Цели:
- Познакомить учащихся с многообразием комнатных растений.
- Углубить знания учащихся о приспособленности растений к определённым условиям окружающей среды.
- Практически познакомить учащихся с различными способами размножения комнатных цветов.
- Учить детей ухаживать за цветами, ценить и создавать красоту вокруг себя.
Оборудование: коллекция комнатных растений, газета «Мир цветов», коллекция открыток, выставка книг, плакаты с различными цветочными интерьерами, горшки, земля, керамзит, цветы для пересадки создания композиций.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово учителя:
Человек всегда ощущает потребность в
общении с природой: одни испытывают необычайную
тягу к земле и с увлечением что-то сажают и
пропалывают, другие предпочитают любоваться
красивыми цветами и декоративными растениями.
Видимо, поэтому в выходные дни, поодиночке и
целыми семьями мы устремляемся в луга, леса и
парки, на дачу – одним словом на природу.
Благодаря ей улучшается наше настроение и
повышается жизненный тонус, укрепляется
здоровье и облагораживаются помыслы. Мы
совершаем такие поездки весной, летом, осенью, а
зимой…
Чтобы по чаще радовать себя, человек научился
выращивать любимые цветы и
декоративно-лиственные растения в комнатных
условиях. Это кропотливая работа. Но она даёт
возможность в суровые зимние вечера любоваться
прекрасным творением природы, её неповторимой
красотой.
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький
цветок» – говорил великих сказочник Ганс
Христиан Андерсен. И действительно, цветы
сопровождают нас всю жизнь: встречают при
рождении, утешают в старости, радуют каждый день
– цветы необходимы, без их красоты беднее
становится жизнь.
И сегодня, наше занятие мы решили посвятить нашим
замечательным соседям – комнатным растениям.
Это целый мир сказочных, неповторимых,
прекраснейших созданий природы. И мы
отправляемся в путешествие по этому миру.
Представьте, что мы перенеслись с вами на машине
времени на много лет назад. Первая остановка
нашего путешествия «Историческая».
Выступления учащихся об истории создания цветоводства.
Ученица: Первое упоминание о
комнатных растениях историки обнаружили в
трудах древнегреческого философа Теофраста,
который в своём труде, написанном более 2000 лет
назад, упомянул около 500 растений, дав им народные
названия.
Многовековую историю насчитывает цветоводство.
Зимой 1240 года в Кёльн прибыл голландский
король Вильгельм, которому был устроен пышный
приём в помещении, украшенном деревцами и
кустарниками в полном цвету, будто летом. Это был
самый первый в Европе зимний сад, созданный
искусством выдающегося садовода Альберта
Магнуса. Непривычность зрелища способствовала
тому, что Магнуса обвинили в колдовстве.
Ученица: Первый эксперимент по созданию зимних
садов оказался удачным, и вскоре европейские
монархи, стремясь, перещеголять друг друга,
заставляли садовников строить оранжереи и
выращивать в них диковинные растения. Первые
растения оранжерей были цитрусовые, так как
имели также практический интерес императорских
кухонь.
Первыми берегов Европы достигли, самые
выносливые виды из тропических растений – это
неприхотливые луковичные и клубневые растения, а
самый замечательный из них – картофель.
Дамы украшали свои причёски цветками картофеля,
а мужчины камзолы. Картофель сажали не только в
королевских парках, но и выращивали как
комнатное растение.
Первые горшки с тропическими растениями на окнах
горожан были заняты полезными видами – это
лимон, столетник, со временем эти растения отошли
на второй план, и людям захотелось украсить свои
жилища пёстрой и разнообразной листвой,
красивыми и ароматными цветками.
Учитель: Прошло много лет, с тех
пор как цветы и растения поселились в домах
людей. Сейчас нам трудно представить нашу жизнь
без комнатных растений. Комнатные растения в
квартирах и в нашей школе – зелёная лаборатория,
– в которой мы с вами ближе знакомимся с живой
природой, приобретаем много полезных знаний и
навыков. Мы с вами прибываем на следующую
остановку – «Познавательная».
Итак, большинство комнатных растений являются
выходцами из субтропических, тропических
районов или пустынь, поэтому при посадке и
разведении необходимо учитывать их
биологические особенности, сформированные под
воздействием природно-климатических условий.
– Ребята, а какие растения произрастают в
тропическом лесу? (Лианы, орхидеи, лесные
кактусы).
– Посмотрите на две группы комнатных
растений. Как вы думаете, какие из них, жители
субтропических областей (юкка, аспидистр),
а какие пустынь? (Кактусы, суккуленты)
При выборе комнатного растения большое значение
имеет как его размер, так и облик, и экология.
Небольшое, низкое растение выглядит неуместно на
фоне большой голой стены, а высокое древовидное,
едва поместится на узком подоконнике. Поэтому
любители-садоводы делят все комнатные растения
на группы.
1. Злаковые растения. (хлорофитум)
2. Кустистые (колеус)
3. Растения с прямостоячими стеблями (фикусы),
столбовидные растения, деревья (шефлера),
(Евгения, диффенбахия.)
