Лекция-концерт "Клавирная музыка И.-С. Баха". Сценарий

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цели:

  • Познакомить школьников и их родителей с творчеством И-С.Баха, с эпохой, в которую он творил, с жанровым разнообразием его музыки.
  • Освоить с юными пианистами основы полифонического стиля Баха и особенностей клавирной музыки эпохи барокко.
  • Способствовать формированию исполнительской и слушательской культуры учащихся ДМШ.
  • Объединить учащихся разного возраста, создать условия для личностного развития, раскрыть их творческий потенциал.

Предварительная работа:

– Разучивание на уроках специальности произведений Баха.
– Прослушивание в записи сочинений композитора.
– Чтение и обсуждение музыковедческой и художественной литературы о Бахе.

Оборудование:

Афиша.
– На сцене 2 фортепиано.
– Портрет композитора.
– Репродукции картин Рембрандта и Эль Греко.
– Подсвечники
– Пульт с драпировкой.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит Ave Maria И-С Бах – Ш. Гуно

– Здравствуйте, дорогие друзья!

Музыка, открывшая нашу встречу, возвестила тему сегодняшнего вечера, вернее имя, которым будет освящено все сказанное и исполненное сегодня. Это имя Иоганна Себастьяна Баха, и хотя в только что прозвучавшем произведении Баху принадлежит лишь партия аккомпанемента, и он, конечно, не подозревал, что в середине 19 века вокальную мелодию сочинит знаменитый позже французский композитор Шарль Гуно, все же атмосфера, созданная этой музыкой, безусловно, баховская, атмосфера возвышенности, величия и духовности.
Как всякая гениально одаренная личность Бах велик и загадочен. Так же велика и загадочна эпоха, в которой довелось жить и творить этому человеку. Искусствоведы называют ее эпохой барокко, что само по себе означает в одном из переводов «причудливый», «странный». 17 век принес множество открытий – изобретены микроскоп и телескоп. Человек, заглянув в них, поражен, оказывается он лишь частичка бесконечной, пугающей своей непознанностью Вселенной. Он, мнивший себя царем природы, лишь пылинка в величественном мире космоса.
Это смятенное состояние души отразилось и в художественном пространстве барокко, заставив размышлять о жизни и смерти, о возвышенном и ничтожном, о божественном и человеческом, сделав каждого художника еще и философом. Помните у Ломоносова: « Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна» – это отголоски барокко в русской поэзии.
Драматическая напряженность барочного мироощущения, интенсивность духовной жизни чувствуется на расстоянии, притягивает через века. Драматургия Шекспира, живопись Рубенса, Рембрандта, Эль Греко, труды Декарта и Паскаля, музыка Скарлатти, Фрескобальди, Телемана, Вивальди, Генделя и Баха – это то, что подарила нам эпоха барокко.
Бах, размышляющий о Боге, о страданиях Иисуса, таким предстает он в своих грандиозных творениях – Высокой мессе, Страстях по Матфею. Величие и совершенство Баха, казалось бы, отдаляет его от нас, заставляет относиться к нему как к чему-то недосягаемо – высокому, как к ценной вещи в музее, на которой написано «руками не трогать». Мучаясь вечными проблемами бытия, он мог и оставался вполне земным человеком с понятными и близкими нам заботами повседневности. Он – отец многочисленного семейства, добропорядочный бюргер, скрупулезно подсчитывающий расход и денежный доход, сам воспитывающий и обучающий своих талантливых детей, внимательный муж.
Музыкальный талант Бахов передавался из поколения в поколение и стал поистине легендой. В 1735 году Иоганн Себастьян составил генеалогическое древо своего рода по отцовской линии, вписав имена 53 родственников, которые, за редким исключением, целиком посвятили себя музыке. Этот список он назвал «Происхождение музыкального рода Бахов». В самом деле, известность фамилии была столь велика, что в г. Эрфурте в 17 веке вообще всех городских музыкантов называли «Бахами», фамилия стала нарицательной.
Таким образом, по традиции Иоганн Себастьян передавал свое ремесло наследникам и делал это, сочиняя небольшие пьесы и целые сборники для клавесина, клавикорда, органа. Разучивая эти несложные пьесы, дети Баха учились не только играть на инструменте, но и сочинять, ибо быть музыкантом в те времена означало быть одновременно и исполнителем и композитором.
В процессе домашнего музицирования учувствовала жена Иоганна Себастьяна – Анна Магдалена, которая и сама была очень музыкальна. Женой Баха Анна стала на 21 году жизни, будучи на 15 лет моложе супруга. Бах заботливо относился к жене, внимательно следил за развитием ее музыкальных способностей. В их семье существовали своеобразные музыкальные альбомы, известные под названием «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», в которые записывались клавирные и вокальные пьесы разного характера, сочиненные как самим Бахом, так и другими композиторами, а так же сыновьями Иоганна Себастьяна.
При беглом просмотре этих тетрадей бросается в глаза большое количество пьес под названием менуэт. Дело в том, что менуэт – это один из самых популярных танцев в 17-18 веках. Его называли «королем танцев, и танцем королей»

