Дидактические игры на уроках информатики

Разделы: Информатика


Ни для кого не секрет, что игровые формы проведения уроков очень разнообразят процесс обучения, вызывают интерес учащихся и активизируют их мыслительную деятельность. Особенно уместно использование таких форм при обучении школьников младших классов. Очень помогают игровые моменты на уроках информатики удерживать интерес к предмету при безкомпьютеном варианте (например, когда на два учителя и соответственно две группы учеников имеется один компьютерный кабинет). Я предлагаю вашему вниманию один из игровых уроков информатики для 4 класса. Но так как тему «Устройство компьютера» в курсе информатики можно считать классической, то подобный урок можно провести и 5-6 классах.

Цели урока:

  • Обучающая: обобщение и систематизация знаний об устройствах, входящих в состав персонального компьютера, о видах информации и информационных процессах.
  • Развивающая: развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, строить аналогии.
  • Воспитательная: воспитание у учащихся навыков быстрого мышления и ответственности за коллективное решение, умения работать в группе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения урока: урок-игра.

Возраст учащихся: IV класс.

Оборудование:

  • ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска (или проекционный экран).
  • Интерактивная маршрутная карта (Приложение 1).
  • Карточки для жеребьевки (Приложение 2).
  • Таблички-идентификаторы команд (Приложение 3).
  • Карточки с заданиями.
  • Сертификаты для награждения (Приложение 4).

План урока:

  • Организационный момент – 2 мин.
  • Подготовительный этап: жеребьевка, объяснение правил игры – 8 мин.
  • Основной этап: игра – 25 мин.
  • Заключительный этап: подведение итогов игры – 5 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя: Добрый день! Мы с вами на прошлых уроках изучали различные устройства компьютера, виды информации и основные действия, выполняемые с информацией. Теперь я предлагаю вам посоревноваться в знании этих вопросов. Я предлагаю вам принять участие в игре «Большие гонки». Для этого нам придется сформировать 3 группы («экипажа»). 

II. Подготовительный этап

Учитель приглашает всех учеников выйти к доске и вытянуть карточку. На каждой карточке изображено какое-либо устройство компьютера. Ребятам предлагается сообща решить, на какие три группы они могут разделиться с учетом полученной карточки. (Группы: устройства ввода, устройства вывода и устройства памяти).
Каждый «экипаж» усаживается в свой «автомобиль» (парты должны быть предварительно расставлены для работы в 3 группах по 4 человека).
На экране спроецирована интерактивная маршрутная карта (для этого на компьютере должен быть установлен флэш-плеер).
Учитель объясняет правила игры:
Каждая команда получает на старте карточку с заданием. В случае правильного выполнения задания, команда получает следующее задание, а автомобиль этой команды перемещается на следующую станцию на интерактивной маршрутной карте. Побеждает та команда, которая раньше остальных достигнет финиша.   

III. Основной этап: игра

Задания на станциях:

1. Старт. Станция «Компьютерная» (Приложение 5)

Необходимо не только правильно подписать названия устройств, изображенных на рисунке, но и разбить их на группы по двум признакам: устройства ввода или вывода; устройства основные или дополнительные.

2. Станция «Загадочная» (Приложение 6)

Необходимо отгадать 4 загадки и 3 ребуса на компьютерную тематику. А также объяснить, что означают полученные термины.

3. Станция «Информационная» (Приложение 7)

Задания на установление соответствия между информационными процессами, устройствами компьютера и органами человека; а также на классификацию видов информации.

4. Станция «Логическая» (Приложение 8)

Задания на нахождение общего признака перечисленных понятий, исключение лишнего и дополнение недостающим.

5. Финиш. Станция «Кроссвордная» (Приложение 9)

Кроссворд по компьютерным терминам.

IV. Заключительный этап: подведение итогов

Определяется команда-победитель по расположению автомобилей на карте. Победителям выдаются сертификаты на получение оценки «5». Участникам команды, занявшей второе место, выдаются сертификаты на получение оценки «4».