Внеклассное мероприятие по математике

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
В 7-м классе начинается изучение геометрии.
Как сделать изучение геометрии доступным всем школьникам?
Как показать ее тесную связь с окружающим миром?
Как способствовать развитию геометрических представлений у младших школьников? Эти вопросы стоят перед любым учителем.

Проведение данной игры направлено на достижение следующих целей:

  • обобщение и систематизация знаний геометрического материала, изученного в 5-6 кл;
  • развитие образного и логического мышления, геометрического воображения, наблюдения;
  • формирование навыков экспериментальной деятельности, конструирования;
  • развитие интереса к геометрии.

Для проведения игры нужно подготовить одну классную комнату.
В кабинете должен быть мультимедийный проектор, экран; красочно оформленный бочонок, стаканы, карандаши, ручки, нитки, линейка, калькулятор. Команды предварительно получают домашнее задание: изготовить модели четырехугольной и треугольной призмы, пирамиды, куба (количество определяется по усмотрению учителя).
В конкурсе участвуют две команды по 5 человек. Победит та команда, которая  наберет больше очков. В жюри ученики 10-х классов, учителя математики.
Проводит конкурс учитель, работающий в данном классе и ученики 10-х классов, которые читают стихотворения и помогают в работе с оборудованием .

Конкурс состоит из 7 туров и игры со зрителями.

1 тур. Заморочки из бочки.
2 тур. Конкурс проектировщиков.
3 тур. Конкурс знатоков.
4 тур. Экспериментальный конкурс.
5 тур. Конкурс капитанов.
6 тур. Конкурс чертежников.
7 тур. Конкурс архитекторов.

Подведение итогов, объявление победителей.

Конкурс – «Ох, уж эта геометрия!»

Учитель:  Ребята, в следующем году вы начнете изучать новый предмет – «Геометрия».

Ведущий 1: Геометрия – это наука об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных геометрических фигур. В переводе с греческого слово « геометрия» означает – «землемерие». Гео – земля, метрио – измеряю.

Ведущий  2:

Итак, турнир я начинаю
Всем успехов пожелаю,
Думать, мыслить, не зевать
Быстро все в уме считать.

Учитель: Первый тур. «Заморочки из бочки»

На сцене стоит бочонок.
Члены команды поочередно достают из бочки  карточку с вопросом и отвечают. На ответ дается не более оной минуты. Выигрывает та команда, у которой больше правильных ответов. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Задачи решаются с привлечением минимальных сведений из математики, но требуют сообразительности и умения логически мыслить.

Вопросы:

1. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром. (Радиус)
2. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
3. Угол, меньший прямого. (Острый)
4. Сумма длин сторон многоугольника. (Периметр)
5. Инструмент для измерения углов. (Транспортир)
6. Градусная мера прямого угла. (90 градусов)
7. Радиус окружности 6 см. Чему равен диаметр? (12 см)
8. Часть прямой, ограниченная с одной стороны. (Луч)
9. Инструмент для построения окружности. (Циркуль)
10. Градусная мера развернутого угла. (180 градусов)

Ведущий 1:

Пусть всякий знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать.

Учитель: Второй тур  «Конкурс проектировщиков»

Каждой команде выдается карточка с заданием. Зрителям его показывают на экране.

Измерить размеры комнаты на плане и вычислить ее площадь в действительности. Ответы заранее подготовлены. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.

Учитель: Третий тур – «Конкурс знатоков»

Команды должны написать все известные формулы, связанные с геометрическими фигурами.
Задание рассчитано на 5 минут.
После сдачи ответов зрителям показывают слайд  3.
Выигрывает та команда, которая напишет больше формул.
Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Учитель: Четвертый тур – «Конкурс экспериментальный»

Команды получают одинаковые задания. После выполнения задания команды озвучивают свой результат. Затем  зрителям показывают слайд 5.

Задание рассчитано на 10 минут.

Задание. С помощью тонкой нити измерьте длину окружности (на стакане), измерьте длину диаметра. Найдите отношение длины окружности к длине диаметра (с помощью калькулятора) и сравните полученный результат с числом «пи». Выигрывает та команда, чей результат точнее.

Правильный ответ оценивается в 5 баллов.
Пока команды проводят эксперимент, проводится конкурс капитанов.

Учитель: Пятый тур – «Конкурс капитанов»

Ведущий 2:

Пятый тур мы начинаем,
Капитанов приглашаем,
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи.

Учитель:

1. На доске одновременно левой рукой построить треугольник,  правой – прямоугольник.
2. Посчитать количество треугольников на чертеже.

Капитаны  получают карточки с одинаковыми заданиями. После выполнения задания капитаны озвучивают свой результат. Затем  зрителям показывают слайд  5.
Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Ответ:13.

Учитель: Шестой тур – «Конкурс чертежников»

Каждой команде выдается карточка с заданием. Зрителям его показывают на экране.
Задание рассчитано на 5 минут. Выигрывает та команда, у которой больше правильных ответов. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Ответ: а)В; б)А; в)Д.

Ведущий 1:

Вы, ребята все устали
Много думали, считали
Отдохнуть уже пора,
Так четвертый тур – игра!

Учитель: Считаем до 30, вместо чисел, кратных трем, произносим: «Ай, да я!»

Учитель:  «Игра со зрителями»

Зрителям задания показывают на экране.

Учитель читает задание указанное на рисунке 7. Ответ: шар, пирамида, цилиндр, конус.

Учитель: На рисунке 8 показаны две башни Московского Кремля – Арсенальная и Тайницкая. Рассмотрите форму отдельных их частей: использованы ли архитекторами известные вам фигуры – призма, цилиндр, пирамида, конус?

Учитель: Седьмой тур – «Конкурс архитекторов»

Команды из заготовленных предварительно моделей  (куб, прямоугольный параллелепипед, пирамида, призма), количество заранее оговаривается, собирают сооружение и представляют его.
Задание рассчитано на 5 минут. Выигрывает команда, представление которой оригинальнее. Задание  оценивается в 5 баллов.

Ведущий 2:

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился!

Подведение итогов. Награждение

Подсчитываются баллы, заработанные командами во время прохождения этапов игры, подводятся итоги, называются места команд, которые они заняли по результатам проведения конкурса.  Награждаются победители и наиболее активные члены команд.

 

1 тур

2 тур

3 тур

4 тур

5 тур

6 тур

7 тур

Итог

1 команда

 

 

 

 

 

 

 

 

2 команда

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов. Математика: Учеб. для 6кл. общеобразовательных учреждений.,М.: Мнемозина, 2008.
2. Л.В. Гончарова. Предметные недели в школе. Математика. Волгоград. Издательство «Учитель», 2002.
3. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. Геометрия 7-9:учеб. для общеобразоват. учреждений.М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.