный климат.
- В Австралии при движении на север становится жарче, а на юг холоднее.
- На материке Австралия расположено только одно государство.
- Европейцам Океания известна с 16 века, со времени первого кругосветного плавания.
- Океания – это одно государство.
- Некоторые острова Океании имеют вулканическое и коралловое происхождение.
- Южная Америка омывается водами Тихого и Атлантического океанов.
- Вдоль восточного побережья материка тянутся горы Анды.
- Анды богаты цветными и редкими металлами.
- В Южной Америке живут представители всех человеческих рас.
- Принято считать, что открытие Америки принадлежит Х. Колумбу.
- Восточная часть материка Южная Америка не имеет в рельефе резких колебаний высот.
- Антарктида – самый малый по площади материк Земли.
- Зимой в Антарктиде полярная ночь.
- В Антарктиде отсутствует постоянное население.
- Антарктида не принадлежит ни одному государству.
- Антарктида – самый холодный материк Земли.
- В ледяном покрове Антарктиды содержится около 80% пресной воды планеты.
- Под ледяным панцирем Антарктиды находятся как ровные участки поверхности, так и горные массивы.
- В Антарктиде производят испытания ядерного оружия.
- Пингвины живут только в Антарктиде.
- Первым побывал на Южном полюсе норвежец Руаль Амундсен.
Урок с применением мультимедийного курса “География 7 класс”.
Тема: Южная Америка. Общий обзор. (Географическое положение. История освоения и изучения. Особенности природы. Население.)
Цели и задачи:
- Познакомить с особенностями природы и населения материка.
- Формировать у учащихся навыки составления характеристики географического положения материка с самостоятельным подбором нужных карт.
- Формировать умения производить анализ карт в сочетании с другими источниками информации, на основе этого устанавливать причинно-следственные связи и находить главные черты природы.
- Совершенствовать умения работать с текстами, иллюстрациями, картосхемами, находить точные ответы на поставленные вопросы. (Работа со слайдами мультимедийного курса.)
Оборудование: Мультимедийный курс “География 7 класс”, физическая карта “Южная Америка”, атласы.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели. Вводное слово учителя. Сегодня мы приступаем к изучению нового материка, который относится к группе южных материков. Это материк Южная Америка. Нам предстоит, используя слайды мультимедийного фильма, познакомиться с особенностями географического положения, природы, и населения этого материка. Запись темы урока в тетради.
2. Актуализация ранее полученных знаний. Вспомните, что вы уже знаете о материке Южная Америка?
3. Визитная карточка материка. Просмотр слайдов мультимедийного фильма с прослушиванием голоса диктора и кадров видеофрагмента из рубрики “Природные ресурсы”.(2мин.)
4. Географическое положение материка. Рассказ по плану стр.311. Работа с картами атласа. (На экране слайд из рубрики “Географическое положение” – карта с крайними точками материка.)
Выполнение практики 1. Географическое положение, координаты крайних точек, номенклатура.
5. Инструктаж учителя по выполнению самостоятельной работы со слайдами мультимедийного фильма. В содержании найти ваш вопрос, раскрыть его, активизируя мышью. Прослушать голос диктора, прочитать текст, для чего нажать команду “Текст”, просмотреть всю информацию на слайде, для этого поводить мышью по иллюстрации слайда и щелкнуть на все значки, которые будут высвечиваться. Приготовить ответы на вопросы из карточки, составить небольшой рассказ, используя вопросы как план ответа. Сделать записи в тетради.
6. Работа в группах (пары). Самостоятельная работа учащихся со слайдами по карточкам с заданиями.
Карточка 1. Открытия и исследования
- Кто открыл Америку?
- Почему материк назвали Америкой?
- Какова заслуга Ф. Магеллана в открытии материка?
- Завоеватели, из каких стран устремились на материк и превратили его в свои колонии?
- Какова заслуга А. Гумбольдта в изучении материка?
- Кто из русских исследователей изучал территорию материка
Карточка 2. Рельеф
- Каковы общие особенности рельефа материка?
- Что лежит в основании восточной части материка?
- Какие формы рельефа характерны для восточной части материка?
- Какие горы находятся в западной части материка?
- Почему на западе материка образовались высокие горы?
- Какая форма строения земной коры лежит в основании гор?
- Какие грозные явления природы периодически происходят в Андах и почему?
Карточка 3. Полезные ископаемые
- Какие полезные ископаемые есть в Андах?
- Какие полезные ископаемые обнаружены на Бразильском и Гвианском плоскогорьях?
- Где на территории материка есть месторождения нефти и газа?
Карточка 4. Климат
- В каких климатических поясах находится материк?
- Где на территории материка выпадает наибольшее количество осадков?
- Почему воздушные массы с Атлантического океана глубоко проникают внутрь материка?
- Почему воздушные массы с Тихого океана не оказывают большого влияния на климат материка?
- Самый влажный материк.
- Какие факторы способствовали тому, что на материке выпадает большое количество осадков?
Карточка 5. Внутренние воды
- Какие причины способствовали тому, что на материке образовались самые полноводные реки?
- Назвать крупные реки материка.
- Тип питания рек Южной Америки.
- Самое крупное озеро материка.
- Самое высокогорное озеро материка.
- Знаменитые водопады Южной Америки.
- Где на материке есть оледенение?
Карточка 6. Заселение индейцами
- Какие народы являются коренным населением материка? Откуда они пришли?
- Чем занимались индейцы до колонизации?
- Население
- Люди, каких рас живут на материке?
- Какие типы смешанных народов создались на материке?
- Какой индейский язык наиболее распространен в Южной Америке?
- На каких языках говорит большая часть населения материка?
- Как размещено население по территории материка
Карточка 7.
Просмотрите фрагменты и выберите интересные факты по теме “Самое, самое…”
Фрагменты “Амазонская низменность”, “Площадь лесов”, “Самый влажный материк”, “Внутренние воды”
- Самая большая низменность материка.
- Самая длинная горная цепь.
- Самое высокогорное озеро.
- Самая большая речная сеть
Карточка 8. Органический мир
- Органический мир каких материков имеет сходства с Южной Америкой?
- Какие виды растений являются эндемиками Южной Америки?
- Назвать животных – эндемиков материка.
- Почему на материке очень богат мир птиц и много летучих мышей?
- Почему Южную Америку называют “зеленым материком”?
- Какие природные зоны есть в Южной Америке?
- Какая природная зона называется “пампой”?
- Как называется пустыня материка? Где она находится?
- Как называется смена природных зон в горах Андах?
- Родиной каких культурных растений считается Южная Америка?
7. Проверка самостоятельной работы с фрагментами мультимедийного фильма.
Рассказ учеников по своей теме. Выполнение практики.
Рельеф. (Просмотр слайдов Анды, Амазонская низменность, Бразильское плоскогорье.)
Практика 2. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. (Просмотр карт, диаграмм.)
Практика 3. Климатообразующие факторы.
Внутренние воды. (Слайды.)
Открытия и исследования. Маршруты путешествий
Заселение индейцами.(Слайды народов.)
Население. (Карта расселения народов. Слайды.)
Интересные факты:
Амазонская низменность. (Слайды.)
Площадь лесов. (Слайды.)
Практика 4. Стихийные бедствия.
Органический мир. (Карта, слайды.)
Практика 5.
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.