Теоретический анализ литературы показывает, что наиболее оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия между родителями и администрацией ДОУ являются занятия с использованием тренинговых упражнений. Однако наш собственный опыт позволяет утверждать, что использование тренинговых форм работы с родителями в современных российских условиях является нереальным. Социально-экономическая ситуация определяет дефицит времени родителей. Поэтому в нашем детском саду в качестве основной формы работы с родителями мы избрали психологическое консультирование.
Темы консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, но некоторые можно рекомендовать для любого детского учреждения. Вот их примерный перечень (приложение 1):
- Влияние семьи на становление личности ребенка.
- Советы родителям для нормализации общения с ребенком.
- И у детей бывают нервы на пределе.
- Можно ли заставить ребенка слушаться?
- Ребенок с 2 до 3 лет: возрастные особенности и нормы развития.
- Воспитание ответственности и самостоятельности.
- Детская агрессия: хорошо или плохо?
- Все дети балуются!
- Застенчивость детей дошкольного возраста.
- Игрушка как средство психического развития детей до 3 лет.
- Как подготовить ребенка к школе.
- Кризис семи лет.
- Воспитание лидера.
- Развивающие игры для детей до 4-х лет.
- Капризы ребенка или помогите капризуле!
- Нормы поведения в песочнице.
- Убираем игрушки.
- Приучаем к горшку.
Но главное - не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое психолог стремиться передать воспитателям и родителям. Необходимо убедить всех участников воспитательного процесса в том, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых – сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой.
При подготовке консультаций использовалась следующая литература:
- Семья в психологической консультации/ ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина.- М.: Педагогика, 1989.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Интернет-ресурсы