Цели урока:
- Образовательная – актуализировать знания учащихся о химических свойствах оснований в свете теории электролитической диссоциации;
- Развивающая – развивать навыки учащихся по составлению уравнений реакций обмена в молекулярном и ионном видах, развивать умения проводить опыты и анализировать наблюдения.
- Воспитательная – продолжить формирование коммуникативных умений (слушать, управлять своим вниманием, развивать монологическую речь).
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
- постановка и решение учебных проблем;
- повторение методом тестирования и выполнения заданий;
- коррекция знаний
- мини-проекты
- химический эксперимент и его анализ
- домашнее задание
- подведение итогов.
Средства обучения:
- внутри и межпредметные связи
- таблица растворимости, таблица действия кислот и щелочей на индикаторы
- алгоритм составления ионных уравнений /стр. 39 Н.Е. Кузнецова/
- оборудование и реактивы: штатив с пробирками, воронка, химические стаканы, прибор для определения электропроводности растворов, соляная кислота, серная кислота, индикаторы /лакмус, ф-фт, мет. оранж. универсальный/, гидроксид натрия, гидроксид кальция, сульфат меди (II), хлорид алюминия, спички.
Ход урока
1-й этап урока. Беседа-повторение: Мини проекты /показывают учащиеся/ 5 мин
- Что называется основаниями? Навести примеры.
- Какие группы оснований нам известны? /стр.45/
- В чем подобия и отличия по химическим свойствам?
- Какие основания использует человек?
Формула М(ОН)n | Название | Применение |
Ca(OH)2 гидроксид кальция |
гашенная известь, известковое молоко /раствор с водой/ известковая вода /процеженный прозрачный раствор/ |
1. В строительных растворах, для побелки стволов деревьев 2. Приготовление «бордосской смеси» - средства борьбы с болезнями и вредителями. 3. При производстве сахара,соды |
NaOH Гидроксид натрия |
едкий натр | 1. Очистка нефти 2. Производство мыла 3. В текстильной промышленности |
KOH и LiOH гидроксиды |
Едкий калий | 1. В аккумуляторах как электролиты |
Правила ТБ:
- Будьте осторожны при работе с едкими основаниями /щелочами/!
- При попадании в глаза следует немедленно промыть большим количеством воды, а затем 2% раствором борной кислоты.
- Если кто-то выпил щелочь, то пострадавшему дают 1-2% раствор лимонной или уксусной кислоты /кислота нейтрализует щелочь/.
Проблема: выяснить какие основания являются электролитами.
2-й этап. /5чел у доски выполняют задания/. /7мин./ Проверка Д/Задания:
1. Распределить основания по группам и привести примеры их диссоциации: KOH, Zn(OH)2, Cu(OH)2, Al(OH)3, NaOH, Mg(OH)2. Какие из этих оснований будут электролитами?
Расворимые/щелочи/ | Амфотерные | Нерастворимые | |
Однокислотные | |||
Двухкислотные | |||
Трехкислотные |
2. Закончить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:
- Na OH +H2SO4 =
- Al(OH)3 +HCl =
- Al(OH)3 + NaOH =
- KOH + CuSO4 =
2ой этап. /для класса/ тест
3-й этап. /проверка тестов карандашом и выставление оценок/, проверка работ у доски. /5 мин./
4-й этап. Химический эксперимент.
/работа в группах по 2 человека/ Провести опыты, записать УР в молекулярном и ионном виде, сделать выводы./ Карточки 2 варианта, работа в группе по 2 человека/.
5-й этап. Домашнее задание.
Параграф 14 повторить. Выполнить №2 и 43 стр 48.
15 разобрать, составить конспект, мини-проекты/основные понятия стр50/.
6-й этап. Подведение итогов.
- Выставить оценки.
- Собрать листики с вопросами
- мы выучили
- мы научились
- было интересно: да нет / обвести/
- вызвало затруднения.
- Взять 5 тетрадей для проверки Д/З.