Открытое заседание клуба "Родничок" на тему "Путешествие в мир комнатных растений"

Разделы: Биология


Цели:

  • Познакомить учащихся с многообразием комнатных растений.
  • Углубить знания учащихся о приспособленности растений к определённым условиям окружающей среды.
  • Практически познакомить учащихся с различными способами размножения комнатных цветов.
  • Учить детей ухаживать за цветами, ценить и создавать красоту вокруг себя.

Оборудование: коллекция комнатных растений, газета «Мир цветов», коллекция открыток, выставка книг, плакаты с различными цветочными интерьерами, горшки, земля, керамзит, цветы для пересадки создания композиций.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово учителя:

Человек всегда ощущает потребность в общении с природой: одни испытывают необычайную тягу к земле и с увлечением что-то сажают и пропалывают, другие предпочитают любоваться красивыми цветами и декоративными растениями. Видимо, поэтому в выходные дни, поодиночке и целыми семьями мы устремляемся в луга, леса и парки, на дачу – одним словом на природу. Благодаря ей улучшается наше настроение и повышается жизненный тонус, укрепляется здоровье и облагораживаются помыслы. Мы совершаем такие поездки весной, летом, осенью, а зимой…
Чтобы по чаще радовать себя, человек научился выращивать любимые цветы и декоративно-лиственные растения в комнатных условиях. Это кропотливая работа. Но она даёт возможность в суровые зимние вечера любоваться прекрасным творением природы, её неповторимой красотой.
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок» – говорил великих сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют каждый день – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.
И сегодня, наше занятие мы решили посвятить нашим замечательным соседям – комнатным растениям. Это целый мир сказочных, неповторимых, прекраснейших созданий природы. И мы отправляемся в путешествие по этому миру.
Представьте, что мы перенеслись с вами на машине времени на много лет назад. Первая остановка нашего путешествия «Историческая».

Выступления учащихся об истории создания цветоводства.

Ученица: Первое упоминание о комнатных растениях историки обнаружили в трудах древнегреческого философа Теофраста, который в своём труде, написанном более 2000 лет назад, упомянул около 500 растений, дав им народные названия.
Многовековую историю насчитывает цветоводство.
Зимой 1240 года  в Кёльн прибыл голландский король Вильгельм, которому был устроен пышный приём в помещении, украшенном деревцами и кустарниками в полном цвету, будто летом. Это был самый первый в Европе зимний сад, созданный искусством выдающегося  садовода Альберта Магнуса. Непривычность зрелища способствовала тому, что Магнуса обвинили в колдовстве.
Ученица: Первый эксперимент по созданию зимних садов оказался удачным, и вскоре европейские монархи, стремясь, перещеголять друг друга, заставляли садовников строить оранжереи  и выращивать в них диковинные растения. Первые растения оранжерей были цитрусовые, так как имели также практический интерес императорских кухонь.
Первыми берегов Европы достигли, самые выносливые виды из тропических растений – это неприхотливые луковичные и клубневые растения, а самый замечательный из них – картофель.
Дамы украшали свои причёски цветками картофеля, а мужчины камзолы. Картофель сажали не только в королевских парках, но и выращивали как комнатное растение.
Первые горшки с тропическими растениями на окнах горожан были заняты полезными видами – это лимон, столетник, со временем эти растения отошли на второй план, и людям захотелось украсить свои жилища пёстрой и разнообразной листвой, красивыми и ароматными цветками.

Учитель: Прошло много лет, с тех пор как цветы и растения поселились в домах людей. Сейчас нам трудно представить нашу жизнь без комнатных растений. Комнатные растения в квартирах и в нашей школе – зелёная лаборатория, – в которой мы с вами ближе знакомимся с живой природой, приобретаем много полезных знаний и навыков. Мы с вами прибываем на следующую остановку – «Познавательная».
Итак, большинство комнатных растений являются выходцами из субтропических, тропических районов или пустынь, поэтому при посадке и разведении необходимо учитывать их биологические особенности, сформированные под воздействием природно-климатических условий.
– Ребята, а какие растения произрастают в тропическом лесу? (Лианы, орхидеи, лесные кактусы).
– Посмотрите на две группы комнатных  растений. Как вы думаете, какие из них,  жители субтропических областей (юкка,  аспидистр), а какие пустынь? (Кактусы, суккуленты)
При выборе комнатного растения большое значение имеет как его размер, так и облик, и экология. Небольшое, низкое растение выглядит неуместно на фоне большой голой стены, а высокое древовидное, едва поместится на узком подоконнике. Поэтому любители-садоводы делят все комнатные растения на  группы.

1. Злаковые растения. (хлорофитум)
2. Кустистые (колеус)
3. Растения с прямостоячими стеблями (фикусы), столбовидные растения, деревья (шефлера), (Евгения, диффенбахия.)
4. Лианы и ампельные растения (хойя, турбенгия, роициссус.)
5. Розеточные (сенполия, примула, глаксиния.)
6. Шаровидные растения: кактусы.

