Внеклассное мероприятие по математике — игра "Умные шарики" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель: развитие интереса к математике,  гибкости ума; выработка навыков нешаблонного мышления; создание ситуации выбора.

Оформление и оборудование

Весь класс украшен цветными воздушными шарами. К полу прикрепляются пять стоек, на которые привязываются шары одного цвета на каждую стойку: красные, желтые, зелёные, синие и белые. На каждом шарике скотчем прикрепляется листок, на котором написано задание, на внешней стороне листка ученики видят цену  вопроса: 1, 2, 3, 4, 5. На доске записаны темы цветов: красный – «Число»; жёлтый – «Взвешивание»; зелёный – «Разные задачи»; синий – «Разрезание»; белый – нарисовать улыбающееся лицо – «Шуточные вопросы», цена которых по 2 баллов (этих вопросов может быть 10 и более). На доске прикрепить ещё несколько шариков, внутри которых будут задания, которые помогут снять усталость детей (например: какая команда вспомнит больше песен, где упоминаются математические термины; перед каждой командой на расстоянии 2 метров  поставить горящую свечу – команде её задуть и т.д.). Выбирая их, ребята могут прокалывать шары. Жеребьёвкой определяется первая команда, потом
вопросы снимаются  по очереди.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступление.

Ученик читает стихотворение

Кто-то когда-то придумал шары,
Как развлеченье для детворы.
Кто-то когда-то впервые надул,
Кто-то когда-то в них душу вдохнул.
Нет,  без шаров не пройдёт карнавал
И не украсится праздничный зал.
Шарики всех нас манят с давних пор.
В каждом из них есть полёт и простор.

Учитель: Ребята! Мы не строим воздушных замков и смело вам заявляем, что с этими воздушными можно здорово поиграть, они вам поведают много интересного и занимательного. (Учитель объясняет правила игры)

«Число:  применяя знаки действий, напиши:

число 1 тремя двойками (1 балл);
число 2 четырьмя двойками (2 балла);
число3 тремя двойками; (3 балла)
число 5 четырьмя двойками; (4 балла)
число 100 пятью единицами (5 баллов).

«Взвешивание»: реши задачи:

– Из трёх одинаковых по виду колец, одно легче каждого из двух других. Как найти его одним взвешиванием на весах? (1 балл);
– В мешках 24 кг гвоздей. Как, имея только чашечные весы без гирь, отмерить  9 кг гвоздей? (2 балла);
– На одной чашке весов лежит кирпич, а на другой – половинка такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (3 балла)
– На одной чашке весов лежат 2 дыни и гиря весом 2 кг, а на другой – 1 дыня и гиря в 3 кг. Сколько весит 1 дыня , если весы находятся в равновесии? (4 балла);
– Банка с вареньем имеет массу 500г, эта же банка с бензином имеет массу 350г. Бензин легче варенья в 2 раза. Какова масса банки (5 баллов)

«Разные задачи»

– Найди наибольшее число, которое при делении на 31 в частном даёт 30.(1 балл);
– Во сколько раз длина километра больше длины миллиметра?(2 балла);
– Волк и лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что волк был одним из первых, а лиса была предпоследней. (3 балла);
– Найдите сумму:1 + 3 + 5 + … + 97 + 99. (4 балла);
– Поезд проходит мост длиной 540 метров за 45 секунд, а мимо светофора за 15 секунд. Найдите длину поезда и его скорость(5 баллов).

«Разрезание»

– Разрезать фигуру на две равные части (1 балл):

– Разрезать фигуру на 3 равные части (2 балла):

 – Разрезать фигуру на три равных части (3 балла):

– Разрезать фигуру на 4 равные части (4 балла):

– Разрезать фигуру на две такие равные, чтобы из них можно было сложить квадрат (5 баллов):

«Шуточные вопросы» (Стоимость каждого вопроса – 2 балла):

– Сосчитай, но только быстро. Сколько пальцев на двух руках? Сколько пальцев на 10 руках?
– В корзине 4 яблока. Раздели их между четырьмя ребятами, чтобы каждый получил по одному яблоку, и одно осталось в корзине.
– Сколько концов у 4 палок? У пяти палок? У пяти с половиной?
– Как разделить число 188 на две равные части, чтобы в каждой из них получилось сто?

По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Насчитать я так же смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то
Индюки и жеребята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было индюков?
Спросим также у ребят:
Сколько было жеребят?

– На берёзе 10 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего было яблок?
– Хозяйка несла корзину яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине?
– У швеи имеется кусок ткани в 16 метров., от которого она ежедневно отрезает по 2 метра. Через сколько дней она отрежет последний кусок?
– Как из 2 спичек сделать десять не ломая их?
– Брат и сестра получили в наследство 90 тыс. рублей. Если сестра отдаст брату из своей доли 10 тыс. рублей, то брат окажется вдвое богаче сестры. Сколько денег в наследство досталось каждому?

(Учитель подсчитывает баллы каждой команды, вручаются призы.)