Измерение физических величин – основа экспериментальных знаний

Разделы: Физика


Цели:

  • Показать важность физических величин и применение измерений физических величин в быту и производстве.
  • Использование элементов сетевого взаимодействия при проведении занятия, в частности таких, как политехнические, внутришкольное (в параллели 7-х классов и разновозрастное) сетевое взаимодействие.

Оборудование:

  • Компьютер с проектором;
  • Стол «Измерение температуры» -  термометр уличный, термометр комнатный – 2 шт., термометр медицинский – 2 шт., бланк отчета.
  • Стол «Измерение объема» – линейка, кубик деревянный, мензурка с водой, коробок скрепок, бланк отчета.
  • Стол «Измерение роста» – ростомер из медицинского кабинета, бланк отчета.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Добрый день, ребята, уважаемые гости заседания элективного курса «Физика вокруг нас».  Сегодня на занятии мы будем измерять некоторые физические величины, о которых мы неоднократно слышали. На занятии мы будем работать в группах, каждая группа (их три) получает путевой лист с маршрутом следования во время занятия. (Представители каждой группы получают путевой лист – Приложение 1.). Помогать нам будут учащиеся 10 класса.

II. Вводное слово

Физика – наука о природе, мы изучаем физические явления, происходящие вокруг нас, в то же самое время, мы сами тоже являемся объектом, в котором происходят физические явления. Количественно физические явления описываются физическими величинами.
Сегодня мы будем измерять самые распространенные величины, используемые в различных отраслях промышленности, в науке, в технике, в быту. Это расстояние, а точнее – рост участников занятия, температуру и объем.

III. Проведение занятия

Группы занимают места за столом, обозначенным в путевом листе и приступают к измерениям. Время работы на каждом этапе ограничено – 7-10 минут. Измерения проходят под тихую музыку. По окончании  работы на данном этапе каждая группа сдает отчет (Приложение 2) учащимся 10 класса для дальнейшей обработки и подведения итога занятия. После переходов групп к следующему пункту следования, делаются небольшие паузы, во время которых учащиеся 10 класса представляют презентации о физических величинах (Приложение 3 и Приложение 4).
После завершения работ на всех этапах, учащиеся 10 класса обрабатывают результаты и готовят итоговую презентацию, в которую вбивают данные измерений. В это время продолжается работа со всеми учащимися.

IV. Слово учителя.  Отчет о работе групп мы услышим через несколько минут.

– Мы измерили объем, температуру и рост. Измерение этих величин может быть частью выполняемой работы различных специалистов.
Люди, каких профессий в своей трудовой деятельности выполняют измерения (или используют) температуру?
Люди, каких профессий в своей трудовой деятельности выполняют измерения (или используют) объем?

Каждая группа проговаривает по очереди по одной профессии. Дополнения:

Температура – работник санэпедемстанции, врач, работник хранилищ (книги, картины, продукты…), метеоролог (синоптик), кулинары и повара, …
Объем – в строительстве, грузоперевозки, в кулинарии…

V. Итог занятия

Поблагодарить учащихся за активность и предложить посмотреть результаты работы на занятии в подготовленной презентации. (Работы групп на первом этапе представлены в Приложении 5)

Всем большое спасибо за работу. Жду учащихся 7 класса через неделю на очередном занятии элективного курса. До свидания.

Источники информации:

1. Пинский А.А., Разумовский В.Г. Физика. Астрономия. 8 класс. – М., Просвещение, 1998
2. Блудов М.И. Беседы по физике. – М., Просвещение, 1984
3. http://mer.kakras.ru
4. www.rusinst.ru