Цели и задачи урока:
- формирование языковой и речевой компетенций;
- совершенствование практических навыков в определении основных признаков
- данной части речи;
- воспитание любви к русскому языку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. (Приложение 1)
-Прочитайте текст (слайд 1). Правильно ли определены части речи у выделенных слов? (слайд 1, гиперссылка).
-О ком идет речь в тексте? (о слонах).
-А в каждом ли предложении употреблено слово «слон»?
-Какие слова заменяют слово «слон», устраняют повторы? (они, он – слайд 1, анимация)
-Как называется такая часть речи? (местоимение).
3. Объяснение нового материала.
-Запишите тему сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи» (слайд 2).
-Как вы думаете, каковы наши задачи на уроке? (выяснить, что такое местоимение, как изменяется, синтаксическая функция) (слайд 3, анимация)
А) -Прочитайте стихотворение А. Барто (слайд 4).
И вот он начал
Свой рассказ:
-Они ползут,
А он ей раз!
А тут как раз
Она ползла.
А он как даст ему
Со зла!
Она им – раз!
Они ей – раз!
Но тут как раз
Ее он спас;
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
-Кто это он, она, они? Понятно ли это слушателям?
-А как вы думаете, почему?
-Следовательно, какова функция местоимения? (указывает на предмет, признаки и количество, но не называет их – выступает вместо имени существительного, прилагательного или числительного) (слайд 5)
Б) –Как вы думаете, местоимение, изменяемая или неизменяемая часть речи? (слайд 6)
- Давайте докажем, что местоимение – изменяемая часть речи. Выполните следующие задания.(слайд 6)
- Выпишите из стихотворения А. Барто местоимения, определите, в какой форме они употреблены.(вернуться к слайду 4)
-Какой вывод мы можем сделать? (местоимения изменяются по падежам, родам и числам – склоняются) (слайд 6, анимация)
В) –Прочитайте предложения. Найдите в них местоимения, укажите, каким членом предложения они являются. (слайд 7, анимация)
- Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.
- Мы немного поговорили.
- Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга…
- Я откликнулся на их вопросительные крики.
-Какова же синтаксическая функция местоимений? (слайд 7, анимация)
4. Закрепление.
А) Найдите ошибки в употреблении местоимений.(слайд 8)
- Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
- Мальчик снял кепку с головы и подбросил её вверх.
- Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
Б) Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме. (слайд 9).
Много слов родили греки.
К (мы) от них в далеком веке
Математика пришла,
С (она) грамматика была.А из Англии футбол
Прямо в бутсах к (мы) пришел,
Вслед за (он) пришел хоккей,
А до (это) жокей.
(Я. Козловский)
5. Рефлексия.
-Как вы думаете, решили мы те задачи, которые поставили перед собой в начале урока? (слайд 10)
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
- Что ж, теперь мы знаем, что у кого-то нет вопросов, а кто-то испытывает затруднения. Устранить возникшие трудности – задачи следующих уроков. До встречи!
6. Домашнее задание:
- § 68.
- На выбор: упражнение 391 или карточки (Приложение 2)
Литература:
- Богданова Г.А. «Уроки русского языка», М «Просвещение», 2002 г.
- Владимирская Г.Н. «Уроки русского языка в 6 классе», М «Сфера», 2004 г.