Звучит Менуэт соль-минор из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».

Менуэту обучали с детства. Это был сложный в исполнении танец, он изобиловал поклонами реверансами, изящными позами. В переводе с французского менуэт означает «маленькие шажки».

Звучит Менуэт Соль-мажор из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»

Менуэт – это парный танец. Труднее всего приходилось кавалеру. Ему нужно было вести даму, уметь изящно обращаться со шляпой, быть элегантным и безукоризненным.

Звучит менуэт ре-минор из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»

Мы продолжаем знакомство с «Нотными тетрадями Анны-Магдалены Бах». Кроме менуэтов в сборниках встречаются и другие танцевальные пьесы. Среди них полонез.
В переводе с французского языка полонез означает «польский». Это танец-шествие, которым обычно открывали балы и званные вечера. Полонез отличает пышность и торжественность. Пьеса, которую мы услышим, более камерная и скромная, но основные черты танца-шествия в ней сохранились.

Звучит Полонез из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»

Следующая пьеса называется «Волынка». Волынка – народный духовой инструмент, известный еще с древних времен у многих народов. Состоит она из кожаного мешка, в который нагнетается воздух из соединенных с ним нескольких трубок. Одна их трубок имеет отверстия подобно свирели. На ней можно исполнять несложные мелодии. Остальные трубки издают непрерывно тянущийся звук (отсюда выражение «тянуть волынку»). Тембр у волынки пронзительный, резкий. Все эти особенности с юмором и легкостью запечатлены в пьесе Баха с одноименным названием.

Звучит «Волынка» из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах»

Одним из распространенных жанров вокальной музыки во времена Баха была ария. Постепенно ария перешла и в инструментальную музыку. В «Нотной тетради А-М Бах» есть несколько арий. Самая популярная из них написана в тональности соль-минор. Быть может, ее исполняла сама Анна, а заботливый супруг аккомпанировал ей?

Звучит Ария соль-минор из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах»

Продолжаем наше путешествие в мир клавирной музыки И-С Баха. Сборник пьес, с которым мы познакомимся, был составлен в 1848 году, спустя столетие после смерти Баха. В него вошли произведения одного жанра. Это маленькие прелюдии и фуги. Слово прелюдия означает «вступление». Как правило, это сочинение свободного, импровизационного характера.

Звучит Маленькая прелюдия До-мажор

Маленькая прелюдия до-минор в оригинале была написана Бахом для лютни (струнного щипкового инструмента, предшественника классической гитары). Позднее Иоганн Себастьян переложил эту пьесу для клавесина, чей тембр ближе всего к тембру щипковых инструментов.

Звучит Маленькая прелюдия до-минор.

Пожалуй, самым популярным сборником в школьном фортепианном репертуаре можно назвать «Инвенции». На титульном листе автографа указано, что эти пьесы предназначены для того, чтобы «научить любителей клавирной музыки чисто и правильно играть двух и трехголосие, помочь выработать певучую манеру исполнения, привить первые навыки композиции». Несмотря на скромность авторского определения, значение инвенций трудно переоценить. Они учат музыкальному мышлению. Само слово инвенция означает «изобретение». Мир инвенций необычайно многообразен. Здесь и задумчивая лирика, и волевая устремленность. Сейчас вы услышите двухголосную инвенцию Ля-мажор. Первоначальный мотив, передаваемый затем из голоса в голос, сдержан, несколько печален, но в тоже время в его восходящем движении слышна волевая активность.

Звучит Двухголосная инвенция ля-минор.