4. Лианы и ампельные растения (хойя, турбенгия,
роициссус.)
5. Розеточные (сенполия, примула, глаксиния.)
6. Шаровидные растения: кактусы.
Значение комнатных растений довольно
велико. Они радуют нас не только своей красотой,
но и очищают воздух от пыли и грязи, обогащают
кислородом, повышают его влажность.
Пеларгонии, цитрусовые, лавр благородный и
некоторые другие экзотические растения насыщают
воздух приятными ароматическими веществами, с
одной стороны, благотворно влияют на
жизнедеятельность человека. Но в наш век, век,
когда многие люди особенно остро реагируют на
аллергические запахи, необходимо соблюдать
осторожность при выборе комнатных растений.
Давайте с вами решим такую экологическую задачу.
Представьте себе такую ситуацию:
Одна женщина, узнав, что растения очищают воздух,
решила в своей спальне поместить несколько
крупных тропических растений. Утром она
проснулась с острой головной болью. Как вы
думаете, почему? (Потому что растения выделяют
пахучие вещества, и от этого стала болеть голова.)
Конечно, цветы стали неотъемлимой частью нашей
жизни. И поэтому мы отправляемся на следующую
станцию нашего путешествия – «Растения в
интерьере».
Существует несколько правил расположения
комнатных растений.
Они должны соответствовать окружающей
обстановке – крупные растения следует помещать
в просторные комнаты, маленькие горшки на
маленьких подоконниках. Можно также создавать
различные композиции, которые смогли бы украсить
любой уголок в доме, классе, в офисе.
Существует четыре основных типа расположения комнатных растений в интерьере:
1. Одиночное растение – отдельно стоящее
растение может быть вечно зелёным или цветущим.
Его можно поставить прямо в горшке или скрыть
горшок в красивом кашпо.
2. Композиция из горшечных растений – это может
быть коллекция растений в горшках, контейнерах,
при такой расстановке видно, что растения сидят в
отдельных горшках.
3. Комнатный садик – это контейнер, заполненный
сразу несколькими растениями. Растения высажены
прямо в контейнер.
4. Террариум – это сосуд из стекла или
прозрачного пластика, внутри которого посажены
растения. Отверстие такого сосуда заужено или
закрыто прозрачным материалом.
Ребятам нашего клуба «Родничок» было
дано задание по посадке растений в различных
композициях.
Комнатный садик у нас представлен двумя
композициями: «Сад в плошке» и «Сад в миске». О
своём «саде в плошке расскажет Митрофанова
Настя, а о «саде в миске» – Яныкина Лена.
Композицию «Террариум» представляет Кузьмина
Настя. Она разместила его в небольшом аквариуме. (Учащиеся
делают небольшие сообщения)
Итак, мы с вами познакомились с основными видами
размещения растений в интерьере. А сейчас мы
займёмся практической часть нашего занятия. И
хотя для пересадки не самый подходящий сезон
(весна – самый оптимальный вариант для
пересадки), мы прибыли с вами на заключительную
станцию нашего путешествия «Практическую».
Но прежде чем приступить к работе, я бы хотела познакомить вас с основными видами ёмкостей, в которые высаживают комнатные растения. Выделяют три типа ёмкостей:
1. Горшки – ёмкость с одним или
несколькими отверстиями в дне.
2. Кашпо – ёмкость со сплошным водонепроницаемым
дном.
3. Контейнер – водонепроницаемая ёмкость со
сплошным дном.
На плакате изображена последовательность посадки растений:
1. На дно укладывают слой мелких камней,
гальки, керамзита (1/4 часть горшка) – это
обеспечивает свободный сток излишней воды при
поливе.
2. Растение помещают в центре горшка и со всех
сторон заполняют земляной смесью, слегка
уплотняя её.
Внимание! Корневая шейка растения должна
находиться в центре и быть на уровне почвы.
3. Пересаженное растение обильно поливают и на 2-2,5
недели помещают в тёплое и затенённое место,
чтобы оно лучше адаптировалось и принялось.
А сейчас, я прошу вас пройти к столикам и провести посадку комнатных растений. Но прежде чем вы приступите к работе, вспомните, что цветы такие же живые существа как мы с вами, к ним необходимо относится бережно, чутко. И вообще, любое дело необходимо выполнять с любовью. А уж такое, как посадка цветов тем более требует не только усидчивости, но и большой любви. И тогда у вас всё получится. Необходимо быть осторожными, чтобы не повредить ни себя, ни товарищей. А чтобы у нас получилось лучше, мы будем выполнять работу под музыку. (Звучит музыка «Вальс цветов» Чайковского.)
Посмотрите, какая красота у нас
получилась. Теперь в классах у нас будет больше
растений, а значит приятно и радостно осознавать,
что мы потрудились с вами не зря.
А закончить занятие нашего клуба я хочу таким
стихотворением:
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в полисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.Ты должен Анд цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.Цветы – земной красы начало.
Цветы выращивай, любя,
Чтоб ещё краше стала
Земля родимая твоя!
На этом заседание нашего клуба закрыто. Я думаю, что оно поможет вам в дальнейшей жизни.