Проведение математической декады стало доброй традицией в нашей школе. В ее подготовке принимают участие все учителя математики. Им помогают старшеклассники и члены математического кружка. В течение недели в классах проводятся математические лекции, конкурсы, викторины, КВН, ринги, выпускаются математические листовки, газеты. Завершает неделю школьная математическая олимпиада. Декада заканчивается общешкольным математическим вечером, сценарий которого мы разрабатываем сами, задания берем из сборников, содержащих игровой и занимательный материал. Одну из разработок мы предлагаем для проведения внеклассного мероприятия.
Цель проведения:
- Воспитание познавательного интереса к математике.
- Развитие творческой активности обучающихся.
- Выявление одаренных детей.
Оформление:
- «Арена цирка», занавес, на стенах плакаты с изображением сказочных персонажей: Буратино, Петрушка и др.
- Афиша:
Математический цирк приглашает!
Внимание! Внимание! Спешите на представление!
Вас ожидают фокусы, репризы и разные сюрпризы!
Ход мероприятия
/Играет музыка/
Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья!
Собрались мы сегодня не зря.
Мы – любители точной науки,
вам докажем: в ней нет места скуке.
Цирк огнями арену зажег,
перед вами артисты, встречайте!
Мы хотим, чтоб нам зритель помог,
на вопросы дружней отвечайте!
/Парад-алле. Под музыку выходят 3 клоуна, жонглер, дрессировщик, силач-тяжеловес, фокусник, акробаты/
Начало представления
Вбегают клоуны.
1-й клоун: Шум-гам! Скорей спешите к нам!
2-й клоун: Приглашаем на веселье, места нет у нас безделью!
3-й клоун: Запасайтесь-ка терпеньем! Прочь с дороги все сомненья!
1-й клоун: Любим мы шутить, смеяться! Будем вместе удивляться!
2-й клоун: Мы загадки вам предложим! Ваши знанья преумножим!
3-й клоун: Не забыли мы репризы, ждут вас шутки и сюрпризы!
1-й клоун: С нами музыка и смех! Математика - для всех!
2-й клоун: Если зрители смеются,
3-й клоун: Значит, празднуем успех!
Ведущий:
Я опять вас приветствовать рад,
И позвольте открыть вам секрет:
Математике ум – родной брат,
А пределов в познании нет.
О! Эта древняя наука – «математика», в переводе с греческого – «познание»!
И любит она – смелых,
находчивых, умелых,
Упорных и проворных,
преградам непокорных!
Поэтому помните:
- идеи могут быть сногсшибательными, но реальными!
- не согласен – предлагай, предлагаешь – защищай, защищая – зажигай!
Вбегают 2 клоуна, у одного клоуна на одежде наклеены «следы от ног»:
Ведущий:
Стой, дружок, не спеши, что с тобой случилось?
Что с одеждой твоей нынче приключилось?
1-й клоун:
Не могу я понять, кто по мне прошелся,
может «снежный человек» наконец нашелся?
2-й клоун:
Погодите, у нас вышла здесь заминка,
чтоб следы скорей убрать, проведем разминку!
/клоуны отрывают «следы», читают на них задания и проводят с залом веселую разминку/
Задание 1: Что это такое:
С «Д» – ветвистый,
С «З» – костистый,
С «К» – ребристый? /ответ: дуб, зуб, куб/
Задание 2: Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? /ответ: вес одинаковый по 1 кг/
Задание 3: На столе лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько было конфет в этой кучке? /ответ: 3/
Задание 4: В московском Кремле хранятся старинные пушка и колокол. За большую величину их назвали: царь-колокол и царь-пушка. Вместе они весят 240 тонн. Царь – колокол в 5 раз тяжелее царь-пушки. Сколько весят в отдельности царь-колокол и царь-пушка? /ответ: 40 кг и 200 кг/
Задание 5: Вот вам три таблетки – сказал доктор, принимайте их каждые полчаса. На какое время хватит прописанных таблеток? /ответ: на 1 час/
3-й клоун: /вбегает с плакатом, на котором нарисованы молотки, рубанки, гвозди в разном чередовании/
Я могу все сосчитать,
все запомнить, все объять.
Зритель, ты не улыбайся,
а со мною потягайся!
/Считает: «Первый молоток, первый рубанок, второй молоток, первый гвоздь, и т.д. Потом приглашает желающих/
Ведущий: Вы, дорогие друзья, уже поняли, что ошибаются те, кто считает математику «сухой» наукой. Как сказала Софья Ковалевская: «Это наука, требующая наибольшей фантазии. Нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе».
А сейчас занавес открывается, представление продолжается! Этот номер жонглированием называется!
Клоун: Отгадайте сначала загадку:
«Захочу – так поклонюсь,
а поленюсь – так повалюсь» /ответ: топор/
/«Жонглер» выносит две магнитные доски. На них при помощи полосовых магнитов изображение топора/
Жонглер:
Топорами жонглирую я,
посмотрите на стенды, друзья,
Нужно палочки переложить,
и в фигуры топор превратить.
Задание: Переложите 4 палочки так, чтобы получилось три равных треугольника.
