Цель: развитие интереса к математике, гибкости ума; выработка навыков нешаблонного мышления; создание ситуации выбора.
Оформление и оборудование
Весь класс украшен цветными воздушными шарами.
К полу прикрепляются пять стоек, на которые
привязываются шары одного цвета на каждую
стойку: красные, желтые, зелёные, синие и белые. На
каждом шарике скотчем прикрепляется листок, на
котором написано задание, на внешней стороне
листка ученики видят цену вопроса: 1, 2, 3, 4, 5. На
доске записаны темы цветов: красный – «Число»;
жёлтый – «Взвешивание»; зелёный – «Разные
задачи»; синий – «Разрезание»; белый –
нарисовать улыбающееся лицо – «Шуточные
вопросы», цена которых по 2 баллов (этих вопросов
может быть 10 и более). На доске прикрепить ещё
несколько шариков, внутри которых будут задания,
которые помогут снять усталость детей (например:
какая команда вспомнит больше песен, где
упоминаются математические термины; перед
каждой командой на расстоянии 2 метров
поставить горящую свечу – команде её задуть и
т.д.). Выбирая их, ребята могут прокалывать шары.
Жеребьёвкой определяется первая команда, потом
вопросы снимаются по очереди.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступление.
Ученик читает стихотворение
Кто-то когда-то придумал шары,
Как развлеченье для детворы.
Кто-то когда-то впервые надул,
Кто-то когда-то в них душу вдохнул.
Нет, без шаров не пройдёт карнавал
И не украсится праздничный зал.
Шарики всех нас манят с давних пор.
В каждом из них есть полёт и простор.
Учитель: Ребята! Мы не строим воздушных замков и смело вам заявляем, что с этими воздушными можно здорово поиграть, они вам поведают много интересного и занимательного. (Учитель объясняет правила игры)
«Число: применяя знаки действий, напиши:
число 1 тремя двойками (1 балл);
число 2 четырьмя двойками (2 балла);
число3 тремя двойками; (3 балла)
число 5 четырьмя двойками; (4 балла)
число 100 пятью единицами (5 баллов).
«Взвешивание»: реши задачи:
– Из трёх одинаковых по виду колец, одно легче
каждого из двух других. Как найти его одним
взвешиванием на весах? (1 балл);
– В мешках 24 кг гвоздей. Как, имея только чашечные
весы без гирь, отмерить 9 кг гвоздей? (2 балла);
– На одной чашке весов лежит кирпич, а на другой
– половинка такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы
находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (3
балла)
– На одной чашке весов лежат 2 дыни и гиря весом 2
кг, а на другой – 1 дыня и гиря в 3 кг. Сколько весит
1 дыня , если весы находятся в равновесии? (4 балла);
– Банка с вареньем имеет массу 500г, эта же банка с
бензином имеет массу 350г. Бензин легче варенья в 2
раза. Какова масса банки (5 баллов)
«Разные задачи»
– Найди наибольшее число, которое при делении
на 31 в частном даёт 30.(1 балл);
– Во сколько раз длина километра больше длины
миллиметра?(2 балла);
– Волк и лиса соревновались в беге. Кто какое
место занял, если известно, что волк был одним из
первых, а лиса была предпоследней. (3 балла);
– Найдите сумму:1 + 3 + 5 + … + 97 + 99. (4 балла);
– Поезд проходит мост длиной 540 метров за 45
секунд, а мимо светофора за 15 секунд. Найдите
длину поезда и его скорость(5 баллов).
«Разрезание»
– Разрезать фигуру на две равные части (1 балл):
– Разрезать фигуру на 3 равные части (2 балла):
– Разрезать фигуру на три равных части (3 балла):
– Разрезать фигуру на 4 равные части (4 балла):
– Разрезать фигуру на две такие равные, чтобы из них можно было сложить квадрат (5 баллов):
«Шуточные вопросы» (Стоимость каждого вопроса – 2 балла):
– Сосчитай, но только быстро. Сколько пальцев
на двух руках? Сколько пальцев на 10 руках?
– В корзине 4 яблока. Раздели их между четырьмя
ребятами, чтобы каждый получил по одному яблоку,
и одно осталось в корзине.
– Сколько концов у 4 палок? У пяти палок? У пяти с
половиной?
– Как разделить число 188 на две равные части,
чтобы в каждой из них получилось сто?
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Насчитать я так же смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то
Индюки и жеребята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было индюков?
Спросим также у ребят:
Сколько было жеребят?
– На берёзе 10 сучков, на каждом сучке по 10 веток,
на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего было
яблок?
– Хозяйка несла корзину яиц, а дно упало. Сколько
яиц осталось в корзине?
– У швеи имеется кусок ткани в 16 метров., от
которого она ежедневно отрезает по 2 метра. Через
сколько дней она отрежет последний кусок?
– Как из 2 спичек сделать десять не ломая их?
– Брат и сестра получили в наследство 90 тыс.
рублей. Если сестра отдаст брату из своей доли 10
тыс. рублей, то брат окажется вдвое богаче сестры.
Сколько денег в наследство досталось каждому?
(Учитель подсчитывает баллы каждой команды, вручаются призы.)