Ни для кого не секрет, что игровые формы проведения уроков очень разнообразят процесс обучения, вызывают интерес учащихся и активизируют их мыслительную деятельность. Особенно уместно использование таких форм при обучении школьников младших классов. Очень помогают игровые моменты на уроках информатики удерживать интерес к предмету при безкомпьютеном варианте (например, когда на два учителя и соответственно две группы учеников имеется один компьютерный кабинет). Я предлагаю вашему вниманию один из игровых уроков информатики для 4 класса. Но так как тему «Устройство компьютера» в курсе информатики можно считать классической, то подобный урок можно провести и 5-6 классах.
Цели урока:
- Обучающая: обобщение и систематизация знаний об устройствах, входящих в состав персонального компьютера, о видах информации и информационных процессах.
- Развивающая: развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, строить аналогии.
- Воспитательная: воспитание у учащихся навыков быстрого мышления и ответственности за коллективное решение, умения работать в группе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: урок-игра.
Возраст учащихся: IV класс.
Оборудование:
- ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска (или проекционный экран).
- Интерактивная маршрутная карта (Приложение 1).
- Карточки для жеребьевки (Приложение 2).
- Таблички-идентификаторы команд (Приложение 3).
- Карточки с заданиями.
- Сертификаты для награждения (Приложение 4).
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Подготовительный этап: жеребьевка, объяснение правил игры – 8 мин.
- Основной этап: игра – 25 мин.
- Заключительный этап: подведение итогов игры – 5 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя: Добрый день! Мы с вами на прошлых уроках изучали различные устройства компьютера, виды информации и основные действия, выполняемые с информацией. Теперь я предлагаю вам посоревноваться в знании этих вопросов. Я предлагаю вам принять участие в игре «Большие гонки». Для этого нам придется сформировать 3 группы («экипажа»).
II. Подготовительный этап
Учитель приглашает всех учеников выйти к доске
и вытянуть карточку. На каждой карточке
изображено какое-либо устройство компьютера.
Ребятам предлагается сообща решить, на какие три
группы они могут разделиться с учетом полученной
карточки. (Группы: устройства ввода, устройства
вывода и устройства памяти).
Каждый «экипаж» усаживается в свой «автомобиль»
(парты должны быть предварительно расставлены
для работы в 3 группах по 4 человека).
На экране спроецирована интерактивная
маршрутная карта (для этого на компьютере должен
быть установлен флэш-плеер).
Учитель объясняет правила игры:
Каждая команда получает на старте карточку с
заданием. В случае правильного выполнения
задания, команда получает следующее задание, а
автомобиль этой команды перемещается на
следующую станцию на интерактивной маршрутной
карте. Побеждает та команда, которая раньше
остальных достигнет финиша.
III. Основной этап: игра
Задания на станциях:
1. Старт. Станция «Компьютерная» (Приложение 5)
Необходимо не только правильно подписать названия устройств, изображенных на рисунке, но и разбить их на группы по двум признакам: устройства ввода или вывода; устройства основные или дополнительные.
2. Станция «Загадочная» (Приложение 6)
Необходимо отгадать 4 загадки и 3 ребуса на компьютерную тематику. А также объяснить, что означают полученные термины.
3. Станция «Информационная» (Приложение 7)
Задания на установление соответствия между информационными процессами, устройствами компьютера и органами человека; а также на классификацию видов информации.
4. Станция «Логическая» (Приложение 8)
Задания на нахождение общего признака перечисленных понятий, исключение лишнего и дополнение недостающим.
5. Финиш. Станция «Кроссвордная» (Приложение 9)
Кроссворд по компьютерным терминам.
IV. Заключительный этап: подведение итогов
Определяется команда-победитель по расположению автомобилей на карте. Победителям выдаются сертификаты на получение оценки «5». Участникам команды, занявшей второе место, выдаются сертификаты на получение оценки «4».