Программа воспитывающей деятельности "Я – гражданин"

Разделы: Классное руководство


В правительственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» подчеркивается, что « система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой  нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Программа воспитывающей деятельности «Я – гражданин» направлена  на формирование у  учащихся стремления больше знать о своей Родине, чувства гордости  за  свою Родину, бережного отношения к историческому наследию и традициям  народа.

Формирование таких знаний, представлений  является одной  из основных задач  программы «Я – гражданин».   Известно, что  формирование понятий и представлений возможно уже в 6-7 лет. Этот возраст характеризуется    повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено  такими возрастными особенностями, как  высокая познавательная активность, эмоциональность, доверчивость,  подражательность. В этом возрасте возникают большие возможности для развития чувства патриотизма, любви к Родине.

Через внеклассные мероприятия учащиеся 1-4 классов знакомятся с историческим прошлым, настоящим и перспективами развития  своей малой Родины. Реализация данной программы рассчитана на весь курс начального образования: 4  года.    Занятия строятся на концентрическом принципе, при отборе содержания занятий используются тематико-понятийный принцип. Он означает, что все обилие краеведческих фактов и явлений, доступных для детей, делится на большие темы, а каждая из  них – на понятия, которые могут лечь в основу конкретной темы занятия.

Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению с 1 по 4 класс:

1. Я – Человек.
2. Я и моя семья.
3. Мой дом.
4. Моя школа.
5. Мое село.
6. Мой край.
7. Мое Отечество

Цели программы:

  • воспитание гражданского самосознания через ознакомление с природой,  историей  и культурой  родного края;
  • создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ребенка в  окружающем мире;
  • расширение  кругозора в области краеведения,  выработке устойчивого интереса к изучению истории Подольской земли, к историческим достопримечательностям, преданиям о родном крае.

Задачи:

  • формирование элементарных представлений об  историческом прошлом, настоящем и будущем села Остафьево,  Подольского района  как  части Московской области и России;
  • воспитание любви к своей Родине,  гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества;  
  • формирование элементарных умений работать  с источниками информации  в ходе  изучения местного материала, расширение кругозора в области  истории,  культуры,  литературы  родного края.

Решение  задач гражданско-патриотического воспитания   предполагает  обращение к краеведческому материалу.

Область изучения:

1. История: знакомство с историческим прошлым малой  родины.
2. Культура: знакомство с  традициями и обычаями русского народа, фольклором, памятниками, музеями, достопримечательностями.
3. Население: национальный состав, занятость населения, отношение к окружающей природной среде.
4. Природа: животные  и растения нашего края, охраняемые  территории, памятники природы.

При проведении занятий используются следующие  формы работы:

  • Экскурсии (в том числе, виртуальные), целевые прогулки, поездки, походы.
  • Групповая работа (анкетирование, интервьюирование).
  • Выпуск стенгазеты (составление кроссвордов,  головоломок, загадок, отчетов).
  • Проведение опытов, наблюдений.
  • Организация выставок рисунков, поделок, проведение викторин.
  • Составление гербариев и коллекций.
  • Самостоятельная работа с литературными источниками, выполнение заданий на применение знаний (защита проектных работ).
  • Заочные путешествия
  • Встречи-беседы с интересными людьми
  • Тематические праздники, утренники
  • Просмотры кино, видеофильмов.
  • Деловые игры
  • Классные часы, библиотечные часы
  • Трудовые дела

В ходе реализации программы у  детей  формируются такие качества, как коллективизм, гуманизм, умение сплотиться,  уважение к старшему поколению.

В процессе изучения родного края дети учатся находить нужную информацию, связанную с нашим краем в музеях, библиотеках; делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени; найденный материал правильно оформлять в виде презентаций, альбомов,  отчетов, рефератов, фотовыставок, видеофильма.

Тематическое планирование курса представлено в Приложении 1.
В дополнение к занятиям по краеведению – Приложение 2.