Инвенция – первая ступенька, оттолкнувшись от которой музыканта ожидают следующие более высокие ступени мастерства, где они встречаются с жанрами сюиты., прелюдии и фуги, концертом.
Сюита – жанр, который разрабатывали многие современники Баха – Куперен, Рамо, Гендель, но, пожалуй, лишь у Иоганна Себастьяна Баха сюита приобретает стройность и законченность. Основу ее составляют 4 танца – аллеманда, куранта, сарабанда и жига, следующие друг за другом по принципу темпового контраста. Нам известны три сборника сюит Баха: Французские сюиты, Английские сюиты и Итальянские (они же партиты).

Звучит Куранта из Партиты ми-минор.

Основой другого баховского сборника стали 24 прелюдии и фуги. Назвал его автор «Хорошо темперированный клавир». Число 24 не случайно, это количество тональностей на клавире (сегодня на фортепиано). Во времена Баха настройка инструмента не была совершенной, только утверждалась современная темперация. Современники Баха избегали писать в тональностях с большим количеством знаков. Бах же решил утвердить равенство и выразительные возможности всех тональностей. «Энциклопедией баховских образов» называют сегодня ХТК. Это замечательный пример того, как из конструктивной задачи родилось одно из самых вдохновенных сочинений. Сегодня мы услышим Прелюдию и фугу до-минор из второго тома «Хорошо темперированного клавира». Что такое прелюдия вы уже знаете. Это импровизация, как будто не скованная ни какими законами, своего рода туманность, из которой должен родиться стройный и гармоничный звуковой мир. И он рождается в фуге. Первоначальный музыкальный образ – тема фуги, повторяясь, переходя из одного голоса к другому , постепенно завоевывает все звуковое пространство, развиваясь по строгим законам музыкальной логики. Контрастное единство прелюдии и фуги как бы неразрывность вдохновения и разума в искусстве.

Звучит Прелюдия и фуга до-минор из 2 тома ХТК.

Кроме того, что Бах был гениальным композитором, органистом, педагогом, он занимался и просветительской деятельностью. Его глубоко волновало творчество композиторов прошлых лет и современников. Изучая их произведения для различных инструментов – скрипки, гобоя, флейты, Бах делал переложения, транскрипции этих опусов для клавира. Так появились на свет 16 концертов для клавира соло. В основу этого сборника легли транскрипции инструментальных концертов лучших композиторов 17, начала 18 века. Мы предлагаем вашему вниманию знаменитый концерт ре-минор для гобоя с оркестром А.Марчелло в переложении для клавира И-С Баха .

Звучит концерт ре минор Баха – Марчелло в 3 частях.

Дорогие друзья!
Наша встреча подошла к концу. В начале мы разделили две ипостаси баховской личности – Бах возвышенный и земной, но теперь пришла пора сказать, что точного водораздела нет и быть не может. Бах – философ открывается порой в миниатюрной инвенции или маленькой прелюдии. Возвышенное живет в земном, а земное в возвышенном, духовном. И то, что наши дети играют сегодня арии и инвенции, залог того, что завтра они окажутся в состоянии понять и осмыслить Баха грандиозного, автора Высокой мессы и «Страстей».

Звучит Прелюдия До-мажор из 1 тома ХТК, на ее фоне дети читают стихотворение О. Мандельштама

Здесь прихожане — дети праха
И доски вместо образов,
Где мелом — Себастьяна Баха
Лишь цифры значатся псалмов.

Разноголосица какая
В трактирах буйных и церквах,
А ты ликуешь, как Исайя,
О, рассудительнейший Бах!

Высокий спорщик, неужели,
Играя внукам свой хорал,
Опору духа в самом деле
Ты в доказательстве искал?

Что звук? Шестнадцатые доли,
Органа многосложный крик —
Лишь воркотня твоя, не боле,
О, несговорчивый старик!

И лютеранский проповедник
На черной кафедре своей
С твоими, гневный собеседник,
Мешает звук своих речей.

Литература:

  • Алексеев А. История фортепианного искусства. Ч 1.М.: Музыка; 1988.
  • Друскин И.С. Бах. М: Москва 1982.
  • Милка А., Шабалина Г. Занимательная бахиана. Выпуски 1,2 . С-Пб: Композитор, 2001.
  • Хан Е.В. Материалы лекций по зарубежной музыкальной литературе.