«Для здоровья наши руки мастерят, не зная скуки»
С каждым годом ухудшается состояние
здоровья подрастающего поколения, увеличивается
численность детей с проблемами физического и
психического развития, нуждающихся в
психолого-медико-педагогической помощи. В
структуре заболеваемости детей дошкольного и
младшего школьного возраста нарушения
опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимают
одно из ведущих мест.
По результатам обследований ОДА в городе
Междуреченске выявлено, что от 40 до 60 %
обследуемых детей имеют нарушения осанки и
плоскостопия.
Анализ состояния здоровья детей данного
возраста посещающих Центр
психолого-медико-социального сопровождения
показал, что у 60 % имеются нарушения
опорно-двигательного аппарата.
Профилактику плоскостопия и коррекцию осанки
следует начинать с дошкольного возраста, когда
скелетно-мышечная система еще формируется.
На осанку детей неблагоприятно влияет плохое
развитие стопы. Для укрепления мышц,
формирования ее сводов применяются традиционные
упражнения: ходьба, бег, подскоки на носках,
перекаты с пятки на носок, передвижение по
канатам, гимнастической стенке, ходьба на
наружных сторонах стоп, перекладывание и
отбрасывание предметов стопами ног сидя, ходьба
и бег по песку.
Практика показала, что занятия с использованием
нестандартного оборудования, сделанного своими
руками, больше нравится детям. Оно яркое,
образное, малогабаритное, универсальное, легко
трансформируется при минимальной затрате
времени и способствует созданию благоприятного
эмоционального настроя. А также проведение
лечебной физкультуры с использованием
нестандартного оборудования позволяет более
быстро и качественно формировать двигательные
умения и навыки, способствует повышению интереса
к занятиям спортом.
Упражнения с использованием нестандартного
оборудования направлены на укрепление здоровья,
улучшения физической подготовленности и
повышение функциональных возможностей
организма детей.
Предлагаем нестандартное оборудование, которое
используется в коррекционной работе с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста с
целью:
- формирования привычки к сохранению правильного положения тела;
- закрепления двигательных умений детей, осознанного выполнения движений;
- укрепления костно-мышечной системы;
- тренировки дыхательной мускулатуры;
- оказания общеукрепляющего воздействия на организм ребенка.
Оборудование «Лечебный паровоз»
Задачи:
- Укреплять мышцы спины, своды стоп.
Развивать ориентировку в пространстве (понятия: «впереди – сзади», «правое – левое» и т.д.).
Закреплять счет, форму, цвет предметов; понятия «большой – маленький», «больше – меньше».
Лечебный паровоз представляет собой цепочку из ковриков с изображением вагонов разной геометрической формы, которые соединены между собой плетеной веревкой. Каждый коврик разного цвета, геометрической формы и соответствует порядковому номеру в ряду. Корригирующая дорожка представлена в виде деревянных брусков, соединенных между собой веревкой – это «рельсы со шпалами».
Использование:
- ходьба по корригирующей дорожке;
- выполнение заданий на закрепление цвета, формы, счета, количества и т.д.
Оборудование «Машины»
Задачи:
- Укреплять мышцы спины, своды стоп.
- Развивать ориентировку в пространстве.
- Закреплять счет, цвет предметов.
- Формировать правильную постановку шага, его длины.
Корригирующая дорожка состоит из пяти ковриков, соединенных между собой цветными веревками. Внутри – пробки. За счет съемных чехлов наполнение ковриков можно менять на камни, пуговицы и т.д.
Использование: ходьба по корригирующей дорожке, считая, называя цвет и определяя пространственное месторасположение этих предметов.
Оборудование «Цветик – семицветик»
Задачи:
- Укреплять мышцы спины, своды стоп.
- Закреплять счет, форму, цвет предмета.
Цветик-семицветик состоит из семи лепестков разного цвета и разного внутреннего содержания: горох, фасоль, овес, пшено, перловка, гречка, рис. Все лепестки присоединяются с помощью липучки к сердцевине, набитой синтепоном.
Использование:
- ходьба по лепесткам с закреплением цвета и их количества;
- индивидуальная работа с отдельными лепестками: чередование с ходьбой по лепесткам как с мелким, так и с крупным внутренним содержимым.
Оборудование наше необычное,
В нем нет вещей привычных:
Там палки, пробки, да разная крупа.
Все это помогает
Быть здоровыми всегда!
Результаты работы показали, что дети, обладая
лучшим здоровьем и большей работоспособностью,
затем успешней учатся в школе.
Новое спортивное оборудование – это всегда
дополнительный стимул активизации
физкультурно-оздоровительной работы.