Ведущий:
В нашем цирке явный прогресс,
на арене – «тяжелый вес».
Желающий, померяйся силой,
победа должна быть красивой!
/Выходит силач-тяжеловес с настоящей гирей, а клоуны – с бумажными. На них задания. Решил, значит, взял вес. Все весело обыгрывается./
Задание 1: Вычисли сумму: 8*9*14 + 6* 12*17 + 4*18*19 /ответ: 72(14+17+19) =72*50=3600/
Задание 2: У линейки четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? /ответ: 5/
Задание 3:
Чтоб поддерживать скворечню
иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно,
сразу цифрой окажусь. /ответ: шест – шесть/
Задание 4: Коля и Петя живут в одном доме: Коля на шестом этаже. А Петя – на третьем. Возвращаясь из школы, домой, Коля проходит 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Петя, поднимаясь по лестнице на свой этаж? /ответ: 24/
Появляется фокусник:
Я – фокусник, маг и факир!
Я мыслью заполню весь мир!
Запомни число, я его отгадаю,
ведь я телепатией обладаю!
Задание 1: Задумайте число, умножьте его на 2, к результату прибавьте 7, к полученному числу прибавьте задуманное число, отнимите 1, полученное число разделите на 3.Сообщите результат. Вы задумали число… /ответ: пусть в результате получилось число а, значит, задуманное число х = а – 2/
/у фокусника на столе шесть стаканов: три – полных и три – пустых/
Фокусник:
Перед вами стаканов – шесть.
Есть пустые и полные есть.
Чередуйте их между собой,
чтоб за полным стоял пустой.
Задание 2: Дотрагиваясь только до одного стакана, сделать так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались
Фокусник:
А сейчас через мгновение,
произойдет исчезновение!
Задание 3: Начертите на прямоугольном листе бумаги линию, соединяющую противоположные углы листа, и десять вертикальных отрезков одинаковой длины на одинаковых расстояниях друг от друга. Разрежьте лист по линии и передвиньте нижнюю половину вниз влево на величину расстояния между соседними отрезками, подсчитайте, сколько теперь отрезков. Их стало 9. Куда делся один отрезок?
Ведущий:
Внимание! Впервые в мире
дрессированные рыбки – их только четыре!
Руками не трогать! Корм не давать!
Лишь только смекалку свою проявлять!
/Аквариум, удочки с магнитами, рыбки с заданиями/
Дрессировщик: /ловит рыбку/
Эта рыбка не простая – говорящая,
в математике чудеса творящая.
Рыбка: Два плюс два умножить на два: 2+2*2 /ответ: 6/
Эта рыбка любит шутить
и умом своим всех затмить.
Рыбка: Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? /ответ: 5 кг/
А эта особая рыбка,
найди, где в ответе ошибка?
Рыбка: 11 *5 +30 : 5=17 / ответ: ( 11 *5 +30) : 5=17/
Эта рыбка – самая любимая,
в математике непобедимая!
Рыбка: Если в 2 часа дня шел дождь, то можно ли через 10 часов ожидать солнечную погоду? /ответ: нет, так как через 10 часов будет 12 часов ночи, и солнца в это время не бывает/
Ведущий: Очень важная наука – математика, на арене цирка – акробатика!
Акробаты: Вычитай, дели и множь, плюсы ставь, а так же скобки – первым к финишу придешь, самым умным прослывешь!
/На плакатах: 6 6 6 6 =36, 6 6 6 6 =5, 6 6 6 6 =6/
Акробаты:
Между цифрами знаки расставьте, как нужно, и вверх по ступенькам поднимемся дружно!
1 2 3 = 1
1 2 3 4 = 1
1 2 3 4 5 = 1
1 2 3 4 5 6 = 1
1 2 3 4 5 6 7 = 1
1 2 3 4 5 6 7 8 = 1
Ведущий:
Вы дружно вычитали, умножали,
делили, прибавляли, рассуждали.
Смекалку и сноровку проявляли,
а были не согласны – возражали.
Мы очень рады, если удалось нам,
зажечь в вас к математике любовь.
Ну, вот и все, пришла пора расстаться,
артисты вышли на арену вновь.
Звучит музыка. Выходят все артисты.
Клоун: Ребята! На прощание я прочту вам мое любимое стихотворение про математические действия. К сожалению, автора я не могу сейчас вспомнить, надеюсь, вы мне поможете, ведь следующая декада – литературная. Это ваше домашнее задание!
В труде применяем сложенье,
сложенью и честь и почет,
К уменью прибавим терпенье,
а сумма успех принесет.
Нельзя забывать вычитанье,
чтоб зря не потратился день,
Из суммы старанья и знанья
мы вычтем безделье и лень!
В труде умноженье поможет,
чтоб дельной работа была,
Стократ трудолюбье умножим –
умножатся наши дела!
Деленье нам служит на деле,
оно нам поможет всегда:
Кто поровну трудности делит,
разделит успехи труда!
Поможет любое из действий,
они нам удачу несут,
И в жизни, поэтому вместе
шагают наука и труд!
Все: До свидания! Цирк уезжает, а математика остается!
/все представление в зале работают «фотографы», которые раздают зрителям дружеские шаржи-фотографии/