Методическое пособие по использованию нестандартного оборудования

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей


«Для здоровья наши руки мастерят, не зная скуки»

С каждым годом ухудшается состояние здоровья подрастающего поколения, увеличивается численность детей с проблемами физического и психического развития, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи. В структуре заболеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимают одно из ведущих мест.
По результатам обследований ОДА в городе Междуреченске выявлено, что от 40 до 60 % обследуемых детей имеют нарушения осанки и плоскостопия.
Анализ состояния здоровья детей данного возраста посещающих Центр психолого-медико-социального сопровождения показал, что у 60 % имеются нарушения опорно-двигательного аппарата.
Профилактику плоскостопия и коррекцию осанки следует начинать с дошкольного возраста, когда скелетно-мышечная система еще формируется.
На осанку детей неблагоприятно влияет плохое развитие стопы. Для укрепления мышц, формирования ее сводов применяются традиционные упражнения: ходьба, бег, подскоки на носках, перекаты с пятки на носок, передвижение по канатам, гимнастической стенке, ходьба на наружных сторонах стоп, перекладывание и отбрасывание предметов стопами ног сидя, ходьба и бег по песку.
Практика показала, что занятия с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими руками, больше нравится детям. Оно яркое, образное, малогабаритное, универсальное, легко трансформируется при минимальной затрате времени и способствует созданию благоприятного эмоционального настроя. А также проведение лечебной физкультуры с использованием нестандартного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к занятиям спортом.
Упражнения с использованием нестандартного оборудования направлены на укрепление здоровья, улучшения физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей.
Предлагаем нестандартное оборудование, которое используется в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с целью:

  • формирования привычки к сохранению правильного положения тела;
  • закрепления двигательных умений детей, осознанного выполнения движений;
  • укрепления костно-мышечной системы;
  • тренировки дыхательной мускулатуры;
  • оказания общеукрепляющего воздействия на организм ребенка.

Оборудование «Лечебный паровоз»

Задачи:

  • Укреплять мышцы спины, своды стоп.
  • Развивать ориентировку в пространстве (понятия: «впереди – сзади», «правое – левое» и т.д.).

  • Закреплять счет, форму, цвет предметов; понятия «большой – маленький», «больше – меньше».

Лечебный паровоз представляет собой цепочку из ковриков с изображением вагонов разной геометрической формы, которые соединены между собой плетеной веревкой. Каждый коврик разного цвета, геометрической формы и соответствует порядковому номеру в ряду. Корригирующая дорожка представлена  в виде деревянных брусков, соединенных между собой веревкой – это «рельсы со шпалами».

Использование:

  • ходьба по корригирующей дорожке;
  • выполнение заданий на закрепление цвета, формы, счета, количества и т.д. 

Оборудование «Машины»

Задачи:

  • Укреплять мышцы спины, своды стоп.
  • Развивать ориентировку в пространстве.
  • Закреплять счет, цвет предметов.
  • Формировать правильную постановку шага, его длины.

Корригирующая дорожка состоит из пяти ковриков, соединенных между собой цветными веревками. Внутри –  пробки. За счет съемных чехлов наполнение ковриков можно менять на камни, пуговицы и т.д.

Использование: ходьба по корригирующей дорожке, считая, называя цвет и определяя пространственное месторасположение этих предметов.

Оборудование «Цветик – семицветик»

Задачи:

  • Укреплять мышцы спины, своды стоп.
  • Закреплять счет, форму, цвет предмета.

Цветик-семицветик состоит из семи лепестков разного цвета и разного внутреннего содержания: горох, фасоль, овес, пшено, перловка, гречка, рис. Все лепестки присоединяются с помощью липучки к сердцевине, набитой синтепоном. 

Использование:

  • ходьба по лепесткам с закреплением цвета и их количества;
  • индивидуальная работа с отдельными лепестками: чередование с ходьбой по лепесткам как с мелким, так и с крупным внутренним содержимым.

Оборудование наше необычное,
В нем нет вещей привычных:
Там палки, пробки, да разная крупа.
Все это помогает
Быть здоровыми всегда!

Результаты работы показали, что дети, обладая лучшим здоровьем и большей работоспособностью, затем успешней учатся в школе.
Новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.