Цели урока:
- Показать чисто австралийские особенности материка,
- Расширить знания о материке за рамки учебника,
- Совершенствовать навыки работы с картами,
- Научить самостоятельно искать необходимый материал в библиотеке,
- Научить работать с дополнительной литературой,
- Расширить словарный запас,
- Научить зарабатывать оценку,
- Прививать любовь к предмету.
Оборудование: настенная карта полушарий, настенная карта Австралии, настенная контурная карта Австралии, картины, рисунки учащихся, книги.
Оформление:
- Список учащихся, фишки,
- Выставка рисунков учащихся по теме «Австралия»,
- Выставка дополнительной литературы по Австралии, название выставки «Книга – распахнутое окно в мир», толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов,
- Определения слов «рекорд», «эндемик»,
- Оформленный эпиграф:
«Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет…»М.В.Ломоносов
ХОД УРОКА
– Сегодня мы с вами познакомимся с Австралией
еще ближе, постараемся определить, в чем же
своеобразие материка и сделать выводы о причинах
этого своеобразия. Тема урока «Австралийские
рекорды».
Рекорд – это наивысший зарегистрированный
показатель чего-либо (толковый словарь)
Рассказ на фоне мелодии «Утренний туман» популярного башкирского композитора Рима Хасанова:
Многие из вас знакомы с песнями популярного
композитора Рима Хасанова. Но вы не знаете, что
жизнь композитора не всегда складывалась
благополучно.
С развалом Советского Союза и для музыки
наступили нелегкие времена. Песни были не
востребованы, зарабатывать деньги музыкой стало
невозможно. В такое тяжелое время Рим Хасанов,
распродав свои музыкальные инструменты уехал в
Австралию (он довольно хорошо владел английским
языком). Там, пройдя стажировку, стал работать
переводчиком. Со временем, узнав, что он –
композитор, его пригласили читать лекции по
музыке. Сейчас композитор живет снова дома.
– Какой же вывод можно сделать из услышанного?
Нельзя теряться в жизненной ситуации, какой бы
тяжелой она не была, нужно быть мобильным, нужно
уметь работать и любую ситуацию поворачивать на
пользу себе.
Ваша цель – своими ответами заработать как можно
больше баллов-фишек и получить хорошую оценку в
конце урока.
– Для начала разомнемся, проведем письменную
работу по настенной контурной карте.
(Объекты обозначены цифрами, учащиеся пишут
ответы)
– Теперь будем выполнять задания и выводы записывать в тетради.
Задание 1. По карте полушарий сравнить
по величине Австралию с другими материками.
Запись в тетради (на доске креплю заранее
подготовленные записи):
Австралия – самый маленький материк»
Задание 2. По карте «Строение земной
коры» определить возраст фундамента
Австралии.
Запись: Австралия – самый древний материк.
Задание 3. По физической карте
Австралии определить, каков рельеф материка?
Запись: Австралия - самый равнинный материк.
Задание 4. По климатической карте
Австралии определить, количество выпадающих
осадков, господствующие ветры.
Запись: Австралия – самый засушливый материк.
Задание 5. Дать характеристику
животного и растительного мира.
Выступления учащихся с небольшими сообщениями
по темам: эвкалипт, ехидна, утконос, кенгуру,
коала, сумчатый дьявол, эму, кролики
Записи:
1. В Австралии – наибольшее число эндемичных
видов растений и животных.
Эндемики – растения и животные, имеющие узкий
ареал (район) распространения (словарь
иностранных слов).
2. В Австралии – одичавшие растения и животные –
беда (кролики, верблюды, опунции)
Задание 6. Охарактеризовать водные
объекты.
Запись: Австралия – самый бессточный материк.
Задание 7. Назвать географический
объект, созданный живыми организмами.
Запись: В Австралии – Большой барьерный риф
Задание 8. Назвать оружие аборигенов.
Запись: Австралия – родина бумеранга (хотя этот
факт спорный, так как бумеранг находили и у
евразиатских народов)
– Давайте подведем итоги: Почему органический мир Австралии своеобразен?
1. Австралия отделилась от Гондваны давно,
2. Австралия изолирована от других материков,
3. В Австралии не было резких изменений климата.
– Ну а теперь посмотрим, кто сколько баллов заработал, и оценим свой труд.