Цели:
- формировать орфографический навык письма; повторить известные орфограммы; дать представление о природе появления в русском языке орфограммы – непроизносимой согласной в корне; на основе наблюдения подвести к выводу о проверке непроизносимых согласных в корне;
- развивать “слуховую” зоркость, умение находить в словах опасные места, определять орфограмму, обосновывать написание проверяемой орфограммы;
- воспитывать интерес к процессу обучения, уважение к русским традициям, культуру поведения.
Оборудование: карточки с напечатанными словами, карточки с заданиями, нарисованный пирог, карточки со словами пословиц.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Какое удивительное слово, особенное. Когда мы его произносим, мы не только приветствуем друг друга, но и желаем друг другу здоровья, здравия (как говорили раньше). Не забывайте говорить это слово! Оно обладает оздоровительной силой. В нем, как в слове “здоровье” много звуков, которые заряжают бодростью.
2. Постановка целей и задач урока.
– Как вы думаете, что я жду от вас на сегодняшнем уроке?
– Что ждете от нашего урока вы? (Ответы детей.)
– Да, на уроке мы продолжим путешествие по стране Орфографии, еще раз убедимся в своих знаниях, повторим изученные орфограммы, сегодня нас ждет еще одно открытие.
В нашей классной семье сегодня гости, следуя русской традиции, мы все должны собраться за столом около самовара, отведав вкусный пирог. А пирог мы будем сами составлять, выполняя все задания, записанные на кусочках пирога.
3. Повторение. Наблюдение над звучанием слов с новой орфограммой. Работа над новой орфограммой в корне.
1-я часть – Откройте тетради, как всегда правильно сядьте, запишите число и проведите разминку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
А мизинчик – малышок
Сам забрался на порог
Вместе пальчики – друзья
Друг без друга им нельзя!
Первую часть пирога прикрепляю к доске на контур пирога.
2 часть – Вы загадки отгадайте, орфограммы в отгадках называйте, в два столбика распределяйте!
– На какие два столбика разделим слова-отгадки? (В зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, парные согласные в корне слова)
Дети работают у доски, записывая отгадки, доказывая написание слов, графически обозначая орфограммы.
1) Предмет для зачерпывания жидкой, рассыпчатой пищи (ложка).
2) Что-то положительное, хорошее, полезное, противоположное злу (добро).
3) Мною можно умываться
Я умею проливаться
В кранах я живу всегда
Ну, конечно, я – (вода).
4) Пищевой продукт, выпекаемый из муки (хлеб).
Хлебосольство – гостеприимство, радушие при угощении.
5) Большой подсолнух в небе
Цветет он много лет
Цветет зимой и летом
А семечек все нет (солнце).
– Что вы знаете про солнце? Что такое солнце?
Давайте сравним произношение и написание этого слова.
Солнце Со[нц]е
– В какой столбик запишите слово Солнце? (Ответы детей.)
– В русском языке сочетание согласных в словах обозначается по-разному. Сочетание трех и более согласных нетипично для русского языка. Русский человек просто одну из букв не передает никаким звуком – не произносит. Как назовем эту орфограмму? (Непроизносимая согласная в корне.)
Как будем проверять?
Сравните: Звездный – Зве[зн]ый
Устный – У[сн]ый
– Как проверим данные слова? (Варианты проверочных слов называют дети, выбирают правильный.)
– Какой вывод сделали? Сравните наш вывод с выводом в учебнике на с. 114.
Чтение вывода на с. 114 (сравнение)
3 часть – Какую третью орфограмму корня слова вы узнали? Как правильно написать слово с непроизносимой согласной в корне?
4 часть – Замени выражения одним словом – именем прилагательным, запиши их, какие слова будут проверочными?
1) Православные люди в году постятся до 200 дней, как называется пища во
время поста?
Пост – постная.
2) На любой праздник пекли пироги, кроме сладких пирогов всегда на столе были
пироги с капустой, как назвать такие пироги?
Капуста – капустные.
3) На именины пекли маленькие пирожки и приносили их в дом тому, кого хотели
пригласить. Они являлись приглашением. Главными гостями на именинах были люди,
которые крестили ребенка, их сажали в красный угол (под образа).
Крестить, крест – крестные родители.
От слова “крест” образовано еще одно слово с непроизносимой согласной – окрестность, что означает местность (место), прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство, вокруг.
Физкультминутка.
– Покажите, как вы себя будете чувствовать в кругу своей семьи.
Покажите, как вы сердитесь. Как вы чувствуете себя, когда дует сильный ветер, когда выглянуло солнышко, когда рядом мама, когда работаем на уроке….
5 часть – Проведите линию в каждой клеточке так, чтобы прочитать слово.
1) День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Как проверим? (Сердце – сердечный, сердечко.)
С | Е | Р |
Е | Р | Ц |
Ц | Д | Е |
2) Одно из главных качеств достойного человека, от какого слова образовано, как проверим (честь – честен, честность).
Е | С | Н | О |
Ч | Е | С | С |
Т | Ь | Т | Т |
С | О | Н | Ь |
Дети работают у доски, объясняя написание слов, проверяя, проводят линию так, чтобы написание слово было правильным.
6 часть – Назови одним словом и запиши слова правильно, проверь.
- Человек, которому улыбается счастье (Счастливчик), он – с частью пирога.
- Тот, кто приносит весть (Вестник).
- Тот, кто принимает участие в конкурсах, соревнованиях, проектах и т.д. (Участник).
7 часть – Работа в группах. Ветер перемешал все слова в пословицах, попробуйте их восстановить, подумайте над смыслом пословиц.
В каких пословицах есть слова с новой орфограммой? Как проверим?
- Кто, счастлив, тот, в, доме, счастлив.
- Вся, вместе, семья, душа, так, и, на, месте.
- Лучше, сердце, греет, солнца, матери.
- Любит, кто, люди, чтут, того, труд.
- Семья , когда, не, страшна, в, туча, куче.
Дети читают “собранные” пословицы.
Все задания мы выполнили, из частей получился ПИРОГ!
4. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке? Как проверить слово с непроизносимой согласной?
– Какие согласные в словах не произносятся? Почему так происходит?
Ваши ожидания от урока оправдались? Что понравилось, что нет? (Ответы детей.)
А я хочу вас всех поблагодарить, особенно ….
Завтра мы продолжим работу над данной орфограммой, узнаем о ловушках, какие могут быть.
С какого слова мы начинали наш урок? (Здравствуйте)
Что вы можете сказать о нем? А дорогим гостям говорим
“До свидания!” Православные говорят: “Простите, до свидания!”
И угощаем их настоящим сладким пирогом. Вы счастливы?
(Да, все остались с частью пирога.)
Домашнее задание. Запишите 7 слов на новое правило вместе с проверочными, всего…, не забывайте графически обозначить орфограмму.