В правительственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» подчеркивается, что « система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Программа воспитывающей деятельности «Я – гражданин» направлена на формирование у учащихся стремления больше знать о своей Родине, чувства гордости за свою Родину, бережного отношения к историческому наследию и традициям народа.
Формирование таких знаний, представлений является одной из основных задач программы «Я – гражданин». Известно, что формирование понятий и представлений возможно уже в 6-7 лет. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как высокая познавательная активность, эмоциональность, доверчивость, подражательность. В этом возрасте возникают большие возможности для развития чувства патриотизма, любви к Родине.
Через внеклассные мероприятия учащиеся 1-4 классов знакомятся с историческим прошлым, настоящим и перспективами развития своей малой Родины. Реализация данной программы рассчитана на весь курс начального образования: 4 года. Занятия строятся на концентрическом принципе, при отборе содержания занятий используются тематико-понятийный принцип. Он означает, что все обилие краеведческих фактов и явлений, доступных для детей, делится на большие темы, а каждая из них – на понятия, которые могут лечь в основу конкретной темы занятия.
Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению с 1 по 4 класс:
1. Я – Человек.
2. Я и моя семья.
3. Мой дом.
4. Моя школа.
5. Мое село.
6. Мой край.
7. Мое Отечество
Цели программы:
- воспитание гражданского самосознания через ознакомление с природой, историей и культурой родного края;
- создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире;
- расширение кругозора в области краеведения, выработке устойчивого интереса к изучению истории Подольской земли, к историческим достопримечательностям, преданиям о родном крае.
Задачи:
- формирование элементарных представлений об историческом прошлом, настоящем и будущем села Остафьево, Подольского района как части Московской области и России;
- воспитание любви к своей Родине, гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества;
- формирование элементарных умений работать с источниками информации в ходе изучения местного материала, расширение кругозора в области истории, культуры, литературы родного края.
Решение задач гражданско-патриотического воспитания предполагает обращение к краеведческому материалу.
Область изучения:
1. История: знакомство с
историческим прошлым малой родины.
2. Культура: знакомство с
традициями и обычаями русского народа,
фольклором, памятниками, музеями,
достопримечательностями.
3. Население: национальный состав,
занятость населения, отношение к окружающей
природной среде.
4. Природа: животные и растения
нашего края, охраняемые территории, памятники
природы.
При проведении занятий используются следующие формы работы:
- Экскурсии (в том числе, виртуальные), целевые прогулки, поездки, походы.
- Групповая работа (анкетирование, интервьюирование).
- Выпуск стенгазеты (составление кроссвордов, головоломок, загадок, отчетов).
- Проведение опытов, наблюдений.
- Организация выставок рисунков, поделок, проведение викторин.
- Составление гербариев и коллекций.
- Самостоятельная работа с литературными источниками, выполнение заданий на применение знаний (защита проектных работ).
- Заочные путешествия
- Встречи-беседы с интересными людьми
- Тематические праздники, утренники
- Просмотры кино, видеофильмов.
- Деловые игры
- Классные часы, библиотечные часы
- Трудовые дела
В ходе реализации программы у детей формируются такие качества, как коллективизм, гуманизм, умение сплотиться, уважение к старшему поколению.
В процессе изучения родного края дети учатся находить нужную информацию, связанную с нашим краем в музеях, библиотеках; делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени; найденный материал правильно оформлять в виде презентаций, альбомов, отчетов, рефератов, фотовыставок, видеофильма.
Тематическое планирование курса представлено
в Приложении 1.
В дополнение к занятиям по краеведению – Приложение 2.