Значение комнатных растений довольно велико. Они радуют нас не только своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи, обогащают кислородом, повышают его влажность.
Пеларгонии, цитрусовые, лавр благородный и некоторые другие экзотические растения насыщают воздух приятными ароматическими веществами, с одной стороны, благотворно влияют на жизнедеятельность человека. Но в наш век, век, когда многие люди особенно остро реагируют на аллергические запахи, необходимо соблюдать осторожность при выборе комнатных растений.
Давайте с вами решим такую экологическую задачу.
Представьте себе такую ситуацию:
Одна женщина, узнав, что растения очищают воздух, решила в своей спальне поместить несколько крупных тропических растений. Утром она проснулась с острой головной болью. Как вы думаете, почему? (Потому что растения выделяют пахучие вещества, и от этого стала болеть голова.)
Конечно, цветы стали неотъемлимой частью нашей жизни. И поэтому мы отправляемся на следующую станцию нашего путешествия – «Растения в интерьере».
Существует несколько правил расположения комнатных растений.
Они должны соответствовать окружающей обстановке – крупные растения следует помещать в просторные комнаты, маленькие горшки на маленьких подоконниках. Можно также создавать различные композиции, которые смогли бы украсить любой уголок в доме, классе, в офисе.

Существует четыре основных типа расположения комнатных растений в интерьере:

1. Одиночное растение – отдельно стоящее растение может быть вечно зелёным или цветущим. Его можно поставить прямо в горшке или скрыть горшок в красивом кашпо.
2. Композиция из горшечных растений – это может быть коллекция растений в горшках, контейнерах, при такой расстановке видно, что растения сидят в отдельных горшках.
3. Комнатный садик – это контейнер, заполненный сразу несколькими растениями. Растения высажены прямо в контейнер.
4.  Террариум – это сосуд из стекла или прозрачного пластика, внутри которого посажены растения. Отверстие такого сосуда заужено или закрыто прозрачным материалом.

Ребятам нашего клуба «Родничок» было дано задание по посадке растений в различных композициях.
Комнатный садик у нас представлен двумя композициями: «Сад в плошке» и «Сад в миске». О своём «саде в плошке расскажет Митрофанова Настя, а о «саде в миске» – Яныкина Лена.  Композицию «Террариум» представляет Кузьмина Настя. Она разместила его в небольшом аквариуме. (Учащиеся делают небольшие сообщения)
Итак, мы с вами познакомились с основными видами размещения растений в интерьере. А сейчас мы займёмся практической часть нашего занятия. И хотя для пересадки не самый подходящий сезон (весна – самый оптимальный вариант для пересадки), мы прибыли с вами на заключительную станцию нашего путешествия «Практическую».

Но прежде чем приступить к работе, я бы хотела познакомить вас с основными видами ёмкостей, в которые высаживают комнатные растения. Выделяют три типа ёмкостей:

1. Горшки – ёмкость с одним или несколькими отверстиями в дне.
2. Кашпо – ёмкость со сплошным водонепроницаемым дном.
3. Контейнер – водонепроницаемая ёмкость со сплошным дном.

На плакате изображена последовательность посадки растений:

1. На дно укладывают слой мелких камней, гальки, керамзита (1/4 часть горшка) – это обеспечивает свободный сток излишней воды при поливе.
2. Растение помещают в центре горшка и со всех сторон заполняют земляной смесью, слегка уплотняя её.
Внимание! Корневая шейка растения должна находиться в центре и быть на уровне почвы.
3. Пересаженное растение обильно поливают и на 2-2,5 недели помещают в тёплое и затенённое место, чтобы оно лучше адаптировалось и принялось.

А сейчас, я прошу вас пройти к столикам и провести посадку комнатных растений. Но прежде чем вы приступите к работе, вспомните, что цветы такие же живые существа как мы с вами, к ним необходимо относится бережно, чутко. И вообще, любое дело необходимо выполнять с любовью. А уж такое, как посадка цветов тем более требует не только усидчивости, но и большой любви. И тогда у вас всё получится. Необходимо быть осторожными, чтобы не повредить ни себя, ни товарищей. А чтобы у нас получилось лучше, мы будем выполнять работу под музыку. (Звучит  музыка «Вальс цветов» Чайковского.)

Посмотрите, какая красота у нас получилась. Теперь в классах у нас будет больше растений, а значит приятно и радостно осознавать, что мы потрудились с вами не зря.
А закончить занятие нашего клуба я хочу таким стихотворением:

Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в полисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Ты должен Анд цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.

Цветы – земной красы начало.
Цветы выращивай, любя,
Чтоб ещё краше стала
Земля родимая твоя!

На этом заседание нашего клуба закрыто. Я думаю, что оно поможет вам в дальнейшей жизни.